Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:32, дипломная работа
Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.
Определения……………………………………………………………….……..3
Введение…………………………………………………………………………..4
Основная часть…………………………………………………………………..7
1 Терроризм, как глобальная проблема………………………………………….7
Понятие терроризма………………………………………………………......7
Краткая история возникновения терроризма………………………………13
2 Правовые методы борьбы с современным терроризмом……………………18
2.1 Общесоциальные меры и политические решения…………………………18
2.2 Административно-правовые методы……………………………………….23
2.3 Уголовная ответственность…………………………………………………28
2.4 Методы борьбы с терроризмом на международном уровне……….……..37
3 Терроризм в России, решение проблемы на современном этапе…………..47
3.1 Состояние террористической преступности в России…………………….47
3.2 Некоторые проблемы в уголовном законодательстве……………..….…..52
3.3 Реализация основных принципов противодействия терроризму……...…63
Заключение……………………………………………………………………..70
Список использованных источников………………………………….……74
Приложение А Хронология терактов в России………………..………….…..80
Приложение Б Состояние террористической преступности в России……….81
Приложение В Динамика террористических преступлений в России…….....82
Практика рассмотрения уголовных дел за терроризм в судах невелика, но и то, что имеется, дает основания полагать, данный вид преступлений может проявиться и в Свердловской области. Приведу несколько примеров:
В 2004 в Свердловском областном суде рассматривалось уголовное дело по обвинению Ч. в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по статье 205 ч.3 и был признан виновным в бандитизме в форме участия в устойчивой вооруженной группе.
Из материалов дела следует, что
была создана организованная, устойчивая,
вооруженная огнестрельным
В сентябре 1997 года лицо,
в отношении которого уголовное
дело выделено в отдельное производство
в связи с его розыском, предложило подсудимому Ч., в интересах банды, подыскать
участок на Свердловской железной дороге,
а затем разработать план нападения и
взорвать самодельное взрывное устройство,
в целях нарушения общественной безопасности
и устрашения населения, за что это лицо
обещало им выплатить крупное денежное
вознаграждение.
В том же году Свердловским областным судом было рассмотрено уголовное дело по обвинению Р. в совершении терроризма в форме угрозы совершения взрывов и иных действий, создающих опасность гибели людей и причинения значительного имущественного ущерба, в целях устрашения населения и оказания воздействия на принятие решения органами власти. По приговору Свердловского областного суда Р. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 205 УК РФ.
Терроризм (акт терроризма)
следует рассматривать как
Определяя понятие и сущность рассматриваемой уголовной ответственности можно выделить ее основные характерные признаки: она представляет собой реакцию на уже состоявшееся общественно опасное деяние; проявляется как конкретная форма реализации санкции-наказаний; осуществляется на основе нормативных конструкций представляющих единство норм материального и процессуального права.
Обобщая вышесказанное можно сделать основной вывод – преступления террористической направленности это общественно опасные деяния, направленные на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия и могут совершаться только с прямым умыслом, поскольку террорист, либо организатор теракта осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
Уголовная ответственность
за преступления против
2.4 Методы в
борьбе с терроризмом на
Международный терроризм приобрел в наше время настолько серьезное значение, что о нем следует сказать особо. Борьбе с терроризмом посвящено немало конвенций. Достаточно сказать, что только в рамках ООН принято 12 таких конвенций. Это конвенции о незаконном захвате самолетов, противоправных действиях в отношении безопасности гражданской авиации, преступлениях против лиц, находящихся под международной защитой, захвате заложников, морском и бомбовом терроризме и др.
Всего Россией ратифицировано
27 межгосударственных договоров в
области противодействия
В ст. 4 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, Российская Федерация преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Международно-правовую основу сотрудничества России в области противодействия терроризму составляют: а) соглашения между государствами: универсальные конвенции, региональные соглашения, двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам; б) документы международных организаций.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757) международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Для Российской Федерации наиболее приоритетным является в настоящее время развитие отношений по вопросам коллективной безопасности с ближайшими государствами-соседями. В 2000 г. в г. Астане главы пяти государств - членов Таможенного союза (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана), констатировав положительные результаты работы Таможенного союза, объявили о переходе к новому, этапу полномасштабной интеграции - создании Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС). 25 января 2006 г. Протокол о присоединении к нему подписала Республика Узбекистан.
После распада СССР первым документом о создании новой организации по поддержанию коллективной безопасности на базе СНГ стал Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Он, в частности, предусматривает, что государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, обязуются разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами. Кроме того, согласно ст. 1 Договора государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника16.
Договор о коллективной безопасности и принятые на его базе международные соглашения в рамках созданной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) регламентируют практически все важнейшие вопросы, связанные с коллективной безопасностью (включая создание Вооруженных Сил государств - участников ОДКБ, функционирование Совета коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, взаимодействие с Советом Безопасности ООН и иные).
Возможность бесконфликтного развития
мировой цивилизации
Поэтому необходимо максимально подчинить
и сделать подконтрольными
К межгосударственным договорам в области противодействия терроризму можно отнести следующие акты: многосторонние (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.); Европейская конвенция о пресечении терроризма № 90 (Страсбург, от 27 января 1977 г.); Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, № 190 (Страсбург, 15 мая 2003 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Принята Резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1997 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г. (Монреаль, 24 февраля 1988 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.); двусторонние (Договор между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Дели, 21 декабря 1998 г.) и другие).
Большое значение для борьбы с терроризмом на международном уровне из перечисленных актов играет Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма № 190. Изменения, вносимые Протоколом в Конвенцию, направлены на укрепление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом, прежде всего на Европейском континенте, и соответствуют интересам России.
Данный документ был разработан при активном участии России. Он призван модернизировать во многом устаревшую Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. Протокол значительно расширяет содержащийся в Европейской конвенции о пресечении терроризма список преступлений, которые не могут рассматриваться как политические и в отношении которых, следовательно, не может применяться «политическая оговорка» в качестве основания для отказа в выдаче преступников. В список добавлены преступления, составы которых установлены универсальными антитеррористическими конвенциями, принятыми после вступления в силу Конвенции, например Международной конвенцией о борьбе с бомбовым терроризмом или Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма.
Протокол во многом совершенствует процедуру разрешения споров между государствами - участниками Конвенции относительно ее применения и толкования, устанавливает порядок внесения в нее поправок. Протокол предусматривает новый эффективный механизм мониторинга применения положений Конвенции, в том числе связанных с отказом в выдаче.
Так, в Федеральном законе № 127-ФЗ
«О ратификации Протокола о
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля 2005 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Так, в мае 2006 г. генпрокуроры стран СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Документ был принят по итогам состоявшегося в Минске очередного заседания Координационного совета генпрокуроров государств Содружества.
К международным организациям в
области противодействия
Информация о работе Современный терроризм. Правовые методы борьбы с ним юристы