Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:29, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан, а также рассмотреть конкретные виды данных прав.
В этой связи поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить Конституцию РФ, отраслевое законодательство, развивающее социально-экономические права, нормативные акты, регулирующие прецеденты по защите основных социально-экономических прав и свобод граждан;
2) проанализировать практику Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) по защите социально-экономических прав граждан;
3) исследовать проблемы реализации социально-экономических прав;
Введение
4
Глава 1.
Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина
7
1.1.
Понятие и содержание прав и свобод человека и гражданина
7
1.2.
Сущность социально-экономических прав человека и гражданина
13
Глава 2.
Реализация социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
21
2.1.
Право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности
21
2.2.
Трудовые права и свободы. Охрана материнства и детства
27
2.3.
Право на социальное обеспечение и право на жилье
38
2.4.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду
45
Глава 3.
Гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина
49
3.1.
Понятие и виды механизмов защиты прав человека
49
3.2.
Роль Уполномо ченного по правам человека в защите прав человека и гражданина
60
3.3.
Международная защита социально-экономических прав и свобод человека
63
3.4.
Проблемы реализации социально-экономических прав и свобод человека
74
Заключение
77
Список используемой литературы
Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.
Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы.
Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия и др.).
Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.
Статья 7 Конституции провозглашает Россию социальным государством. Социальным является государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Социальное государство призвано создавать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.
Впервые идеи социального государства прозвучали в ходе английской революции на волне движения свержения королевской власти, а свои реальные конституционные воплощения они получили в Акте 1649 г. об объявлении Англии общим достоянием. В этой формуле общего состояния богатства подчеркивалось, что государство должно выполнять функции социальные. Следующий этап наступил в ходе американской революции, когда Декларация о независимости 1788 г. провозгласила как самоочевидную истину, что все рождены свободными и что каждый наделен определенными, неотчуждаемыми правами, в том числе правом на жизнь, правом на свободу и правом на стремление к счастью.
Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией РФ, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.
Реализация принципа социального государства основана на том, что большинство граждан данного общества вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный их уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Основой для этого является свобода экономической деятельности, предпринимательская деятельность и другие виды деятельности, развивающиеся и поддерживаемые государством в современном экономически развитом демократическом обществе.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Право на свободу
предпринимательской
Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельность (ст. 34 Конституции РФ) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.
ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2).
Свобода экономических отношений возможна только в условиях добросовестной конкуренции, состязательности предпринимателей, которая способствует развитию производства, повышению качества продукции, снижению цен.
Государственные органы не имеют права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.
Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.
В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.
Конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какого субъекта осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции РФ, относящие к предметам исключительного ведения Российской Федерации те сферы, которые могут являться предметом государственного регулирования только на федеральном уровне. Это вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; вопросы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности.
В ст. 57 Конституции РФ указано, что предприниматели обязаны платить установленные налоги и сборы. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
Конституция РФ выделяет экономическую деятельность, подлежащую запрету, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Монополизация - это деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и занятие монопольного положения на рынке. Подобная деятельность запрещена. Вместе с тем, в ряде отраслей экономики согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» государство допускает существование монополий: транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам и т.д.
Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополизма принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г. ) «О защите конкуренции».
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий естественных монополий, которые существуют на тех рынках, где удовлетворение спроса на рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) и товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Вместе с тем, органы государственной власти должны стремиться к уменьшению числа естественных монополий.
Недобросовестная конкуренция отличается от монополизации. Она характерна тем, что на рынке существует конкуренция и конкурентная борьба, однако эта борьба ведется некорректными методами - с помощью распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей и т.д.
Недобросовестная конкуренция зачастую связана с рекламой, вводящей в заблуждение потребителей. Поэтому соответствующие гарантии закрепляются также в законодательстве о рекламе. Так, Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г., с изм. от 21.11.2011 г.) «О рекламе» запрещает недобросовестную и недостоверную рекламу, к которой относится и реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции.
Таким образом, свобода предпринимательской деятельности выражается в следующем:
в свободе распоряжаться способностями к труду, проявляющейся в свободе выбора рода деятельности или профессии;
свободе от недобросовестной конкуренции и монопольной деятельности;
общей свободе совершать любые действия, не противоречащие действующему законодательству.
Право частной собственности с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.ст. 8 и 9 Конституции РФ.
Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее - естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Закрепление права частной собственности в Конституции крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность.
Как отмечается в современной российской научной литературе, право собственности обусловлено тремя составляющими: правом владения, т.е. правом собственника обладать принадлежащим ему имуществом; правом пользования, т.е. правом собственника на извлечение и присвоение полезных свойств имущества; правом распоряжения - правом определения юридической судьбы имущества. Определение права собственности через триаду правомочий принадлежит еще М.М. Сперанскому и является непререкаемым в отечественной доктрине гражданского права7.
Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой, вымогательство и др. ГК РФ закрепляет основания приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч. 1 ст. 213).
Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в связи с тем, что оно послужило орудием или предметом преступления или правонарушения.
Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Что касается принудительного отчуждения для государственных нужд (национализация), то КС РФ в ряде своих постановлений сформулировал принципы такого изъятия - установление справедливой, соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, предварительное и равноценное возмещение за отчуждаемое в публичных целях имущество8.
Практика национализации в современной России пока невелика и сводится в основном к выкупу у граждан домов и земельных участков, на территории которых будет осуществляться строительство. Однако отсутствие федерального закона, регламентирующего все аспекты национализации, приводит к конфликтам между органами власти и собственниками.
Гарантией права частной собственности является также право наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.
Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной собственности на землю (ст. 35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.
В истории экономических и правовых учений право частной собственности на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели ( Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введение земли в гражданский оборот, и в конце концов утвердили в развитых странах такие принципы регулирования частной собственности на землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и всего общества.
Информация о работе Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России