Лекции по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций

Описание работы

Понятие конституционного права как отрасли права.

Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

Файлы: 1 файл

drept_const_rus.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие конституционного права как отрасли права.

 

Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.

Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

 Основной раздел права - это  конституционное право, которое  своими нормами устанавливает и защищает самые важные социальные экономические, политические, культурные ценности.

Конституционное право является основополагающим разделом права, состоящим из целостного комплекса правовых норм, содержащихся преимущественно в конституции, которые регулируют основные социальные отношения, возникающие в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти (форму государственного устройство, форму правления, организацию и функционирование парламента и др.)

3 определения конституционного  права как раздела права:

1. материально-историческое – ст.16 Декларации прав человека и  гражданина от 1789 года: «Любое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение власти, не имеет конституции»

2. формальное -  решающим элементом  является главенство конституционных  правовых норм, и конституционное  право состоит из норм, главенство  которых признается всеми остальными, в том числе законодателем. Конституционные  нормы, по сравнению с остальными  правовыми нормами, имеют высшую силу благодаря предмету, который они регулируют, и специфической процедуре их принятия.

3. педагогическое - признает конституционное  право инструментом, посредством  которого обеспечивается мирное  сосуществование власти и свободы в рамках государства - нации.

Конституционное право - отрасль единого права, состоящая из правовых норм, регламентирующих основные социальные отношения, возникающие в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти.

У конституционного права тройной предмет, соответственно три большие составные, образующие единый комплекс:

  • Институционное конституционное право: традиционно его предметом являются политические институты и основы административных и юрисдикционных институтов.
  • Нормативное или фундаментальное конституционное право: его предметом является система источников права или нормативная система.
  • Существенное или рациональное конституционное право: предметом являются основные права и свободы человека.

Политические институты - совокупность правил поведения; имеющих одинаковый предмет и одинаковые функции, составляющих единое целое. Основная их характеристика состоит в том, что предметом деятельности является политическая власть: ее организация; передача, исполнение, руководство и ее узаконение.

В любой политической системе встречаются два отдельных вида политических институтов:

1. государственные политические институты, в центре которых находится государство (например: исполнительный политический институт - правительство, законодательный политический институт - парламент, институт руководит государства и т.п.).

2. негосударственные политические институты, среди которых и политические партии (например: собственность, брак и т.п.)

Политические институты, в особенности государственные, являются составной частью конституционного права и его предметом изучения.

 

  1. Статус института омбудсмана (народного адвоката) в РМ

 

Организация и функционирование института омбудсмана открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, правителями и управляемыми, этот механизм в правовой системе цивилизованных государств считается очень ценным в сфере защиты прав человека и упрочивания законных действий органов исполнительной власти.

Омбудсман («защищающий другого») - слово, принятое во всем мире, является институтом признанным конституцией или другим законом компетентного законодательного органа, руководимым независимым лицом, отвечающим за свои акты перед парламентом; рассматривает жалобы граждан и действует по собственной инициативе в целях защиты законности правовых или административных актов, дает рекомендации или советы и доводит до сведения общественности ежегодные информации.

В настоящее время омбудсман является символом демократического государства; его суть выражает развитие благосостояния гражданина, защиту индивидуальных свобод и надзор за административной бюрократией с тем, чтобы она относилась справедливо ко всем гражданам.

С точки зрения гражданина, омбудсман представляет собой должностное лицо, к которому может обратиться любой в случае несогласия или недовольства решением администрации, способом разрешения некоторых проблем, а также в случае неудовлетворения действиями и деятельностью служащих государственного аппарата.

Таким образом, главной функцией омбудсмана является защита гражданских прав и свобод, что определяет его позицию, как части системы правопорядка. Для этого института характерным является тот факт, что он существует в пределах парламентаризма и направлен на осуществление надзора, контроля деятельности государственных органов.

Итак, омбьудсман не является ни органом законодательной или исполнительной власти, ни органом судебной власти и не заменяет их. Институт омбудсмана является частью верховных государственных органов, одной из важных его черт является независимость.

Функции омбудсмана: 

надзор за соблюдением основных прав человека и законности;

посредничество или советы по части законных мер; наказание или наложение штрафов на власти, осложняющие его деятельность.

Правовая природа института омбудсмана в РМ подобна природе института омбудсмана в остальных странах мира, поскольку институт омбудсмана наделен задачами, такими же, что и институт омбудсмана в государствах, в которых он существует.

Народный адвокат (омбудсмен), обеспечивает соблюдение прав и свобод человека органами публичной власти, организациями и предприятиями независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, некоммерческими организациями, а также должностными лицами всех уровней. Народный адвокат способствует защите прав и свобод человека путем предупреждения их нарушения, а также мониторинга и представления докладов о порядке соблюдения прав и основных свобод человека на национальном уровне путем совершенствования законодательства в области защиты прав и свобод человека, международного сотрудничества в этой области, продвижения прав и свобод человека и механизмов их защиты посредством применения процедур, регулируемых настоящим законом. Они защищают дух закона, отвечают за свои акты перед парламентом, рассматривают жалобы граждан и действуют по личной инициативе - это символ демократического государства, суть которого выражает развитие благосостояния гражданина, защиту основных прав и свобод и надзор за административными органами.

В РМ действовал Закона РМ «О парламентских адвокатах» от 17.10.97, на данный момент - Закон РМ «О народном адвокате (омбудсмене)» от 03.04.2014, МО от 9.05.2014.

В соответствии со ст. 7 Закона, предложения по кандидатурам (2 кандидата) подаются специальной парламентской комиссией (в состав которой входят члены Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям и Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету) в Парламент, на основании проведенного публичного конкурса по отбору кандидатов. В результате назначение на должность происходит большинством голосов избранных депутатов.

Так Парламент назначает двух независимых друг от друга народных адвокатов, один из которых специализируется по вопросам защиты прав и свобод ребенка.

Как Закон РМ «О народном адвокате (омбудсмене)» от 03.04.2014, так и Конституции и законы других стран устанавливают социально-профессиональные критерии при назначении на должность омбудсманов: гражданство; профессиональная компетенция (не менее 10 лет стажа); образование; полная дееспособность, знание государственного языка; общественный авторитет.

Конкурс по отбору кандидатов на должность народного адвоката организуется не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего народного адвоката.

Статус народного адвоката - это права и обязанности лица, назначенного на эту должность, а также гарантии, обеспечивающие их выполнение.

Статус отличается в зависимости от положения, в котором находится народный адвокат, а именно: статус народного адвоката, занимающего должность; снятого с должности; подавшего в отставку.

Длительность полномочий народного адвоката и вопрос его переизбрания представляют особый интерес при определении независимости народных адвокатов. Срок действия полномочий омбудсмана и возможность его переизбрания отличаются в разных странах. Согласно указанному критерию, они могут быть классифицированы в страны, которые назначают омбудсмана:

на срок одного мандата (полномочия);

без указания срока действия полномочий;

на мандат с правом одного переизбрания.

РМ относится к категории стран, в которых омбудсман назначается на должность на срок 1 мандата. Из содержания закона следует, что срок полномочий составляет 7 лет.

В нашей стране основания для досрочного снятия с должности народного адвоката перечислены в Законе «О народном адвокате (омбудсмене)». В соответствии со статьей 14, ч. (1) парламентский адвокат может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в случае: отставки; утраты гражданства РМ; отзыва; несовместимости; невозможности исполнять свои обязанности более четырех последовательных месяцев по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению; вступления в законную силу обвинительного приговора; смерти.

Предложение об отзыве народного адвоката с должности может вноситься не менее чем 20 депутатами. Постановление об отзыве с должности принимается 3/5 голосов избранных депутатов на основании доклада специальной парламентской комиссии, состоящей из членов Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям и Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету. Основанием для отзыва народного адвоката могут служить: действия, несовместимые со статусом народного адвоката; нарушение законодательства о конфликте интересов, установленное окончательным судебным решением;   разглашение государственной тайны и других охраняемых законом сведений и данных.

Несовместимость. Должность народного адвоката и его заместителей несовместима с какими-либо иными публичными или частными должностями, за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности.     Народный адвокат и его заместители не вправе заниматься политической деятельностью либо быть членом какой-либо политической партии.

На основании принципа независимости, омбудсманы в своей деятельности независимы по отношению ко всем органам публичной власти.

Это положение предусмотрено и законодательством РМ в этой сфере: Институт народного адвоката является автономным и независимым по отношению к любому органу публичной власти, юридическому лицу независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, а также к должностному лицу любого уровня. К народному адвокату неприменим какой-либо императивный или представительский мандат. Никто не может обязать народного адвоката подчиняться своим указаниям или распоряжениям. Народный адвокат не может быть обязан давать объяснения или делать заявления по рассмотренным или рассматриваемым им делам, за исключением случаев, когда таковые необходимы в интересах представляемой стороны или содержат информацию, представляющую общественный интерес. Вмешательство в деятельность института народного адвоката, намеренное игнорирование должностными лицами всех уровней обращений и рекомендаций народного адвоката, а также препятствование в любой форме его деятельности влекут ответственность согласно законодательству.

Иммунитет направлен в основном на защиту омбудсманов от давления посредством необоснованных обвинений в целях прямого или косвенного влияния на его способ мышления.

Неприкосновенность народного адвоката и его заместителей распространяется на их жилище и служебное помещение, используемые ими транспортные средства и средства связи, корреспонденцию, документы и личное имущество.

Компетенция - это совокупность полномочий, предусмотренных законом, которые государственный орган обязан выполнять. Термин компетенции в публичном праве используется для выявления признания государственного органа на осуществление определенной деятельности и руководство в силовых правоотношениях.

Под территориальной компетенцией понимается совокупность петиций, которые вправе принимать и рассматривать институт парламентского адвоката (омбудсман) на определенной территории. В соответствии с законодательством государств в этой сфере, согласно территориальной компетенции омбудсманы могут быть: национальными, территориальными, отраслевыми (специализированными).

Национальный омбудсман наделен общей компетенцией на всей территории государства и своей деятельностью осуществляет надзор над всеми административными службами государства, над должностными лицами всех уровней (Франция, Польша, Румыния).

Территориальный омбудсман обладает компетенцией получать и рассматривать петиции о нарушении прав человека на территории, находящейся под его юрисдикцией. Территориальный омбудсман, в свою очередь, может быть: региональным, муниципальным.

Информация о работе Лекции по "Конституционное право"