Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Экономические и политические преобразования, проходящие в настоящий момент в России, коренным образом влияют на изменения в гражданском законодательстве. В то же время, его формирование в немалой степени способствует достижениям современной экономики.
Существенную роль в поступательном развитии страны принадлежит субъектам, выстраивающим свои взаимоотношения по средствам заключения гражданско-правовых договоров. С принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), гражданско-правовой договор приобрел свои истинные черты, то есть стал способом выражения согласованной воли его участников, позволяющим оптимально сочетать интересы сторон.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика системы гражданских договоров 6
1.1. Понятие и значение системы гражданских договоров 6
1.2 Критерии формирования системы гражданских договоров 13
1.3 Принципы построения системы (классификации) гражданских договоров 20
Глава 2. Характеристики некоторых системных признаков 33
2.1 Направленность договора 33
2.2 Субъектные особенности договора 43
2.3 Предмет договора 48
Глава 3. Отдельные типы (виды) договоров 57
3.1 Договоры, направленные на передачу во временное пользование объектов гражданских прав 57
3.2 Договоры, направленные на предоставление отсрочки возврата такого же количества имущества того же рода и качества или на отсрочку оплаты. 70
Заключение 82
Список использованных источников 86
Следовательно, задача гражданского права состоит в «выравнивании» участников имущественного оборота путем установления для слабой стороны обязательства особых условий участия в договорных отношениях: льготного порядка заключения, изменения или расторжения договора, предоставления слабой стороне в обязательстве дополнительных прав и возложения на ее контрагента дополнительных обязанностей, ужесточения ответственности сильной стороны в обязательстве за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение и, наоборот, ограничение ответственности слабой стороны и т.п.
Необходимость специфического правового регулирования диктуется различными субъектными особенностями: спецификой гражданина как такового, гражданина-потребителя, потребителя в широком смысле (как стороны, противостоящей производителю). Слабой стороной может быть и производитель, занимающийся определенным видом предпринимательской деятельности. Таковым, к примеру, является сельскохозяйственный производитель, продающий свою продукцию. От степени экономического неравенства зависит «дозирование» правовых средств, требующихся для его устранения. И потому чрезвычайно важно выявить каждый вид обязательства, характеризующийся экономическим неравенством контрагентов, и правильно установить субъектный признак, которым экономическое неравенство обусловлено. От этого зависят правильная и полная унификация юридического материала, распространение действия правовых норм, отражающих определенный уровень экономического неравенства, на все правоотношения, характеризующиеся этим неравенством.
Необходимо иметь в виду, что различные уровни экономического неравенства, обусловленные разными субъектными признаками, могут присутствовать в договоре одного типа (вида). Если каждый из таких уровней требует специального регулирования, оно должно быть предусмотрено в законе. При этом важно не запутаться в многоступенчатости нормообразующих факторов, не замкнуть на узкий круг правоотношений такие нормы, которые должны применяться для более широкого уровня. И наоборот, правильно установив специфику более узкого круга обязательств, выделить обусловливающие ее признаки и четко определить, что нормы, регулирующие эту специфику, применяются только к этим правоотношениям.
Прежде всего обращает на себя внимание относительно самостоятельное значение данного признака. Он является основой для выработки унифицированных правил, применимых к обязательствам с различной направленностью. Так, ст. 426 ГК РФ, посвященная публичному договору, содержит общие нормы, применимые к розничной купле-продаже, перевозке транспортом общего пользования, услугам связи, энергоснабжению и другим договорам. Унифицированные положения содержатся в ст. 428 ГК РФ, регламентирующей договор присоединения. Значительное количество общих норм содержится в Законе «О защите прав потребителей».
В некоторых случаях законодатель унифицировал законодательные правила не для всех, а для некоторых договорных институтов, выделенных по признаку направленности. К примеру, в ст. 739 ГК РФ, регламентирующей бытовой подряд, сказано, что в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю по договору розничной купли-продажи в соответствии со ст. 503 - 505 ГК РФ.
