Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовой статус депутатов ГД ФС.docx

— 114.81 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с повышением представительства  избирателей в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации»33 устанавливает, что к распределения депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей. Подсчетом суммы голосов избирателей за списки и числа голосов избирателей занимается Центральная Избирательная Комиссия.

Не допускаются к распределению  депутатских мандатов федеральные  списки кандидатов, набравшие менее 6, но не менее 5 или менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей; в первом случае им дается один, а во втором случае два депутатских мандата.

Такое снижение законодателем  барьера, который должны преодолеть списки кандидатов для того, чтобы  быть допущенными к распределению  мандатов делает невозможным представление  в парламенте «малых» партий и  партий оппозиции.34

Срок действия мандата  депутата Государственной Думы соответствует  сроку действия его полномочий, которые  согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом  Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной  Думы нового созыва, за исключением  случаев досрочного прекращения  полномочий депутатов Государственной  Думы.

Основания досрочного освобождения депутата Государственной Думы от исполнения его полномочий установлены ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена  Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»:

1) депутат Государственной  Думы вправе сложить свои полномочия  по собственной воле путем  подачи письменного заявления;

2) избрание или назначение  депутата Государственной Думы  на должность, не совместимую  со статусом депутата Государственной  Думы;

3) утрата или приобретение  депутатом Государственной Думы  гражданства иностранного государства,  так как это противоречит ч. 3 ст.1 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы  и члена Совета Федерации Федерального  собрания Российской Федерации»  и ч. 2 ст. 5 Федерального закона  «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации»,в соответствии с которыми  депутатом может является только гражданин Российской Федерации , не имеющий ни второго гражданства , ни вида на жительство, иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

4) вступления в законную  силу судебных решений: обвинительного  приговора в отношении депутата  Государственной Думы, ограничение  его дееспособности или признание  его недееспособными; признание  депутата Государственной Думы  безвестно отсутствующим либо  объявлении его умершим, считается  основанием для досрочного прекращения  его полномочий;

5) полномочия депутата  Государственной Думы прекращаются  в случае его смерти.

«Мандат – основополагающий, решающий принцип правового статуса  выборного должностного лица»35. Он как влияет, так и зависит от форм деятельности депутата Государственной Думы, которые рассматривается в следующей главе данной работы, поэтому многие ученые сходятся во мнении, что «несмотря на преимущество свободного мандата, такие, как дальнейшая профессионализация депутатов, снижение регионального лоббизма, независимость мнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютно нереальна»36.

2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы

Формой деятельности депутата Государственной Думы в соответствии с ст. 7 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы и  члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» является:

1) участие депутата Государственной  Думы в заседаниях, в работе  комитетов комиссий, парламентских,  согласительных и специальных  комиссий, создаваемых Государственной  Думой, а также в парламентских  слушаниях;

2) внесение законопроектов  в Государственную Думу;

3) внесение парламентского  и депутатского запроса (запроса  Государственной Думы и депутата  Государственной Думы);

4) обращение с вопросами  к членам Правительства Российской  Федерации на заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания  Российской Федерации;

5) обращение к соответствующим  должностным лицам с требованием  принять меры по немедленному  пресечению обнаружившегося нарушения  прав граждан.

К числу форм деятельности депутата Государственной Думы, еще  не рассмотренных в данной работе, относится:

1) участие депутата Государственной  Думы в работе соответствующей  фракции;

2) работа депутата Государственной  Думы с избирателями.

2.4.1. Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции

В соответствии со ст. 7.1. Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» и ст. 16 Регламента Государственной  Думы: «Фракция» - объединение депутатов  Государственной Думы, избранных  в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению  депутатских мандатов в Государственной  Думе. Фракция образуется с целью  совместной деятельности и выражения  единой позиции по вопросам, рассматриваемым  Государственной Думой. Каждая фракция  в Государственной Думы подлежит обязательной регистрации Временной  комиссией Государственной Думы.

Фракция – является единственным депутатским объединением: в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений" в Федеральный Закон  «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» депутатские группы как самостоятельные  участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Они становятся лишним элементом из-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями. При избрании кандидата в депутаты Государственной Думы происходит «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона « О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» закрепляется обязанность депутатов, входящих в фракцию, быть членами только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.

Нарушение данного требования депутатом Государственной Думы приводит к утрате своего мандата. Полномочия депутата прекращаются и в случае выхода из состава фракции, в которой  он состоит, по личному заявлению.

