Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:32, дипломная работа
Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.
Определения……………………………………………………………….……..3
Введение…………………………………………………………………………..4
Основная часть…………………………………………………………………..7
1 Терроризм, как глобальная проблема………………………………………….7
Понятие терроризма………………………………………………………......7
Краткая история возникновения терроризма………………………………13
2 Правовые методы борьбы с современным терроризмом……………………18
2.1 Общесоциальные меры и политические решения…………………………18
2.2 Административно-правовые методы……………………………………….23
2.3 Уголовная ответственность…………………………………………………28
2.4 Методы борьбы с терроризмом на международном уровне……….……..37
3 Терроризм в России, решение проблемы на современном этапе…………..47
3.1 Состояние террористической преступности в России…………………….47
3.2 Некоторые проблемы в уголовном законодательстве……………..….…..52
3.3 Реализация основных принципов противодействия терроризму……...…63
Заключение……………………………………………………………………..70
Список использованных источников………………………………….……74
Приложение А Хронология терактов в России………………..………….…..80
Приложение Б Состояние террористической преступности в России……….81
Приложение В Динамика террористических преступлений в России…….....82
От того как проводится политика в социально-экономической, духовной, культурной, воспитательной и других сферах жизни зависит эффект предупреждения. Отсюда я делаю простой вывод, если слабая экономика, нестабильна политическая обстановка, не обеспечивается защита прав граждан, там происходят конфликты на национальной почве, а это порождает терроризм.
Общесоциальное предупреждение для противодействия терроризму имеет первостепенное значение поскольку предполагает решение политических, экономических, административных, иных проблем, имеющих общесоциальное значение. В отличие от него специальное предупреждение носит целенаправленный характер, ориентированный на недопущение преступлений, выявление, устранение, нейтрализацию причин, условий террористической преступности, на коррекцию в сторону общепринятых норм поведения лиц с антиобщественной позицией относительно межнациональных и межконфессиональных противоречий и способов их решения.
Специально - криминологические мероприятия тоже разрабатываются в сфере политики и осуществляются как ее часть, например, при применении принудительных мер в регионах, где имеются террористические проявления. Принятие в России законов по борьбе с терроризмом есть проявление политики государства. И здесь особенно важны специальные меры. Не только принудительные, но и все иные, включая экономические, воспитательные, организационные, административные и т.д., направленные на противодействие этому явлению.
Меры специального предупреждения преступности, в частности террористической, разнообразны. Их можно разграничить: по содержанию (экономические, политические, культурно – воспитательные и др.); масштабам действия (общегосударственные, региональные и местные); по степени радикальности (предупреждающие возможность возникновения террористических ситуаций и явлений, нейтрализующие такие явления и ситуации); по правовой характеристике (детально урегулированные юридическими нормами, например, Федеральный Закон РФ «О противодействии терроризму»); по механизму действий (меры – сигналы и меры прямого действия).
Имеются различные системы (классификации) мер по противодействию терроризму. Одна из них разработана Отделением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности. Его классификация включает в себя следующие контртеррористические меры:
политические и управленческие;
экономические и социальные;
психологически коммуникационно-
военные;
судебные и юридические;
полицейские и тюремные;
разведывательные и секрктные;
другие (уступки, сделки, иммиграционные меры, поддержка жертв).
Возможны, разумеется, и другие схемы. В данном случае хотелось бы сосредоточить внимание на политических мерах, предполагая, что именно они закладывают основы всей деятельности по противодействию терроризму.
Под политическими мерами нужно понимать совокупность государственно-правовых норм, на основе которых могут решаться религиозные конфликты. Экономические, административные, иные меры должны базироваться на них, регулироваться ими.
Терроризм порождают принимаемые, порой непродуманные и непросчитанные по своим последствиям, политические решения, затрагивающие жизненно важные интересы больших групп и слоев населения. А во многих случаях он представляет собой реакцию определенных социальных, религиозных групп на ошибки и просчеты политического руководства. Ярким примером политической близорукости является непоследовательная и противоречивая политика федеральной власти в 1990-х годах на Северном Кавказе.
Основным внутренним фактором терроризма политического свойства является невыполнение или недолжное выполнение государственной властью своих функций. При такой государственной политике появляются различные оппозиционные группы, для которых становится сомнительной законность существующей власти, всей системы управления. Когда такие группы приходят к выводу, что не могут добиться своих целей законным путем, они зачастую прибегают к насилию.
Народ России имеет право в условиях полной свободы определять свой внутренний и внешний статус без вмешательства извне и осуществлять по собственному усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.
Необходимо подчеркнуть, что право народа распоряжаться своей судьбой предполагает, и обязанность не ставить свои права выше прав других, не ущемлять их интересы.
Очень сложно обстоит дело в случаях, когда регионы добиваются независимости. Чаще всего именно в таких ситуациях возникает религиозное противостояние, приводящее к терроризму. Именно такого рода конфликт существует в России на Северном Кавказе.
Светские и духовные лидеры террористических групп ищут определенный идеологический стержень, который не только способен сплотить людей, но и оправдать террористическую деятельность. Лидеры пытаются сформировать у членов своих групп такую идеологию, в которой бы искажались признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла.
