Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовой статус депутатов ГД ФС.docx

— 114.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1. Депутаты  Государственной Думы Федерального  Собрания и члены Совета Федерации 5

1.2. Понятие  правового статуса депутата Государственной  Думы 21

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА  ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25

2.1. Приобретение  статуса депутата Государственной  Думы 25

2.2. Полномочия  Депутата Государственной Думы 27

2.3. Депутатский  мандат 34

2.4. Формы  деятельности депутата Государственной  Думы 38

2.5. Гарантии  депутатской деятельности 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

ЛИТЕРАТУРА 55

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже 20-21 вв. произошло  значительное обновление российских государственно-правовых институтов. Это связано со стремлением  народа России к построению демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления, признающего в качестве высшей ценности человека, его права и свободы. Важнейшим элементом государственно-правовой реформы стало учреждение постоянно  действующего, формируемого на основе свободных и равных выборов, профессионального  парламента России.

Новый подход к организации  и роли представительного органа государства потребовал изменения  правового статуса депутата. Пересмотру подверглись права и обязанности  народных избранников, гарантии их деятельности, условия наделения полномочиями. Однако произведенные преобразования породили новые проблемы в статусе  депутатов российского парламента. В настоящее время существует практика неисполнения депутатами предвыборных обещаний, непосещения заседаний  Государственной Думы, лоббирования ими интересов узких групп  населения. Чрезмерностью отличаются социальные гарантии статуса парламентария  и гарантии его личной неприкосновенности. Политические партии имеют практически  неограниченные возможности влияния  на осуществление полномочий отдельными депутатами. По данным социологов, лишь 8-10 процентов российских граждан  в полной мере доверяют депутатам  и положительно оценивают их деятельность1. В таких условиях законодательство о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ подвержено постоянным изменениям с целью поиска оптимального характера взаимоотношений депутатов с избирателями.

Объектом работы выступает  законодательная власть РФ. Предметом  работы выступает конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Цель работы заключается в раскрытии основ  конституционно-правового статуса  вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:

- определение роли представительной  демократии в современном государстве;

- характеристика статуса  российского парламента;

- обозначение понятия  и признаков правового статуса  депутата Государственной Думы  Федерального Собрания РФ;

- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

При написании работы были использованы такие источники, как:

Нормативно-правовые акты, такие  как Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О статусе  члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и  другие;

Второй вид источников, используемых в курсовой работе –  это различные учебные пособия  и учебники для студентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся правового  статуса депутата Государственной  Думы, однако, в сжатом виде, с целью  её дальнейшего раскрытия с помощью  нормативно-правовых актов, статей, сборников, словарей, монографий.

И, наконец, третий вид  источников, наиболее используемый в  курсовой работе – это статьи из юридический газет и журналов, труды ученых и аспирантов юридических  факультетов, таких как: А.Т. Карасев, А.В. Малько, Е.В. Колесников, Н.А. Боброва, Д.А. Заикин, М.В. Варлен, А.Ю. Бузин, И.В. Гранкин, В.В. Лапаева, Г.Н. Комкова, А.В. Стремоухов, А.В. Теперик, И.В.Литвиненко и других.

Такое количество работ, посвященных  теме правового статуса депутата Государственной Думы говорит об актуальности и интересе к данной теме, что в принципе имеет достаточно объективную причину, т.к. депутат Государственной Думы – выборное лицо, которое защищает и представляет интересы народа, поэтому в своих же интересах мы должны знать и понимать, кто такие депутаты Государственной Думы, какими правами и обязанностями, гарантиями они обладают и как осуществляют защиту и обеспечение наших прав, свобод и интересов.

 

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания и  члены Совета Федерации

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную  власть в Государственной Думе и  иные полномочия, предусмотренные федеральным  законодательством.

Членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные  федеральным законодательством.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и  депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,2 другими федеральными законами, Временным положением об обеспечении деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.3

Согласно названному Федеральному закону, парламентарии руководствуются  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом  соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и  своими убеждениями.

Полномочия члена Совета Федерации  начинаются, прекращаются и подтверждаются с момента принятия последним  решения о признании, прекращении  или подтверждении полномочий члена  данной палаты. Срок полномочий члена  Совета Федерации определяется сроком  его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случае прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий депутатов Государственной  Думы начинается со дня их избрания в палату и прекращается с момента  начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом  случаев досрочного прекращения  полномочий депутата.

Полномочия члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: письменного  заявления о сложении своих полномочии; утраты гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы; признания гражданина, являющегося  депутатом (членом) палаты Федерального Собрания, недееспособным или умершим  решением суда, вступившим в законную силу; смерти парламентария.

Полномочия депутата Государственной  Думы прекращаются досрочно также в  случаях избрания его депутатом  иного представительного, органа государственной  власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня  избрания от него не поступило письменного  заявления о сложении полномочий депутата такого органа); поступления  депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности; роспуска Государственной Думы.

Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы принимается соответствующей  палатой. Они прекращаются со дня, определенного  постановлением палаты.

Полномочия депутата Государственной  Думы в случае ее роспуска прекращаются со дня роспуска Государственной  Думы. При досрочном выбытии депутата Государственной Думы его мандат постановлением Государственной Думы передастся следующему за избранным  кандидату из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы избирательного объединения, которым  был выдвинут досрочно выбывший кандидат.4

Члены Совета Федерации, в том числе  избранные на выборные должности  палаты, исполняют свои обязанности  на непостоянной основе.

Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации.

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной  Думы, приостанавливают свою службу в  ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий.5

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы являются членами коллегиальных  органов – Совета Федерации и  Государственной Думы. Поэтому важнейшая  форма их деятельности – участие  в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных собраниях  палат, проводимых в случаях, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 100). Вместе с тем они участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий палат; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой; в выполнении поручений соответствующих палат и их органов в парламентских слушаниях; обращаются с запросами, работают с избирателями.

Кроме того, депутаты Государственной  Думы участвуют в работе фракций  и депутатских групп обращаются с вопросами к членам Правительства  Российской Федерации на заседаниях палаты.

Деятельность членов Совета Федерации  и депутатом Государственной  Думы может осуществляться также  в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Являясь представителями своих  избирателей, парламентарии поддерживают с ними постоянную связь. Депутаты Государственной  Думы, избранные по одномапдатпым избирательным округам, и члены Совета Федерации поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.

Работая с избирателями, парламентарии  обязаны принимать меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривать  поступившие от них предложения, заявления и жалобы; способствовать в пределах своих полномочий правильному  и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием  граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить  предложения в соответствующие  органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Парламентарии информируют избирателей  о своей деятельности во время  встреч с ними, а также через  средства массовой информации.

Принимая меры, обеспечивающие права, свободы и законные интересы избирателей, парламентарии взаимодействуют  с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Федерации и  органов местного самоуправления, с  политическими партиями и иными  общественными объединениями.

Депутату Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие  дни. Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации в их избирательном округе или на территории субъекта Российской Федерации, в границах которого находится этот округ, либо в определенном соответствующим депутатским объединением регионе руководители исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления для осуществления полномочий депутата (члена) предоставляют транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, а также извещают население о месте и времени встречи депутата (члена) с избирателями и выделяют для этого помещение.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