Лекции по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций

Описание работы

Понятие конституционного права как отрасли права.

Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

Файлы: 1 файл

drept_const_rus.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

Региональный омбудсман компетентен принимать петиции в отношении государственных органов и должностных лиц.

Муниципальный (местный) омбудсман принимает жалобы в отношении органов, подчиняющихся муниципальному руководству в пределах муниципалитета (Великобритания).

Отраслевой (специализированный) омбудсман наделен компетенцией рассматривать петиции, обладающие двумя критериями: объективным критерием, касающимся социальных отношений; субъективным критерием, относящимся к кругу лиц, имеющих право подавать жалобы, либо действия или акты которых были обжалованы

Отраслевой омбудсман, компетенция которого ограничена объективным критерием, чаще всего специализируется в следующих сферах социальной жизни:

  • свобода прессы - Швеция, уполномоченный по проблемам информации -Канада;
  • охрана здоровья (уполномоченный по проблемам охраны здоровья - Великобритания);
  • зашита прав национальных меньшинств (омбудсман по вопросам этнической дискриминации - Швеция);

антимонопольная деятельность (омбудсман по вопросам конкуренции -Швеция);

  • защита прав потребителей (омбудсман для потребителей - Швеция);
  • равноправие (омбудсман по вопросам равенства шансов - Швеция).

Отраслевые (специализированные) омбудсманы, компетенция, которых ограничена по субъективному критерию, бывают двух видов:

  • военный омбудсман (уполномоченный по проблемам армии - германия);
  • омбудсман пенитенциарных учреждений (исследователь исправительной системы - Канада, омбудсман пенитенциарных учреждений в штатах Мичиган, Орегон - США).

РМ также создала институт омбудсмана на национальном уровне.

Под материальной компетенцией понимается совокупность процессуальных, материальных и организационных полномочий, которыми наделен институт омбудсмана.

Полномочия омбудсмана отличаются в разных государствах. В некоторых государствах контролирующие полномочия омбудсмана распространяются на судебные органы, пенитенциарные учреждения, муниципальные органы. Во всех европейских странах омбудсмана не имеет право контролировать законодательную деятельность. Не обладает компетенцией разрешать конфликты между частными лицами, этим полномочием наделены судебные органы.

Полномочия, в зависимости от их целей, могут быть сгруппированы в две категории:

первичные полномочия;

вторичные полномочия. 

Первичными являются те полномочия, без которых было бы невозможным достижение целей института, а именно: обеспечение соблюдения прав человека. Эти полномочия предусмотрены в ст. 1 Закона: Народный адвокат способствует защите прав и свобод человека путем предупреждения их нарушения, а также мониторинга и представления докладов о порядке соблюдения прав и основных свобод человека на национальном уровне путем совершенствования законодательства в области защиты прав и свобод человека, международного сотрудничества в этой области, продвижения прав и свобод человека и механизмов их защиты посредством применения процедур, регулируемых настоящим законом.  Народный адвокат по защите прав ребенка осуществляет свои полномочия по обеспечению соблюдения прав и свобод ребенка и реализации на национальном уровне центральными и местными органами публичной власти, должностными лицами всех уровней положений Конвенции ООН о правах ребенка.

Вторичные полномочия вытекают из первичных или, другими словами, являются предусмотренными законом методами, имеющимися в распоряжении парламентского адвоката, в целях реализации его основных полномочий.

 

 

 

  1. Теоретические и практические аспекты конституционной юрисдикции.

 

Конституционный суд - орган конституционной юрисдикции и контроля конституционности законов.

Контроль конституционности законов преследует цель осуществления контроля содержания законов по отношению к положениям Конституции. На основании Конституции РМ был создан Конституционный суд в качестве единственного органа конституционной юрисдикции и контроля конституционности законов в конституционной системе РМ. Конституционный суд РМ выступает как «европейская модель» конституционной юрисдикции. При осуществлении синтеза европейской доктрины о месте конституционного суда по отношению к остальным органам власти, можно сказать, что в концентрированной модели контроля конституционности законов европейского типа Конституционный суд располагается вне трех традиционно учрежденных властей (исполнительной, законодательной, судебной). Этот вариант предлагается итальянской, испанской, бельгийской и французской доктринами и в той же позиции располагаются и Конституционный суд РМ не являющийся частью ни одной из властей.

Согласно Конституции РМ он является независимым органом конституционной юрисдикции. Он руководствуется идеей, согласно которой для того, чтобы контролировать деятельность таких органов, как Парламент или Правительства, необходимо, чтобы проверяющий находился на уровне выше проверяемого органа.

Среди частных характерных черт Конституционного суда можем отметить:

Конституционный суд не является государственной властью и не обладает какой либо из функций законодательной, исполнительной или судебной властей.

Являясь органом власти, регулируемым Конституцией в отдельном ее Разделе, Конституционный суд выполняет роль гаранта верховенства Конституции.

 Он является органом власти, поддерживающим хорошее функционирование публичных властей при конституционных отношениях разделения, уравновешивания, взаимодействия и взаимоконтроля.

Конституционный суд независим по отношению ко всем остальным органам публичной власти и подчиняется только Конституции и своему органическому закону.

Политический характер Конституционного суда вытекает, прежде всего, из порядка назначения судей, поскольку в их назначении принимают участие политические власти, парламент. Однако, судьи не назначаются по политическим критериям. В то же время, Конституционный суд обладает некоторыми полномочиями, отличающимися по своему политическому содержанию, например: утверждение результатов республиканских референдумов, избрание Парламента и др.

Юрисдикционный характер обусловливает и принципы организации и функционирования Конституционного суда, а именно независимость и несменяемость судей, и методы, которыми осуществляются полномочия Конституционного суда, в большей части, судебными процессуальными чертами.

В заключение отметим, что Конституционный суд РМ является единственным политическим юрисдикционным органом публичной власти, то есть содержит три существенные черты, необходимые для гарантирования верховенства Конституции, обеспечения реализации принципа разделения государственных властей и ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством.

 

  1. Принципы регулирования основных прав и свобод человека и гражданина

 

Слово принцип происходит от латинского principium, означающего «начало».

В том, что касается института основных прав человека, следует отметить некоторые принципы из категории принципов права.

В нашей конституционной системе институт основных прав и свобод граждан основывается на следующих принципах:

  1. основные права, свободы и обязанности всеобщие;
  2. закон не имеет обратной силы;
  3. равноправие граждан;
  4. публичные должности могут занимать только лица, обладающие гражданством РМ;
  5. защита граждан РМ за ее пределами; правовая защита иностранных граждан и лиц без гражданства;
  6. отказ от экстрадиции и от изгнания граждан РМ из страны;
  7. приоритет международных положений по отношению к национальным;
  8. свободный доступ к правосудию;
  9. исключительный характер ограничения в осуществлении некоторых прав или свобод;
  10. реальная и эффективная гарантия основных гражданских прав;
  11. гуманизм основных прав и свобод граждан;
  12. органическая связь между основными правами и свободами граждан.

Все они следуют из Главы I Раздела II Конституции (ст. 15-23).

Так  граждане РМ пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности. Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства. Все граждане РМ равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции. Право убежища предоставляется и изымается в соответствии с законом и с соблюдением международных договоров, одной из сторон которых является Республики Молдова.

Любое лицо имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов. Ни один закон не может ограничить доступ к правосудию.

Каждый человек имеет право на признание его правосубъектности. Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность.

 

  1. Приобретение, срок действия и прекращение полномочий  парламентского мандата.

 

Законом о статусе депутата Парламента предусмотрено, что депутаты приступают к исполнению мандата с момента избрания при условии его последующего признания. Документом, подтверждающим это право, является сертификат, выданный ЦИК. В то же время, депутаты обладают удостоверением депутата и значком депутата, выданными Постоянным бюро после законного формирования Парламента. На период осуществления мандата депутату выдается дипломатический паспорт.

Срок действия мандата в различных конституционных системах разный. В Австралии и Швеции - три года, в Англии, Франции, Италии - пять лет. В республике Молдова срок парламентского мандата составляет четыре года.

В Республике Молдова качество депутата прекращается в день первого законного созыва вновь избранного Парламента либо в случае отставки или смерти, лишения или несовместимости.

Заявление об отставке представляется председателю Парламента. Парламент своим постановлением принимает к сведению заявление об отставке депутата и объявляет мандат вакантным.

В случае смерти Комиссия Парламента по вопросам права, назначениям и иммунитету подготавливает доклад. Парламент своим постановлением принимает к сведению доклад комиссии и объявляет мандат вакантным.

Вакантный мандат распределяется кандидату в депутаты, стоящему первым в списке партии, общественно-политической организации или избирательного блока, которую или который представлял депутат, чей мандат был объявлен вакантным. В случае освобождения депутатского мандата, полученного независимым кандидатом, замещение вакансии осуществляется путем восстановления голосов в порядке убывания чисел, исключения числа, соответствующего данному кандидату, и включения следующего числа.

В 30-дневный срок со дня объявления депутатского мандата вакантным Конституционный суд признает действительным следующий мандат.

Несовместимость с функцией парламентария устанавливается в силу теории разделения властей в государстве. Те, кто занимают должности в законодательной власти, не могут занимать должностей в других сферах государственной власти. Если допустить, что депутат занимает одновременно должности в публичной или частной сферах, были бы налицо определенные негативные последствия: отсутствие на некоторых заседаниях Парламента, недостаток времени для рассмотрения проектов законов, материальная зависимость от должности по совместительству и др.

В соответствии со ст. 70, ч. 1 Конституции Республики Молдова «Положение депутата несовместимо с какой-либо другой оплачиваемой должностью», за исключением научной и преподавательской деятельности. Закон РМ о статусе депутата Парламента (ст. 3) предусматривает, что депутатский мандат несовместим с:

постом Президента Республики Молдова;

должностью члена Правительства;

должностью парламентского адвоката;

любой другой оплачиваемой должностью, в том числе предоставленной иностранным государством или международной организацией, за исключением преподавательской и научной деятельности, осуществляемой вне распорядка, установленного Регламентом Парламента.

Депутат, находящийся в одном из предусмотренных положении, обязан в течение 30 дней после признания мандата подать в отставку с должности, несовместимой с депутатским мандатом.

В течение 30 дней после признания мандата депутат должен заявить Постоянному бюро обо всех видах деятельности, которыми он намерен заниматься вне Парламента.

В начале каждого созыва Комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету рассматривает заявления депутатов с точки зрения несовместимости должностей.

 

  1. Понятие и сущность правового государства.

 

Государство - это организационная система, реализующая суверенным образом руководство обществом (народом, укоренившим на определенной территории), обладающая, в этих целях, монополией на создание, и применение права. Государство является:

  1. политической организацией общества, при помощи которой осуществляется руководство обществом;
  2. организацией, обладающей монополией на создание и применение права;
  3. организацией, осуществляющей власть на определенных территории определенного человеческого сообщества;
  4. политической организацией обладателей государственной властью, которая единственная может обязать выполнять общественные волеизъявление, применяя, при необходимости, принудительна силу.

Государство определяется со ссылкой на три составляющие: нация (народ), территория и публичная власть.

В правовом государстве правит закон, во всех сферах его деятельности, будь то отношения с гражданами либо различными социальными организациями на его территории. Используемое в этом смысле, понятие «правовое государство» встречается даже в некоторых конституционных текстах, например ст. 28 Конституции ФРГ, ст. 11 нынешней Испанской Конституции или ст. 1, ч. (3) Конституции РМ 1994 года.

Информация о работе Лекции по "Конституционное право"