Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Избирательным законодательством предусмотрены ограничения и запреты в отношении избирательных субъектов, имеющих право осуществлять предвыборную агитацию, финансового обеспечения предвыборной агитации, использования эфирного времени и т.п.
Ответственность за нарушение правил проведения предвыборной агитации предусмотрена как нормами Кодекса о выборах, так и содержащимися в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе.
В день выборов и предшествующий ему день предвыборная агитация в любой форме запрещается. Этот запрет не распространяется на информацию, уже размещенную в Интернете, и на ранее вывешенные афиши.
30. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Молдова
Проблемы экономического и социального характера, с которыми сталкивается в последние годы население РМ, все более усугубляют явления миграции. В настоящее время, согласно официальным данным около 600-700 тыс. активных граждан страны находятся за границей, большинство из них трудятся незаконно.
В соответствии с Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ» иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РМ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РМ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лица, не являющиеся гражданами РМ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства, признаются лицами без гражданства.
Существуют две категории иностранных граждан: иностранные граждане, постоянно проживающие в РМ; иностранные граждане, временно находящиеся на территории РМ.
Иммигрант - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые получили право постоянного или временного проживания в РМ и теряют этот статус одновременно с выездом с территории страны или с получением гражданства РМ в соответствии с действующим законодательством.
Приграничная миграция - перемещение лиц с территории РМ на территорию другого государства или с территории другого государства на территорию РМ в приграничных зонах с целью осуществления трудовой деятельности на контрактной основе при условии постоянного проживания на территории страны, гражданами которой данные лица являются, и ежедневного или, по крайней мере, еженедельного возвращения на постоянное место жительства.
Незаконная миграция - въезд в РМ, пребывание в ней и выезд с ее территории с нарушением действующего законодательства Республики Молдова.
Репатриант - гражданин РМ и (или) лицо, родившееся в РМ, и его потомки, а также лицо, ранее постоянно проживавшее в РМ не менее десяти лет и имеющее право переехать на постоянное место жительства в РМ в соответствии с законом.
Беженец это иностранец, который в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или ввиду изложенных опасений не желает пользоваться защитой этой страны либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, вследствие таких опасений не может или не желает вернуться в страну происхождения.
Под действие этих понятий не подпадают следующие категории лиц:
персонал дипломатических миссий и консульских представительств, аккредитованных в Республике Молдова, с членами семей;
персонал постоянных миссий и представительств международных организаций, находящихся в РМ, с членами семей; иностранные корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Республике Молдова;
лица, для которых на основании международных договоров, одной из сторон которых является РМ, установлен иной порядок легализации на ее территории.
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же правами, свободами и обязательствами, что и граждане РМ, за некоторыми исключениями, которые определены законом.
Они пользуются правами и свободами без ущемления интересов государства, законных прав и свобод граждан Республики Молдова и других лиц.
Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом и перед органами публичной власти, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, половой принадлежности, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на проживание в РМ на основании действительных документов, удостоверяющих личность. Временно пребывающие в РМ вправе проживать согласно документам, установленных законодательством.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на труд и на защиту труда. Они не могут назначаться на должности или заниматься деятельностью, для которых необходимо гражданство Республики Молдова.
31. Получение гражданства по требованию (натурализация)
Гражданство РМ может быть предоставлено на основании заявления лица, которому исполнилось 18 лет и которое:
не родилось на данной территории, но законно и постоянно проживает здесь не менее 10 последних лет, или состоит в браке с гражданином РМ не менее 3 лет, или законно и постоянно проживает не менее 3 лет у родителей или детей (в том числе усыновителей и усыновленных), являющихся гражданами РМ.
Условия для предоставления гражданства:
знает и выполняет положения Конституции РМ;
владеет государственным языком в достаточной степени, чтобы интегрироваться в общественную жизнь;
имеет законные источники существования;
утрачивает гражданство или отказывается от гражданства другого государства, если оно у него есть, за исключением случаев, когда утрата или отказ невозможны либо их нельзя обоснованно требовать.
При рассмотрении заявлений о натурализации условие владения государственным языком не применяется к: пенсионерам по возрасту; инвалидам, которым инвалидность установлена на неопределенный срок.
Лица, которые законно и постоянно проживают на территории РМ, подают заявления на имя Президента страны в Департамент информационных технологий. Затем информация о лице и о его принадлежности оформляется в виде заключения и вместе с заключениями СИБ, МВД, к которым прилагается заявление лица, направляются Президенту РМ для принятия решения.
Лица, которые законно и постоянно проживают за пределами РМ, подают заявления в дипломатические представительства, консульства РМ или в Министерство внешних сношений.
В случае принятия восстановления в гражданстве, отказа или отзыва гражданства РМ, Президент издает указ, а в случае отказа в предоставлении гражданства, дает обоснованный ответ. Срок рассмотрения заявлений не может превышать 1 год. Срок исчисляется со дня подачи всех необходимых документов.
32. Конституционные принципы, касающиеся правового статуса личности
Признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей,
Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.
В Конституции 1994 года закреплены следующие принципы правого статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.
1.Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В Конституции выделены два основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина;
2. Права, свободы и обязанности
человека и гражданина
Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.
4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.
Граждане Республики Молдова пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности.
Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства. Все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.
Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность.
33. Политический режим
Через определение политического режима выявляются способы, методы или порядок, в котором эти лица осуществляют правление. Политический режим выражает совокупность методов реализации государственной власти, выявляет отношения между составляющими социально-политической и экономической систем. Политический режим представляет собой комплекс институтов и средств, посредством которых реализуется власть.
Одним из критериев, стоящих в основе определения типов политических режимов, является власть, точнее способ организации власти. В то же время, учитываются природа отношений между правителями и управляемыми, политические игры между правящими институтами, реальный характер оппозиции и др. В зависимости от этих критериев, конституционная доктрина классифицировала политические режимы в три категории:
Учитывая способ организации и осуществления государственной власти, распределения ее функций среди различных категорий органов, политические режимы классифицируются в:
Диктаторский режим это разновидность политического режима, образовавшегося вследствие смешения властей. Устанавливается превосходство исполнительной власти над законодательной. Но не только через притеснение законодательного собрания или собраний достигается авторитарный политический режим. Он учреждается и удерживается под принуждением. В условиях наличия главы государства, власть чрезмерно индивидуализируется, что ведет к установлению тоталитарной системы.
Директориальный режим. Вся исполнительная власть находится в руках коллегии. Эта коллегия избирается законодательным органом на срок, установленный конституцией, и не может быть отозвана до истечения сроков ее полномочий. Законодательный орган может отменять или вносить изменения в акты исполнительного органа. Директориальному режиму не знаком институт политической ответственности министров. Так, исполнительный орган директориального режима зависим от законодательного органа. На практике, в директориальном режиме подчинение исполнительной власти по отношению к законодательной не всегда реализуется.
Парламентский режим основывается на идее взаимодействия властей. Законодательный и исполнительный органы разделены и взаимодействуют в целях осуществления функций государства. Они располагают политическими средствами, которые позволяют им осуществлять взаимоконтроль. Характерным для данного режима является:
наличие дуалистического исполнительного органа: глава государства и правительство;
глава государства не несет политической ответственности перед парламентом;
если глава государства был избран парламентом или избирательным корпусом, он не может быть отозван; правительство как коллегиальный орган несет политическую ответственность перед парламентом; парламент может дать отставку правительству;
правительство косвенно ответственно за деятельность главы государства. На актах главы государства вторую подпись ставит глава правительства;
в своей деятельности правительство основывается на поддержке парламентского большинства;
правительство, при посредничестве главы государства, может прибегнуть к роспуску парламента.