Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.

Содержание работы

Определения……………………………………………………………….……..3
Введение…………………………………………………………………………..4
Основная часть…………………………………………………………………..7
1 Терроризм, как глобальная проблема………………………………………….7
Понятие терроризма………………………………………………………......7
Краткая история возникновения терроризма………………………………13
2 Правовые методы борьбы с современным терроризмом……………………18
2.1 Общесоциальные меры и политические решения…………………………18
2.2 Административно-правовые методы……………………………………….23
2.3 Уголовная ответственность…………………………………………………28
2.4 Методы борьбы с терроризмом на международном уровне……….……..37
3 Терроризм в России, решение проблемы на современном этапе…………..47
3.1 Состояние террористической преступности в России…………………….47
3.2 Некоторые проблемы в уголовном законодательстве……………..….…..52
3.3 Реализация основных принципов противодействия терроризму……...…63
Заключение……………………………………………………………………..70
Список использованных источников………………………………….……74
Приложение А Хронология терактов в России………………..………….…..80
Приложение Б Состояние террористической преступности в России……….81
Приложение В Динамика террористических преступлений в России…….....82

Файлы: 1 файл

Диплом Современный терроризм (2).doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

Практика рассмотрения уголовных дел за терроризм в  судах невелика, но и то, что имеется, дает основания полагать, данный вид преступлений может проявиться и в Свердловской области. Приведу несколько примеров: 

В 2004 в Свердловском областном  суде рассматривалось уголовное  дело по обвинению Ч. в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по статье 205 ч.3 и был признан виновным в бандитизме в форме участия в устойчивой вооруженной группе.

Из материалов дела следует, что  была создана организованная, устойчивая, вооруженная огнестрельным оружием, а также боеприпасами, взрывчатыми  веществами и взрывными устройствами преступная группа (банда). На вооружении банды имелось большое количество оружия и боеприпасов.

В сентябре 1997 года лицо, в отношении которого уголовное  дело выделено в отдельное производство в связи с его розыском, предложило подсудимому Ч., в интересах банды, подыскать участок на Свердловской железной дороге, а затем разработать план нападения и взорвать самодельное взрывное устройство, в целях нарушения общественной безопасности и устрашения населения, за что это лицо обещало им выплатить крупное денежное вознаграждение.                

В том же году Свердловским областным судом было рассмотрено  уголовное дело по обвинению Р. в  совершении терроризма в форме угрозы совершения взрывов и иных действий, создающих опасность гибели людей и причинения значительного имущественного ущерба, в целях устрашения населения и оказания воздействия на принятие решения органами власти. По приговору Свердловского областного суда Р. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 205 УК РФ.

Терроризм (акт терроризма) следует рассматривать как составную  часть в системе преступлений террористического характера (террористической направленности). К категории этих преступлений относятся террористический акт и другие преступления (захват заложников, похищение человека, захват зданий, сооружений, водного или воздушного судна, железнодорожного подвижного состава и т.д.), если эти деяния совершаются публично и направлены на устрашение населения в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказ от него.

Определяя понятие и  сущность рассматриваемой уголовной  ответственности можно выделить ее основные характерные признаки: она представляет собой реакцию  на уже состоявшееся общественно  опасное деяние; проявляется как  конкретная форма реализации санкции-наказаний; осуществляется на основе нормативных конструкций представляющих единство норм материального и процессуального права.

Обобщая вышесказанное  можно сделать основной вывод  –  преступления террористической направленности  это общественно  опасные деяния, направленные на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия и могут совершаться только с прямым умыслом, поскольку террорист, либо организатор теракта осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

 Уголовная ответственность  за преступления против общественной  безопасности, а именно за преступления  террористической направленности  – это санкционированное государством  применение в установленном порядке неблагоприятных мер, содержащих отрицательную оценку государством лица, совершившего общественно опасное деяние.

 

 

 

 

 

2.4 Методы в  борьбе с терроризмом на международном  уровне

 

 

Международный терроризм  приобрел в наше время настолько серьезное значение, что о нем следует сказать особо. Борьбе с терроризмом посвящено немало конвенций. Достаточно сказать, что только в рамках ООН принято 12 таких конвенций. Это конвенции о незаконном захвате самолетов, противоправных действиях в отношении безопасности гражданской авиации, преступлениях против лиц, находящихся под международной защитой, захвате заложников, морском и бомбовом терроризме и др.

Всего Россией ратифицировано 27 межгосударственных договоров в  области противодействия терроризму составляющие нормативную базу для противодействия терроризму в межгосударственном и международном масштабе.

В ст. 4 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии  терроризму» закреплено, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, Российская Федерация преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Международно-правовую основу сотрудничества России в области противодействия терроризму составляют: а) соглашения между государствами: универсальные конвенции, региональные соглашения, двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам; б) документы международных организаций.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757) международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

 Для Российской Федерации  наиболее приоритетным является в настоящее время развитие отношений по вопросам коллективной безопасности с ближайшими государствами-соседями. В 2000 г. в г. Астане главы пяти государств - членов Таможенного союза (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана), констатировав положительные результаты работы Таможенного союза, объявили о переходе к новому, этапу полномасштабной интеграции - создании Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС). 25 января 2006 г. Протокол о присоединении к нему подписала Республика Узбекистан.

После распада СССР первым документом о создании новой организации  по поддержанию коллективной безопасности на базе СНГ стал Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Он, в частности, предусматривает, что государства-участники  подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, обязуются разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами. Кроме того, согласно ст. 1 Договора государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника16.

Договор о коллективной безопасности и принятые на его базе международные  соглашения в рамках созданной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) регламентируют практически все важнейшие вопросы, связанные с коллективной безопасностью (включая создание Вооруженных Сил государств - участников ОДКБ, функционирование Совета коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, взаимодействие с Советом Безопасности ООН и иные).

Возможность бесконфликтного развития мировой цивилизации представляется все более проблематичной. В связи  с этим магистральной линией дальнейшего  развития международного публичного права является становление на фундаменте существующих принципов новых международных правовых обязательств, направленных непосредственно на создание безопасного, безъядерного мира, мира, свободного от любого оружия массового уничтожения, а в качестве конечной цели - от всякого оружия вообще. Но до достижения этой цели государства еще очень далеки. Как отметил В.В. Путин, «…в международных делах все чаще встречается стремление решить тот или иной вопрос, исходя из так называемой политической целесообразности, основанной на текущей политической конъюнктуре. И это, конечно, крайне опасно. И ведет к тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности»17.

Поэтому необходимо максимально подчинить  и сделать подконтрольными только международному праву все действия государств, направленные на противодействие терроризму, экстремизму, сепаратизму и другим угрозам с использованием силового варианта воздействия. Необходимо четко осознать и утвердить в мировом сообществе мысль, что только общепризнанные принципы и нормы международного права могут являться базисными механизмами и регуляторами международных отношений даже при разногласии политических национальных доктрин государств по вопросам международной, коллективной и национальной безопасности.

 

К межгосударственным договорам в области противодействия терроризму можно отнести следующие акты: многосторонние (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.); Европейская конвенция о пресечении терроризма  № 90 (Страсбург, от 27 января 1977 г.); Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма,  № 190 (Страсбург, 15 мая 2003 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Принята Резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1997 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г. (Монреаль, 24 февраля 1988 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.); двусторонние (Договор между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Дели, 21 декабря 1998 г.) и другие).

Большое значение для борьбы с терроризмом  на международном уровне из перечисленных  актов играет Протокол, вносящий изменения  в Европейскую конвенцию о  пресечении терроризма № 190. Изменения, вносимые Протоколом в Конвенцию, направлены на укрепление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом, прежде всего на Европейском континенте, и соответствуют интересам России.

Данный документ был разработан при активном участии России. Он призван модернизировать во многом устаревшую Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. Протокол значительно расширяет содержащийся в Европейской конвенции о пресечении терроризма список преступлений, которые не могут рассматриваться как политические и в отношении которых, следовательно, не может применяться «политическая оговорка» в качестве основания для отказа в выдаче преступников. В список добавлены преступления, составы которых установлены универсальными антитеррористическими конвенциями, принятыми после вступления в силу Конвенции, например Международной конвенцией о борьбе с бомбовым терроризмом или Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма.

Протокол во многом совершенствует процедуру разрешения споров между  государствами - участниками Конвенции  относительно ее применения и толкования, устанавливает порядок внесения в нее поправок. Протокол предусматривает новый эффективный механизм мониторинга применения положений Конвенции, в том числе связанных с отказом в выдаче.

Так, в Федеральном законе № 127-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма», подписанном Президентом РФ 25 июля 2006 г., Российская Федерация сделала заявление о том, что положения ст. 4 Протокола должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Протокола, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи. Кроме того, Закон содержит положение о том, что Президент РФ имеет право принимать решения о возражении против поправок, направленных на обновление предусмотренного ст. 1 Конвенции перечня договоров. Это вызвано содержащимися в ст. 9 Протокола положениями о достаточно сжатых сроках уведомления о возражении против вступления в силу таких поправок (один год с даты, когда поправка была препровождена Генеральным секретарем Совета Европы договаривающимся государствам). То есть в Законе предлагается упрощенная схема, которая позволит избежать сложной и долгой процедуры прохождения возможных возражений через Госдуму.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля 2005 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Так, в мае 2006 г. генпрокуроры стран  СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и иными  насильственными проявлениями экстремизма. Документ был принят по итогам состоявшегося в Минске очередного заседания Координационного совета генпрокуроров государств Содружества.

К международным организациям в  области противодействия терроризму относятся: Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, и ее Конгресс; международные и специальные организации по борьбе с отдельными видами преступлений (Международная ассоциация уголовного права, Интерпол, Европол); неправительственные международные организации.

Информация о работе Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы