Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.

Содержание работы

Определения……………………………………………………………….……..3
Введение…………………………………………………………………………..4
Основная часть…………………………………………………………………..7
1 Терроризм, как глобальная проблема………………………………………….7
Понятие терроризма………………………………………………………......7
Краткая история возникновения терроризма………………………………13
2 Правовые методы борьбы с современным терроризмом……………………18
2.1 Общесоциальные меры и политические решения…………………………18
2.2 Административно-правовые методы……………………………………….23
2.3 Уголовная ответственность…………………………………………………28
2.4 Методы борьбы с терроризмом на международном уровне……….……..37
3 Терроризм в России, решение проблемы на современном этапе…………..47
3.1 Состояние террористической преступности в России…………………….47
3.2 Некоторые проблемы в уголовном законодательстве……………..….…..52
3.3 Реализация основных принципов противодействия терроризму……...…63
Заключение……………………………………………………………………..70
Список использованных источников………………………………….……74
Приложение А Хронология терактов в России………………..………….…..80
Приложение Б Состояние террористической преступности в России……….81
Приложение В Динамика террористических преступлений в России…….....82

Файлы: 1 файл

Диплом Современный терроризм (2).doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

Согласно действующему законодательству, экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается деятельность общественных и религиозных объединений  либо иных организаций, либо средств  массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на осуществление террористической деятельности. Ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности предусмотрена в ст. 280 УК. Возникает вопрос: зачем устанавливать ответственность за деяния, которые уже и так считаются преступными согласно действующему законодательству?

Это позволяет прогнозировать проблемы, с которыми неизбежно могут  столкнуться правоприменители при  реализации соответствующих конкурирующих норм. В подтверждение этого можно привести пример из судебной практики. Приговором суда виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации (ч. 2 ст. 280 УК) был признан житель г. Кемерово Ч. Через сеть Интернет с домашнего компьютера с октября 1998 г. по ноябрь 2002 г. им распространялась виртуальная газета «Русское знамя» от имени не зарегистрированного межрегионального политического объединения «Союз Русского Народа». На страницах газеты, а также на нескольких сайтах он размещал тексты, в которых содержались утверждения о необходимости всероссийского вооруженного восстания против существующего политического строя и т.п. Ч. призывал превратить всю страну в «зону беспощадного террора», для чего предлагал записываться в «бригады Народного правого штурма». Указанная выше правовая оценка его действиям была дана судом до включения в УК РФ ст. 205.2. Соответственно, возникает вопрос: как должны квалифицироваться действия Чупрунова с позиции действующего уголовного законодательства, поскольку его публичные призывы направлены на осуществление как экстремистской, так и террористической деятельности?

Этимологически призыв - это политический лозунг, обращение, в лаконичной форме выражающее руководящую политическую идею, требование. Данное определение едва ли можно взять за основу уголовно-правовой характеристики рассматриваемого признака. Во-первых, провозглашаемые обращения, направленные на пропаганду идей терроризма, далеко не всегда выражаются в лаконичной форме. Нередко в процессе призывов к осуществлению террористической деятельности объявляется целая программа действий оппозиционных к государственной власти сил (партий, движений и т.д.). Во-вторых, такие призывы могут выражать не только политические требования, но и иметь иную, например, религиозно-экстремистскую, направленность.

Призывы, о которых  говорится в анализируемой статье УК, должны носить не абстрактный, а  абсолютно конкретный характер и  побуждать именно к террористической деятельности, а не к иным формам экстремистской деятельности или массовым беспорядкам.

По смыслу закона совершение данного преступления возможно исключительно  с прямым умыслом. Чаще всего лица, публично призывающие к террористической деятельности или оправдывающие  терроризм, выражают тем самым свое недовольство социально-политической ситуацией в государстве, преследуя цель оказать воздействие на органы власти, изменить существующий конституционный строй, пересмотреть внутреннюю или внешнюю политику государства и т.д. Однако, как следует из диспозиции ст. 205.2 УК, мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления, а могут учитываться лишь при назначении наказания.

Квалифицирующим признаком  рассматриваемого состава преступления признается его совершение с использованием средств массовой информации (ч. 2 ст. 205.2 УК). Установление повышенной ответственности за данный способ совершения публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма обусловлено общей концепцией последних законодательных новаций. В частности, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Квалифицированный вид  рассматриваемого преступления будет  налицо в случаях, когда соответствующие публичные призывы или оправдание терроризма совершаются периодическим печатным изданием, в радио-, теле-, видеопрограмме или в иной форме периодического распространения массовой информации. Часть 2 ст. 205.2 УК предусматривает наличие специального субъекта, в качестве которого можно рассматривать не только лиц, занимающихся выпуском периодических печатных изданий, телепрограмм и т.д. но и конкретных авторов статей, программ, репортажей, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдывающих терроризм28.

Анализ материалов уголовных  дел показывает, что прямые призывы  к осуществлению экстремисткой  деятельности встречаются достаточно редко (не говоря уже о статье 205.2), но пропаганда, как таковая, все же есть (газеты, журналы, Интернет). В этом вопросе, необходимо регулирование на законодательном уровне издательской деятельности, а также взять на контроль общественные и религиозные объединения.

Происшедшие изменения  в криминогенной ситуации выдвинули вопросы более полного учета и определения составов преступлений, посягающих на общественную и государственную безопасность, необходимость устранения пробелов в законодательстве о террористической деятельности.

На современном этапе  необходимой мерой должно стать ужесточение наказания за преступления террористической направленности, возможно, это будет способствовать профилактике этих преступлений и увеличению уровня общественной безопасности.

Учет вышеизложенного  приводит к выводу о необходимости  дальнейшего совершенствования норм, регулирующих уголовную ответственность за террористические посягательства с целью устранения некоторых противоречий и пробелов, внести изменения в УК, которые позволят избежать путаницы и неоднозначного толкования норм,  следовательно, предотвратить следственные и судебные ошибки при квалификации противоправных деяний террористической направленности.

 

 

3.3 Реализация  основных принципов противодействия  терроризму

 

 

Вплоть до 2006 г. в российском законодательстве понятие терроризма трактовалось не как сложное и многоаспектное социально опасное явление,29 а как сугубо уголовное правонарушение в виде взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти (ст. 205 УК РФ, ст. 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»)30. При таком подходе ставился знак равенства между терроризмом как таковым и террористическими актами как его отдельными проявлениями. За рамками терроризма по смыслу его определения оставались деяния, не связанные непосредственно с совершением террористической акции, например, пропаганда идей терроризма, вербовка, вооружение и обучение террористов, ряд других деяний.

С принятием Федеральных  законов «О противодействии терроризму»  и «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции  Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», а также Указа Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» российское законодательство в сфере противодействия терроризму не только претерпело серьезные качественные изменения, но и получило мощный положительный импульс для дальнейшего своего развития на новом этапе правовой регламентации системы противодействия терроризму.

Как пример можно привести то, что в связи с принятием  вышеперечисленных нормативно-правовых актов Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен целой главой 15.1 «Конфискация имущества».

Глава 15.1, содержащая статьи: 104.1, 104.2 и 104.3 не означает возвращение  в Уголовный кодекс отмененного  понятия о конфискации в прежнем  значении, речь идет о новом уголовно-правовом регулировании конфискации имущества.

Основные принципы противодействия  терроризму закреплены в статье 2 Федерального закона «О противодействии терроризму». В отечественной науке отношение  к принципам противодействия  терроризму достаточно скептическое, их исследованию посвящено лишь незначительное количество работ31.

Существующие принципы можно обобщить и выделить те базовые  идеи,  которыми необходимо руководствоваться  не только при применении конкретных антитеррористических мер безопасности, но и при разработке и принятии новых мер безопасности, а также при определении их роли и места в общей системе противодействия терроризму32.

Во-первых принцип стабильности. Стабильность в качестве условия  безопасности общества понимается как  «достижение достаточно высокого уровня согласия в отношении фундаментальных целей и ценностей при сохранении плюрализма идей и мнений по вопросам тактики»33. Реализуя  принцип стабильности можно избежать кризисные ситуации (в том числе и терроризм), которые приводят к посягательствам на демократические завоевания и свободы. Реальный федерализм, конкурентные выборы, свобода слова, и т.д, вот направления для реализации данного принципа.

Второй принцип - последовательность. Законодательная регламентация  и практическое использование мер безопасности должны осуществляться в рамках целостной и стабильной стратегии противодействия терроризму. В рамках этой стратегии мерам безопасности должны быть отведены свои место и роль наряду с иными средствами воздействия на терроризм. Должен быть также четко определен характер этих мер: либо это достаточно жесткие военизированные операции, либо преимущественно «косметические» меры безопасности. В настоящее время существуют две основные концепции (стратегии) противодействия терроризму, которые условно можно обозначить как переговорную и силовую. В рамках переговорной стратегии предполагается, соответственно, широкое использование переговорного процесса, активный поиск компромиссов, а иногда и готовность на определенные уступки террористам. Силовая же модель предполагает безоговорочное (при отказе от переговоров или даже запрете таковых) уничтожение террористов и их сторонников.

Вопрос о выборе силовой  либо переговорной модели противодействия  терроризму имеет крайне сложный, комплексный  характер. Его решение должно учитывать не только правовые, но и политические, экономические, религиозные и другие аспекты проблемы терроризма. Представляется значимым не обоснование выбора той или иной стратегии, а обозначение принципа, в соответствии с которым разработка и применение мер безопасности должны осуществляться с учетом конкретной модели противодействия терроризму и быть в этом отношении последовательными;

Третий принцип - технологичность. Практическая деятельность по применению антитеррористических мер безопасности должна быть основана на последних достижениях науки и техники. Эта идея находит поддержку большей части мирового сообщества.

В сфере противодействия  терроризму реализация принципа технологичности  обусловлена следующими обстоятельствами:

достижения науки и техники позволяют смягчить ущемление прав и свобод граждан при использовании различного рода правоограничений и запретов. Так, например, если бы не существовало современных металлоискателей, то в целях безопасности людям необходимо было бы полностью раздеваться при досмотре на посадку в самолет;

использование антитеррористических мер безопасности зачастую осуществляется в условиях массового скопления  людей, поэтому требуется высокая  точность при их применении, что  в наилучшей степени может  быть обеспечено только на основе последних научных достижений;

в ходе антитеррористических мер безопасности возможно причинение вреда невиновным людям, поэтому  необходимо использовать такие средства, которые оказывают достаточное  действие для обезвреживания потенциального террориста, но не влекут его смерть34.

Однако самым важным принципом в противодействии  терроризму, является принцип правовой безопасности. Подобный вывод очевиден ввиду того, что на первом месте  стоит обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, что, собственно, и является ядром правовой безопасности. Данную позицию высказывает Галузин А.Ф.35

Конституция РФ признает человека, его права и свободы  высшей ценностью (статья 2). И в Федеральном  Законе «О противодействии терроризму»  обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина являются самостоятельным и первым, главным, основным принципом противодействия терроризму.

Россия несет международные  правовые обязательства в соответствии с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенной в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г.36  Названная Конвенция подписана от имени Российской Федерации в г. Будапеште 7 мая 1999 г. и ратифицирована в соответствии с Федеральным законом от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ.37

Информация о работе Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы