Лекции по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций

Описание работы

Понятие конституционного права как отрасли права.

Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

Файлы: 1 файл

drept_const_rus.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

Для существования правового государства необходимо наличие законодательной системы, руководствующейся постоянной заботой об охране человеческой личности в ее целостности и создании для нее оптимальных условий развития.

Правовое государство предполагает наличие политического порядка, основанного на разделении властей в государстве, то есть на системе «тормозов и противовесов», способных воспрепятствовать публичным органам превышать полномочия, которыми они были наделены.

Правовое государство - это государство, организованное на основе принципа разделения властей в государстве, которое гарантирует реальную независимость правосудия и нацелено на внедрение в жизнь основных прав и свобод человека.

Правовое государство означает подчинение государства праву, это государство, подчиняющее свои действия в отношении граждан правилам, определяющим их права; правовое государство это система организации, в которой совокупность социальных и политических отношений подчиняется праву; это государство, связанное правом, государство которое соблюдает право; государство в котором власть подчинена праву, все проявления государства будучи узаконены и ограничены правом; правовое государство означает ограничение власти правом; правовое государство означает основные гарантии публичных свобод, защиту правопорядка; правовое государство предполагает наличие конституционных правил для всех; это государство способно вести переговоры о свободе и авторитете; правовое государство - это иерархизированный и систематизированный правопорядок; оно знаменует концепцию власти, оно является менее государством и более движением рационализации и упорядочивания и т.д.

Установление и углубление подлинной и реальной демократии представляет собой единственное окружение правового государства. Учрежденное в качестве «реплики» в адрес абсолютизма, волюнтаризма, тоталитаризма, правовое государство несовместимо с недемократическими или антидемократическими политическими режимами. Определениями демократии являются:

  1. универсальность участия в разрешении публичных вопросов;
  2. провозглашение и гарантирование публичных и частных прав и свобод;
  3. социальный плюрализм;
  4. применение принципа большинства в совещательной деятельности коллегиальных органов;
  5. административная децентрализация и реализация автономии местных органов власти;
  6. учреждение народной власти и внедрение адекватных средств для ее выражения (всеобщее равное прямое и тайное голосование, референдум, народная законодательная инициатива).

Учреждение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина составляют основу правового государства. Это потому, что «господство закона» должно означать защиту и безопасность индивида на основании своего правового статуса.

Последовательный и иерархизированный правопорядок - как предпосылка правового государства - предполагает, с одной стороны, объединение в систему норм, составляющих право, а с другой стороны, логическое последствие первого, установление отношений подчинения и соответствия между элементами нормативной правовой системы. В основе нормативной правовой системы стоят два принципа: принцип законности и принцип конституционности.

Принцип законности - может быть выражен в двух требованиях: упорядочивание правовых норм в единую и целостную систему, гармоничную и иерархизированную; соблюдение юридических правил всеми субъектами; органами публичной власти, физическими или юридическими лицами.

Принцип конституционности - совмещает и объединяет правовые средства с целью обеспечения соответствия юридических правил с конституцией. Это требование соответствия может быть рассмотрено в двух аспектах; материальном - предполагающем соотношение юридических правил с содержанием конституционных положений; и формальном - предполагающем соотношение соответствующих правил с процедурами, учрежденными конституцией для их издания.

Системы регулирования внутри правового государства:

  1. политический контроль за осуществлением парламентом исполнительной власти;
  2. административный контроль;
  3. юрисдикционный контроль законности административных актов; контроль конституционности законов;
  4. процедура примирения;
  5. обжалование незаконных или необоснованных судебных решений.

Политический контроль осуществляется парламентом в соответствии с одной из своих основных функций, при помощи различных институционных средств. Данный контроль осуществляется следующим образом: исполнительный орган сообщает парламенту о принятых мерах; предварительное совещание парламента о принятии определенных мер; утверждение парламентом определенных действий или актов административного органа власти; выражение вотума доверия; выражение недоверия; правительство берет на себя ответственность по своей инициативе; процедура снятия с должности главы государства; процедура предъявления обвинения главе государства; а также процедура начала уголовного преследования членов правительства за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей; деятельность парламентских комиссий.

Административный контроль осуществляется внутри административных органов либо по их инициативе, либо по инициативе граждан. Контроль по инициативе административных органов функционирует как иерархический контроль или как опекунский. Иерархический контроль принадлежит административному органу высшему по отношению к проверяемому и, если законом не предусмотрено иное, он является контролем законности, а также соблюдения сроков и эффективности. Попечительский административный контроль - это форма административного контроля, осуществляемого в отношении децентрализованных органов власти. Он является контролем законности.

Контроль, осуществляемый по инициативе граждан, может принять форму иерархического обжалования. Эта форма предоставляется законом тем, чьи права были нарушены административными актами. Иерархическое обжалование направляется в административный орган высший по отношению к органу, издавшему акт, с требованием об его отзыве или отмене.

Юрисдикционный контроль законности административных актов осуществляется извне системы органов государственной администрации независимым судебным органом власти в рамках производства, в основе которого стоит право на защиту, противоречивость, равноправие сторон процесса, множество путей обжалования незаконного или необоснованного решения. Полномочиями на осуществление такого контроля наделяются либо органы общего права, либо специализированные инстанции.

Контроль конституционности законов предполагает проверку соответствия нормативных актов содержанию конституции. Четко определены две модели такого контроля: «американская», предоставляющая обычным судебным инстанциям осуществление контроля конституционности законов, и «австрийская», ставшая впоследствии «европейской», предоставляющая этот контроль специальным и специализированным органам (конституционному суду или трибуналу).

Процедура примирения осуществляется через институт омбудсмана. Попытка посредничества или примирения граждан и администрации в связи с законными правами и интересами первых, на основе закона и в его пределах, безусловно, является неотъемлемым «механизмом» или выразительной «процедурой» правового государства.

Пути обжалования незаконных или необоснованных судебных решений также являются одним из механизмов функционирования правового государства и одной из гарантий восстановления законности в случае его нарушения. Помимо обычных путей обжалования, законом предусмотрены и чрезвычайные пути обжалования. Таким образом, способ обжалования решения не является лишь «средством исправления», он представляет собой инструмент воздействия в окружении правового государства, для того чтобы закон, в том числе в судебной деятельности, обеспечил свое главенство и эффективность в полном объеме.

 

  1. Национальный суверенитет  в области конституционного права

 

Суверенитет как атрибут государства появился одновременно с возникновением государства. Идеи и концепции о суверенитете появились намного позже, к концу средневековья. Идея независимости государств была поддержана Франческо де Виттория (1480-1546), Франческо Суаресом (1548-1617), Альберико Джентили (1552-1608). Считается, что первым разъяснил концепт суверенитета Жан Бодэн (1530- 1595) в своей работе «Шесть книг Республики» («Les six livres de la Republique») (1576г.). Считая, что суверенитет имеет божественную природу, он определил его как абсолютную верховную власть государства, неотчуждаемую, неотъемлемую, стабильную и неделимую.

В старой юридической доктрине суверенитет считается тем же, что и государственная власть. На протяжении истории концепт суверенитета развивался в зависимости от целей и ценностей общества.

Суверенитет народа - право народа решать свою судьбу, определять политическую линию государства и состав его органов, а также осуществлять контроль их деятельности. В обществе, в котором государственная власть принадлежит народу в целом, суверенитет народа идентифицируется с суверенитетом государства.

Национальный суверенитет - право на самоопределение и на самостоятельное развитие каждой нации, обладает она или нет собственной государственной организацией. Когда нация сформирована в суверенное и независимое государство, национальный суверенитет идентифицируется с суверенитетом государства.

Государственный суверенитет является общей характеристикой государственной власти. Он является верховным на территории государства и независимым от любой чужой власти. Это право государства разрешать свои внутренние и внешние дела, исключая любое вмешательство других государств. К главенству и независимости присоединяется обязательство соблюдения прав других государств и норм и принципов международного права, принципа суверенного равноправия государств.

Суверенитет исключает случайность, нарушение суверенитета других государств. Суверенитет не должен быть привилегией крупных и сильных государств в ущерб другим государствам.

Часто эти три понятия содержатся в одном. Нельзя говорить о трех абсолютно разных понятиях.

В большинстве современных государств конституции провозглашают народ обладателем национального суверенитета. Это принцип составляет основу современного конституционного права.

Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании или согласно похожей процедуре, обеспечивающей свободу голоса.

Конституция РМ (ст. 2, ч. 1) предусматривает: «национальный суверенитет принадлежит народу РМ, осуществляющему его непосредственно и через свои представительские органы в формах, определенных Конституцией».

Главное выражение национального суверенитета в современном государстве материализуется посредством процесса законотворчества. Законотворчество осуществляется непосредственно народом в условиях прямой демократии. В системе правления представительской демократии суверенитет осуществляется от имени народа избранными представителями.

Граждане выполняют суверенитет через право голосования. Граждане обладают избирательными правами. Из самого принципа национального суверенитета следует, что все граждане равно призваны выполнять эти права.

Избирательные права - это основные политические права граждан, посредством которых они осуществляют государственную власть - право избирать, право быть избранным и право на отзыв. Избирательные права причислены к основным правам человека, в то же время они сгруппированы в категории исключительно политических прав.

Право избирать. В соответствии с законодательством РМ право избрать имеют граждане РМ, достигшие на день выборов 18-летнего возраста, за исключением лиц, лишенных этого права в порядке, установленном законом.

Право быть избранным имеют граждане РМ, обладающие избирательным правом и соответствующие предусмотренным Кодексом о выборах условиям избрания. Не могут быть избранными: военнослужащие срочной службы; лица, не имеющие права избирать; лица, имеющие непогашенную судимость; граждане, которые в силу занимаемой должности не имеют права быть членами партий и других общественно-политических организаций, приостанавливают с момента регистрации в качестве конкурента на выборах свою деятельность с этой должности.

Отзыв имеет место в случае, когда количество подписей на петиции (от 20% до 30%) требует организации и проведения специальных выборов в целях прекращения полномочий ранее избранного официального лица. Основания, по которым прекращаются полномочия могут варьировать от противозаконных действий до публичного недовольства избирателей. В РМ отзыв как форма правления демократии может применяться только в отношении примаров.

 

  1. Понятие и правовая природа парламентского мандата

 

Мандат (от лат. Mandatum - «то, что доверено») - полномочие, данное гражданами избранными им лицу, на то, чтобы он говорил и действовал от их имени.

Парламентский мандат полномочие, данное депутату, на выражение пожеланий и волеизъявления граждан, которые его избрали в представительные органы государства. В то же время, мандат означает одновременно и миссию, доверенную избирателями избранному и длительность этой миссии.

Информация о работе Лекции по "Конституционное право"