В то же время анализ ГК РФ показывает, что экономическое неравенство играет в целом подчиненную роль по отношению к признаку направленности. За исключением незначительного количества унифицированных положений правовые формы устранения экономического неравенства в основном непосредственно зависят от направленности правоотношения.
Приоритетное значение цели договора проявляется в трех формах.
Во-первых, направленность
может уточнять правовое регулирование,
обусловленное фактором неравенства.
Например, для устранения неравенства
требуется, чтобы экономически сильная
сторона предоставляла информац
Во-вторых, в некоторых
случаях направленность обязательства
требует формирования таких норм,
устраняющих экономическое
В-третьих, направленность, в отличие от признака экономического неравенства, обусловливает наиболее существенные элементы правового механизма, в первую очередь, права и обязанности, отражающие цель правоотношения. Экономическое неравенство может лишь уточнять содержание обязательства. Главное влияние оно оказывает на регулирование заключения, изменения и прекращения договора.
Нынешний
уровень развития отечественной
экономики характеризуется
В целом действующий ГК РФ создан как закон, регламентирующий отношения между экономически равноправными контрагентами. В нем не так много норм, которые предоставляют дополнительные права и преимущества стороне, противостоящей производителю (продавцу, подрядчику, арендодателю и т.д.). Тем не менее такие нормы есть.
Некоторые из них имеют общее значение и поэтому содержатся в первой части ГК РФ. Это ст. 426 (публичный договор) и ст. 428 (договор присоединения).
Рассматриваемый уровень экономического неравенства предопределил создание некоторых договорных институтов во второй части ГК РФ, например договор проката.
Экономическое неравенство, требующее правового реагирования, может существовать не только между производителем и потребителем, под которым подразумевается сторона, противостоящая производителю. Это неравенство может усугубляться, если противостоящая производителю сторона действует не с предпринимательской, а с потребительской целью. Основой такого неравенства является то, что предприниматель, в отличие от потребителя, - профессионал. Он, действуя в обороте, знает и может больше, с него, соответственно, и спрос должен быть больший.
В ГК РФ предусмотрен специальный правовой режим для договоров, в которых участвует потребитель.
Часть норм имеет общее значение. Поэтому они размещены в первой части ГК РФ. Так, в ст. 401 предусмотрено, что потребитель в отличие от предпринимателя, по общему правилу, несет ответственность при наличии вины. В ст. 426 ГК РФ предусмотрены особые правила для публичного договора, применимые к обязательствам, участником которых является потребитель. Кроме того, специфическое правовое регулирование, предусмотренное в ст. 428 для договоров присоединения, распространяется на такие правоотношения с участием потребителя, которые могут быть квалифицированы как договор присоединения.
Закрепляя особенности отношений, обусловленные экономически зависимым положением покупателя-потребителя, законодатель установил несколько специальных правил, которые применяются независимо от того, кто выступает на стороне потребителя: гражданин или юридическое лицо. Эти правила регулируют порядок предоставления информации и последствия ее непредоставления; особые последствия невнесения покупателем предоплаты за товар и неоплаты товаров, проданных в кредит; более широкие права покупателя в случае приобретения им товаров ненадлежащего качества; возможность обмена товара и ряд других особенностей.
Экономическое неравенство, требующее правового реагирования, существует не только в отношениях между производителем и потребителем. В некоторых случаях экономически слабой стороной может быть и производитель-предприниматель, что обусловливается характером осуществляемой им деятельности.
Следующий рассматриваемый нормообразующий признак - предмет договора. Предмет договора - это материальный объект, по поводу которого складывается гражданское правоотношение. Та или иная специфика предмета договора порождает особенности его правового регулирования. Действующий ГК РФ содержит особую регламентацию обязательств по поводу таких специфических объектов, как недвижимость; предприятие; транспортные средства; сельскохозяйственная продукция; товары, передаваемые через присоединенную сеть; деньги; ценные бумаги; строительные, проектные, изыскательские, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
Предметный признак в ряде случаев служит основой для формирования унифицированных норм, применимых к любым обязательствам (в том числе и с различной направленностью), возникающим по поводу одинакового предмета.
Значительное количество таких унифицированных правил содержится в первой части ГК РФ. Так, в гл. 6 даны легальные определения различных договорных объектов (предметов) и наиболее общие нормы о них. В частности, они касаются недвижимости (ст. 130 - 131), предприятия (ст. 132), денег (ст. 140), валютных ценностей (ст. 141). Глава 7 ГК РФ посвящена ценным бумагам. В гл. 18 ГК РФ регламентированы особенности жилых помещений. Согласно ст. 316 ГК РФ одним из критериев установления места исполнения обязательства является предмет договора. Унифицированные нормы содержатся в институте залога (§ 3 гл. 23 ГК РФ)41.
Однако, несмотря на наличие значительного числа унифицированных положений, обусловленных предметным признаком, следует признать, что он играет вторичную роль по сравнению с признаком направленности.
Для анализа данного системного принципа возьмем в качестве примера некоторые предметы договоров, а именно: транспортное средство, деньги и ценные бумаги.
Итак, транспортное средство является специфическим предметом договора, обусловившим особое правовое регулирование. Перечислим особенности, которые выделили транспортное средство в качестве системного признака, имеющего нормообразующее значение.
Понятие «транспортные средства» является чрезвычайно широким и включает в себя самые разные объекты, имеющие целью транспортировку пассажиров, почты, грузов, багажа: от воздушных и морских судов до телеги, саней и велосипедов. В связи с этим необходимо учитывать, что не всякое транспортное средство можно рассматривать как предмет договора, требующий специального правового регулирования. Особым предметом обязательства может быть лишь такое транспортное средство, которое является сложным техническим устройством и источником повышенной опасности, потому что только эти признаки требуют установления специальных правил, регламентирующих управление им и обеспечение его надлежащей технической эксплуатации. Следовательно, именно данные признаки необходимо признавать квалифицирующими транспортное средство как особый предмет договора.
В юридической литературе
встречается неоднозначное
Специфика транспортного
средства имеет нормообразующее
значение лишь для тех обязательств,
которые предусматривают его эк
В судебной практике обращалось особое внимание на то, что к правоотношениям по поводу транспортных средств как таковых не должны применяться правовые нормы, не обусловленные нормообразующими признаками транспортного средства.
Все транспортные средства можно условно разделить на две группы:
обычные;
особо значимые (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты).
Данная классификация имеет правовое значение. Особая значимость транспортных средств второй группы обусловила то, что к ним, помимо общего правового регулирования, обусловленного спецификой транспортных средств как таковых, должны применяться правила, отражающие особую значимость названных объектов. Задача выработки и применения специального правового режима для особо значимых транспортных средств решена законодателем путем определения их в ст. 130 ГК РФ как недвижимости и распространения на них норм о недвижимости, отражающих не неразрывную связь недвижимости с землей, а ее ценность и значимость, требующие индивидуализации и учета.
Представляется необходимым отметить следующие правила, которые применимы к транспортным средствам, признаваемым недвижимостью.
Прежде всего, это ст. 131 ГК РФ, предусматривающая, что право собственности и другие вещные права на любую недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции. Правила о залоге недвижимости содержатся в Федеральном законе об ипотеке (залоге недвижимости). Кроме того, это ряд норм § 7 гл. 30 ГК РФ, посвященного продаже недвижимости: о форме договора (ст. 550), об обязательной государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость (ст. 551), об определении предмета договора (ст. 554), о цене как существенном условии сделки (ст. 555), об особом порядке передачи недвижимости покупателю (ст. 556), о неприменимости к продаже недвижимости положений ст. 475 ГК РФ о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества (ст. 557). Специальные правила содержатся также в институтах аренды (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 610, п. 2 ст. 617 ГК РФ), ренты (ст. 586 ГК РФ) и доверительного управления имуществом (п. 2 и 3 ст. 1017 ГК РФ)42.