Предупреждение терроризма мерами политического, экономического или другого характера может быть и общесоциальными, и специальными, т.е. специально направленными на предупреждение (профилактику) этого явления.
Очень важным аспектом реализации политических мер является сотрудничество разных стран в борьбе с терроризмом на международном, региональном и двустороннем уровнях. Оно должно включать: взаимодействие между правоохранительными, следственными и судебными органами, с уделением должного внимания уважению основных прав человека.
Для успешной борьбы с
терроризмом государство и
Вырабатывая идеологическую политику, государство должно привлечь весь культурный потенциал РФ, так как формирование мировоззренческой, идеологической сферы является доминирующей областью деятельности культуры. Формирование идейно-нравственного иммунитета от насилия - главная ее цель в противодействии терроризму.
О необходимости выработки консолидирующей идеологии, без которой невозможно прогрессивное развитие страны, говорил В.В. Путин в 1999 г.: «Сегодня многонациональному народу России нужна своя, прогрессивная и действительно воодушевляющая их, обеспечивающая их высокую социальную и общественную активность, идеология. В основе новой идеологии должен лежать патриотизм»10. Только когда мысли и поступки человека будут направляться совестью, тогда он не будет подвержен таким проявлениям, как экстремизм и терроризм. Тогда внутренняя культура не только не позволит ему содействовать террористам, но, наоборот, будет побуждать самым активным образом противостоять любым негативным явлениям жизни.
Итак, при выработке
общегосударственной
2.2 Административно-правовые методы.
Серьезность современной угрозы терроризма вызывает к жизни многогранную (экономическую, политическую, охранительную и др.) деятельность различных органов государственной власти. Такая деятельность в демократическом государстве не может осуществляться вне правового поля.
Задача административного права - регулирование публичных отношений, защита общественной безопасности. Именно потому, что административное право регулирует и охраняет общественный порядок, оно является очень важной для общества отраслью права. Такая роль административного права определяется, во-первых, широтой его предмета регулирования, охватывающего общественные отношения в сфере деятельности исполнительной власти; во-вторых, императивным методом регулирования, а в этом качестве выступает метод властного повеления, суть которого выражается в формуле «команда-исполнение»; в-третьих, сочетанием регулятивных и охранительных функций. Эти особенности предопределяют направленность, объем и способы административно-правового противодействия терроризму.
Административно-правовые
нормы занимают особое место в
механизме противодействия
На защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия финансированию терроризма (как и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) направлен Федеральный закон «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (название в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. № 131-ФЗ)11.
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как установлено в его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 16 ноября 2005 г. № 145-ФЗ),12 регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; в соответствии с международными договорами Российской Федерации действие указанного Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Нормами административного права регулируются и вопросы организации противодействия терроризму, управления этой деятельностью. Такие нормы содержаться в Федеральном законе «О противодействии терроризму», в котором закреплены организационные основы такого противодействия (ст. 5), определен правовой режим контртеррористической операции (ст. 15). Не секрет, что многие неудачи федеральных сил на Северном Кавказе были связаны с плохой координацией деятельности различных силовых структур.
Современные представления о данном механизме исходят из того, что механизм административно-правового регулирования включает в себя нормы (нормативные акты), правоотношения, акты применения права, способы правового регулирования (дозволение, разрешение, запрет).
В механизме административно-
Нормативными актами определяется круг административно-правовых средств, используемых в борьбе с терроризмом, порядок их применения. К ним следует отнести Кодекс РФ об административных правонарушениях, который содержит нормы об административной ответственности за деяния, связанные с террористической деятельностью: ст. 15.27 «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; ст. 20.27 «Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию». В КоАП РФ определен, также порядок применения мер административного пресечения, связанных с совершением административных правонарушений.
Значительна роль норм административного права в формировании административно-правовых режимов, большинство которых связано с обеспечением общественной безопасности. Таковы режимы оборота оружия, закрытого административного образования, пропускной режим и др. Установление пропускного режима в аэропортах, на предприятиях атомной энергетики и других опасных производствах имеет целью исключить проникновение посторонних лиц на эти объекты. Федеральный закон от 21 июля 1997 Г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 Г. № 45-ФЗ) распространяет соответствующие положения безопасности.
В предупреждении и пресечении террористической деятельности значительна роль административно-правовых режимов.
Это говорит о том, что, во-первых, содержание правового режима составляет не одно какое-либо юридическое средство, а их совокупность. Во-вторых, в правовом режиме способы правового регулирования находятся в определенном сочетании. В-третьих, правовой режим создается для определенной цели правового регулирования.
Правовые режимы, регулируемые
нормами административного
Общие административно-правовые режимы являются относительно стабильными правовыми состояниями; они, как правило, не ограничены временными рамками органов, предприятий и организаций, общественной безопасности и общественного порядка. Например: Административно-правовой режим оборота оружия регламентирует деятельность всех субъектов и объектов разрешительной системы, а органы внутренних дел призваны выполнять функции контролирующего органа, то есть выступать, по сути, в качестве организационно-правовой гарантии реализации режима безопасного оборота оружия, взрывчатых веществ, правомерной частной детективной и охранной деятельности13.
Информация о работе Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы