Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.

Содержание работы

Определения……………………………………………………………….……..3
Введение…………………………………………………………………………..4
Основная часть…………………………………………………………………..7
1 Терроризм, как глобальная проблема………………………………………….7
Понятие терроризма………………………………………………………......7
Краткая история возникновения терроризма………………………………13
2 Правовые методы борьбы с современным терроризмом……………………18
2.1 Общесоциальные меры и политические решения…………………………18
2.2 Административно-правовые методы……………………………………….23
2.3 Уголовная ответственность…………………………………………………28
2.4 Методы борьбы с терроризмом на международном уровне……….……..37
3 Терроризм в России, решение проблемы на современном этапе…………..47
3.1 Состояние террористической преступности в России…………………….47
3.2 Некоторые проблемы в уголовном законодательстве……………..….…..52
3.3 Реализация основных принципов противодействия терроризму……...…63
Заключение……………………………………………………………………..70
Список использованных источников………………………………….……74
Приложение А Хронология терактов в России………………..………….…..80
Приложение Б Состояние террористической преступности в России……….81
Приложение В Динамика террористических преступлений в России…….....82

Файлы: 1 файл

Диплом Современный терроризм (2).doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

Специальные административно-правовые режимы устанавливаются в случаях необходимости усиления защиты государственных интересов, прав и свобод граждан, охраны законных интересов юридических лиц. Их введение обусловлено наличием существенных угроз конституционному строю, целостности государства, жизни и здоровью населения, общественной безопасности. Соответственно этому в правовой литературе выделяли четыре вида специальных административно-правовых режимов: чрезвычайное,  военное и особое положение, позже к ним добавилось проведение контртеррористической операции.

При осуществлении антитеррористических операций невозможно обойтись без административного принуждения. Так, Э.Т. Сидоров полагает, что применяемые меры административного принуждения должны согласовываться с общей Концепцией административно-правового принуждения и делиться по такому основанию, как цели применения, на пять групп:

 административно-предупредительные  меры;

 меры административного  пресечения;

 меры административно-процессуального  обеспечения; 

 меры административного  наказания;

 административно-восстановительные  меры14.

К административно-предупредительным  мерам, относятся как применяемые в обычной правоохранительной практике (проверка документов, досмотр транспортных средств, грузов и др.), так и меры, осуществляемые в рамках контртеррористических операций. Именно они составляют содержание правового режима контртеррористической операции. При этом следует иметь в виду, что предупредительные меры не только «работают» на предотвращение террористических актов (контроль телефонных переговоров, ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.), но и обеспечивают при проведении контртеррористических операций безопасность населения (удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, временное отселение проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений и др.).

Таким образом, административно-правовые методы в системе мер противодействия терроризму занимают заметное место. Федеральный закон «О противодействии терроризму», закрепляя принципы антитеррористической деятельности, называет в их числе приоритет мер предупреждения терроризму (ст. 2).

Рассмотренные элементы административно-правового регулирования теснейшим образом связаны между собой. Именно системность данного образования позволяет использовать все возможности административного права в противодействии терроризму.

Социальная ценность административно-правовых методов состоит в предотвращении террористической деятельности; их применение носит упреждающий характер.

 

 

2.3 Уголовная  ответственность

 

 

 

Впервые ответственность  за терроризм введена Федеральным  законом РФ от 01 июля 1994 года (ст. 213.3 УК РСФСР). Это многообъектное преступление, поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти. Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой неопределенному кругу людей, даже к населению целых городов и административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным лицам и органам власти, наделенным правом принимать организационные, управленческие, судебные или иные решения. Указанное воздействие может быть адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям культуры; в расчете на желаемую реакцию оно может осуществляться в отношении представителей деловых кругов, лиц, занятых в производстве и торговле, наконец, в отношении членов других преступных организаций. Так, сейчас терроризм достаточно часто применяется при вымогательстве, хотя далеко не всегда официально фиксируется в таком качестве15.

До 1994 г. уголовная ответственность  предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью.

Включение в уголовный  кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой  значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.

Статья 205 УК РФ предусматривает  ответственность за терроризм - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти деяния совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объектом данного состава  преступления является общественная безопасность, затрагивающая интересы широкого круга  как юридических, так и физических лиц. Под общественной безопасностью  следует понимать совокупность общественных отношений, в рамках которой осуществляется безопасная жизнедеятельность граждан, общества, нормальное условие деятельности предприятий, учреждений и организаций, безопасное использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ, надлежащее и безопасное использование оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и т.д. Дополнительным непосредственным объектом могут быть жизнь и здоровье граждан, собственность.

Объективная сторона  преступления, предусмотренного частью 1 статьи 205 УК РФ, выражается в двух самостоятельных составах:

1) совершение взрывов,  поджогов или иных действий, создающих  опасность гибели людей, причинения  значительного имущественного ущерба  либо наступления иных общественно  опасных последствий;

2) угроза совершения указанных действий.

Терроризм с объективной  стороны состоит также в угрозе совершения перечисленных действий, под которой следует понимать не только высказывания, но и совершение действий, характеризующих угрозу как  реальную и действительную (например, приобретение огнестрельного оружия, боеприпасов, бактериологических, химических, радиоактивных веществ и т.п.). Угроза должна носить конкретный характер и оцениваться как реальная потерпевшей стороной и органами власти.

Тем самым законодатель предусмотрел ответственность за терроризм как на стадии приготовления преступления, так и при оконченном варианте.

К иным общественно опасным  последствиям можно, например, отнести: нарушение работы транспорта, прекращение  подачи электричества, газа, теплоснабжения, водоснабжения и т.д.

Состав данного преступления формальный, необходимо, чтобы террористические действия создали угрозу гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно  опасных последствий.

Субъективную сторону терроризма составляет вина в форме прямого умысла и цель. Лицо осознает, что совершает описанные в законе действия, и понимает создаваемую ими угрозу, желает их совершения. В субъективную сторону данного преступления законодатель включил также цель: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти. Мотивы преступления могут быть различны.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, это могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, лица без гражданства либо лица с двойным гражданством.

Часть 2 статьи 205 УК РФ предусматривает  уголовную ответственность за квалифицированный  вид этого преступления: за терроризм, совершенный группой лиц по предварительному сговору; с применением огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об оружии» от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ под огнестрельным оружием понимается, оружие (то есть устройства и предметы, конструктивно предназначенные  для поражения живой или иной цели), предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (это пистолеты, ружья, автоматы, пулеметы, гранатометы и т.д.).

Часть 3 статьи 205 УК РФ предусматривает ответственность за особо квалифицированный вид терроризма: деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 205 УК РФ, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

Также к особо квалифицированному виду преступления относится терроризм, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения. Данное положение является принципиально важным, так как при достижении террористами своей цели может создаться реальная угроза уничтожения огромного количества людей и нанесения непоправимого урона природной среде, последствия такого деяния могут быть устранены лишь несколькими поколениями людей.

Говоря об ответственности преступления террористической направленности нельзя не сказать об ответственности за содействие террористической деятельности (ст.205.1 УК РФ)

Объектом преступления является общественная безопасность, поскольку вовлечение лица в совершение преступления террористического характера способствует совершению данного преступления, дает больше шансов на его совершение, а склонение лица к участию в деятельности террористической организации влечет укрупнение данной организации, а следовательно, и большую опасность таких организаций, что влечет нарушение безопасности граждан, общества, государства в целом.

Под вовлечением лица следует понимать привлечение лица к совершению преступлений путем  угроз в отношении него или  его близких, обещанием каких-либо материальных благ. Следует учитывать, что лицо вовлекается только в совершение одного преступления и не участвует в террористической организации.

Часть 2 статьи 205.1 УК РФ предусматривает  квалифицирующий признак преступления: те же деяния, совершенные лицом  с использованием своего служебного положения.

Статья 205.2. Публичные  призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Статья введена в связи  с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму». Явной новеллой для российского законодательства является криминализация призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма. Санкции, предусмотренные за совершение этих деяний, не превышают пяти лет лишения свободы, то есть законодатель признает их преступлениями средней тяжести. Квалифицирующим признаком выделено использование средств массовой информации.

Освещая уголовно – правовой аспект борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такой вопрос, как ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Терроризм ведет к  дестабилизации в обществе, создает  атмосферу страха, нарушает деятельность предприятий, организаций и учреждений. Явление это породило и «шутников» — лиц, делающих ложные сообщения о подготовке акта терроризма. Такие действия не единичны. О них постоянно сообщается в средствах массовой информации.

Ложное сообщение об акте терроризма травмирует людей в  той же степени, как и правдивое. Такие сообщения зачастую вызывают необходимость эвакуации из  помещений людей, приостанавливают трудовые процессы, ведут к прекращению работы транспорта, учебы  в школах, вузах, порождают материальные и трудовые издержки.

Как пример можно привести Свердловский областной суд. В 2003 году работники Свердловского областного суда и граждане, находящиеся в суде были срочно эвакуированы из здания после звонка в суд о заложенном в Свердловском областном суде взрывном устройстве. На целый день была остановлена работа всего суда, перенесены судебные заседания.

Рассматриваемое деяние состоит в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.



Это преступление совершается  с прямым умыслом. Лицо сознает, что сообщает явно ложные сведения об акте терроризма и желает сделать это. При этом виновный заранее знает, что сообщает именно ложные сведения.

Важным признаком состава  преступления является мотив. Им нередко  выступают хулиганские побуждения. В судебной практике хулиганскими побуждениями принято считать внутреннюю потребность, не вызванную внешними обстоятельствами, причинить зло, напакостить, заставить людей испытать страх, тревогу, возмущение, утвердиться в своем самомнении и глазах других «неординарной личностью» путем совершения действий, направленных против всего общества. Хулиганские действия совершаются обычно без внешнего повода, Вместе с тем наличие в действиях хулиганского мотива имеет место и тогда, когда они совершены по ничтожному поводу. Например, нежеланию участвовать в учебном процессе, работе, в связи со стремлением причинить руководству неприятности по службе.

Субъектом преступления является лицо, достигшее четырнадцати лет. Наказывается преступление штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами от одного до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Информация о работе Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы