Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовой статус депутатов ГД ФС.docx

— 114.81 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена  Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» Государственная  Дума вправе направить парламентский  запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с Регламентом  Государственной Думы проекты парламентского запроса, заявления и обращения  принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов. В случае, если к проекту постановления Государственной Думы, внесенному на рассмотрение палаты, имеются письменные поправки, они, большинством голосов от общего числа депутатов, могут быть приняты за основу. Внесенные письменные поправки к проекту постановления Государственной Думы должны быть обсуждены и проголосованы.

В своей совокупности проект и внесенные к нему поправки ставятся на голосование Государственной  Думы для принятия в целом.

Ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает и форму ответа на парламентского запроса. Он дается в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса и должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

От Парламентского запроса  следует отличать депутатский запрос, который депутат может направить  тем же должностным лицам, что  и в случае парламентского запроса. При этом запрос депутата Государственной  Думы направляется им самостоятельно и не нуждается ни в оглашении  на заседании соответствующей палаты, ни в одобрении по данному запросу.

При депутатском запросе, в соответствии с законом, ответ  от запрашиваемого должностного лица должен прийти в письменное форме  не позднее чем через 30 дней со дня  его получения или в иной, согласованный  с инициатором запроса срок, подписанный  тем должностным лицом, которому был направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

4) Право члена депутата  Государственной Думы на обращение  с вопросами к должностными лицами.

В соответствии со ст. 38 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российский Федерации процедура  рассмотрения вопроса с участием должностных лиц, перечень которых  указывается в части 3.1 настоящей  статьи, вносится Комитетом Государственной  Думы.

Под процедурой рассмотрение вынесенного вопроса предусматриваются  заслушивание приглашенного должностного лица и его ответы на вопросы депутатов  Государственной Думы.

Постановление о времени, дате заседания, а так же о содержании рассматриваемого вопроса устанавливается  Государственной Думой и направляется приглашенному должностному лицу не позднее, чем за 5 дней до заседания  Государственной Думы.

В случае невозможности присутствия  на заседании палаты Федерального Собрания соответствующее должностное лицо заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием  причины отсутствия и указанием  должностного лица, которое может  прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

В соответствии с ст.41 Регламентом  Государственной Думы в порядке  работы Государственной Думы предусматривается  «правительственный час» – время  для ответов должностных лиц  на вопросы депутатов Государственной  Думы. Как правило, он проводится два  раза в месяц по средам с 12 часов 30 минут до 14 часов Государственная  Дума вправе пригласить на «правительственный час» федеральных министров, иных должностных  лиц в соответствии с блоками  рассматриваемых вопросов.

Депутаты Государственной  Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам по рассматриваемому блоку вопросов. Продолжительность  вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос – три минуты. Прения в рамках «правительственного часа» не проводятся.

Приглашение должностного лица на «правительственный час» производит Председатель Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до его проведения. В случае невозможности присутствия должностного лица на «правительственному часу», то он, не позднее чем за 5 дней до его проведения должен уведомить об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия или указанием должностного лица, которое вместо него сможет принять участие в «правительственном часе».

5) Право депутата Государственной  Думы на обращение в первоочередном  порядке должностными лицами.

В соответствии с ст. 15 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» данное право должно применяться  лишь по вопросам деятельности руководителей  и других должностных лиц федеральных  округов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, организаций  независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

6) Право депутата Государственной  Думы на получение и распространение  информации.

Депутаты Государственной  Думы обеспечиваются, другими информационными  и справочными материалами, официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, иными  государственными и общественными  объединениями.

Депутат Государственной  думы «имеет право на обращение в  органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации; должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с парламентской  деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют  необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне»25.

Основные обязанности  депутата Государственной Думы

1) Соблюдать этнические  нормы, правила утвержденные Государственной  Думой.

В соответствии со ст. 45 Регламента Государственной Думы выступающий  в Государственной Думе не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие  ущерб чести и достоинству  депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать  к незаконным действиям.

В случае нарушения требований настоящей статьи председательствующий предупреждает выступающего, а в  случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение  всего дня заседания, или ввиду  нарушения указанных требований депутат может быть также лишен  права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым  большинством от общего числа депутатов.

Так же депутата Государственной  Думы должен соблюдать правила ведения  заседания, то есть депутат Государственной  Думы:

  • выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний;
  • продолжительность его доклада, содоклада и заключительного слова не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и заключительного слова;
  • выступление в прениях не может превышать десяти минут, повторное – не более 5 минут, в противном случае председательствующий вправе прервать выступление.

В соответствии с ч. 3 ст. 56 Регламента Государственной Думы при нарушении депутатом Государственной Думы установленных правил, председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.

2) Представлять декларацию  о доходах и об имуществе.

Данная обязанность депутата Государственной Думы устанавливается  законом с целью противодействия  и предупреждения коррупции, борьбе с нею. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный и муниципальный  служащий должен представлять сведения не только о своих доходах, имуществе  и обязательствах имущественного характера, принадлежащих ему на праве собственности, но и сведения о доходах, имуществе  и обязательствах имущественного характера  своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данный сведения являются сведениями конфиденциального характера и не допускается использование подобных сведений с целью сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и  муниципальных служащих могут предоставляться  для опубликования средствам  массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае непредставления  государственным или муниципальным  служащим сведений о своих доходах  и доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, это  является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от занимаемой им должности, либо привлечение его к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» информация о нарушениях, связанных  с умышленным сокрытием доходов  и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию  в официальной печати издания  Федерального Собрания, в «Ведомостях  Федерального Собрания Российской Федерации».

2.3. Депутатский мандат

Определение характера мандата, модели взаимоотношений депутата Государственной  думы с избирателями, - свободный  или императивный мандат играет решающую роль при определении правового статуса выборного должностного лица, так как является его (статуса) основополагающим принципом26. Депутатский мандат «в отечественной науке традиционно рассматривается в трех значениях:

  • как документ, удостоверяющий законность полномочий депутата;
  • совокупность его прав, обязанностей, привилегий и других рассмотренных выше элементов правового статуса;
  • определенная форма взаимоотношений депутата с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата»27.

По форме взаимоотношения  депутата с избирателями «в теории конституционного права традиционно  выделяют: свободный и императивный мандат депутата»28.

Под императивным мандатом подразумевается представительство  депутатом, прежде всего, своего избирательного округа, его ответственность перед  избирателями. Депутат следует наказам  избирателей, и может быть отозван  избирателями, в случае, если он не оправдал их доверия. Императивный мандат дает минимальный набор социальных гарантий депутатской деятельности. Такой  вид мандата характерен только для  депутатов представительных органов  муниципальных образований.

Под свободным мандатом подразумевается, что «депутат является представителем всего народа государства, не может  быть связан наказами избирателей, не должен отчитываться перед ними о  своей деятельности и соответственно не может быть отозван ими»29.

В Законе прямо и четко  не говорится о характере мандата  депутата Государственной Думы, что  при анализе основных законов: Конституции  Российской Федерации, Федерального Закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации», Регламента Государственной Думы и  др., можно сделать вывод, что для депутата Государственной Думы в большей степени характерно наличие свободного мандата.

Подтверждением наличия  свободного мандата у депутата Государственной  Думы является Постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности  положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательной (представительной) и  исполнительной власти субъектов Российской Федерации», где «был сделан вывод  о свободном характере депутатского мандата на федеральном уровне, позволив депутатам Государственной Думы при осуществлении своих полномочий следовать Конституции Российской Федерации и своей совести»30

Свободный мандат является одним из важнейших признаков  парламентаризма, так как в рамках свободного мандата депутат может  действовать «исходя из своих  персональных убеждений в интересах  всего народа, а при несовпадении общих и местных интересов  народа, он обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам».31

Мандат — документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая  возлагается на депутата парламента или иного представительного  органа власти выборами и содержание которой определяется конституцией и иными конституционно-правовыми  актами.32

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