Таким образом, законодатель закрепляет полную зависимость и  ответственность депутата перед  партией, надеясь, что «жесткое закрепление  фракционной дисциплины в законодательстве Российской Федерации станет залогом  стабильности самих фракций и  предотвратит их возможные расколы  и расщепления»37, облегчит работу палаты парламента.

Однако ученые видят явные  минусы в такой зависимости депутата от партии: В случае, если личная позиция  депутата Государственной Думы отличается от позиции партии, претерпела изменения  с момента избирательной компании и перестала выражать волю избирателей  должным образом, то депутат Государственной  Думы имеет право выйти из фракции, лишившись при этом своего мандата  или «формально оставаясь членом фракции и не подавая заявления  об выходе, не участвовать в её работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений, то есть фактически в ней не состоять»38. Может ли подобная деятельность депутата способствовать улучшению работы Парламента?!

Конечно, нельзя «законодательно  установить обязанность депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, в которой он состоит, так  как это будет противоречить  как букве и духу Конституции  Российской Федерации, так и принципам  демократического государства»39. Недопустим также диктат воли политической партии, фракции над волей депутата.

В то же время невозможность  принуждения не должна рассматриваться  депутатами Государственной Думы как  их полная бесконтрольность.

Законодатель попытался  урегулировать данный вопрос: в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О политических партиях»40, депутаты Государственной Думы связаны решениями соответствующей политической партии при исполнении своих депутатских полномочий, то есть действия конкретного депутата Государственной Думы, фракции, в которую он входит, и соответствующей политической партии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Получается, что все предложения, решения и действия депутата должны соответствовать установленной  программе партии, в состав которой  он входит, даже если он не согласен с  её положениями, так как депутат  больше зависит от фракции, чем она  от него. Но в любом случае окончательное  решение должно оставаться за депутатом, так как именно он несет за него всю соответствующую ответственность.

Решения фракции принимаются  открытым голосованием большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы, входящих во фракцию. Возможно проведение тайного голосования.

В случае прекращения деятельности политической партии в связи с  ее ликвидацией или реорганизацией, деятельность фракции данной политической партии в Государственной Думе и  членство депутатов Государственной  Думы в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный  реестр юридических лиц соответствующей  записи.

2.4.2 Работа депутата  Государственной Думы с избирателями

«Представительство интересов  избирателей является одной из важнейших  задач депутата в выборном представительном органе». Депутат Государственной  Думы должен по своим обязательствам исполнять волю народа, принимать  меры, направленные на обеспечение  прав, свобод и законных интересов  граждан, соответственно поддерживая  с ними постоянную связь посредством  рассмотрения обращений, жалоб и  заявлений избирателей, проведения личного приема, встреч с гражданами.

В соответствии с Федеральным  Законом «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательному округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в регионе, определенным соответствующим депутатским объединением.

Депутату Государственной  Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие  дни – одна неделя каждого месяца во время сессии и две недели каждого  месяца в период проведения выборов  депутатов Государственной Думы в соответствии с ч. 8 ст. 40 Регламента Государственной Думы41.

Депутат Государственной  Думы введет личный прием граждан  не реже чем один раз в полгода. Информация о месте приема, а также  об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. В соответствии со ст. 75 Регламента Государственной Думы может осуществлять прием избирателей в приемной Государственной Думы.

На устное обращения и  письменное обращение гражданина, которое  предварительно заносится в карточку личного приема гражданина, дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрации письменного  обращения.

Депутат Государственной  Думы информирует избирателей о  своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

В соответствии с Федерального законом "О порядке освещения  деятельности органов государственной  власти в государственных средствах  массовой информации"42 все официальные мероприятия с участием заседаний Государственной Думы проходят под аудио- и видео запись и затем распространяются в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий.

Государственные аудиовизуальные  средства массовой информации должны обеспечивать объективное информирование телезрителей и радиослушателей  о работе депутатских объединений  в Государственной Думе, депутатов  Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы.

Депутат Государственной  Думы рассматривает обращения, жалобы и заявления избирателей, в соответствии с Федерального законом «О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации»43 в обязательном порядке и принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: создаются парламентские и депутатские запросы, вносятся предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Закрепление подобных обязательств депутата Государственной Думы перед  избирателями: установление конкретных сроков, в которые депутат должен проводить встречи с избирателями, отвечать на запросы граждан - обеспечивает более императивное поддержание  связи депутата с избирателями и  «может компенсировать тот «отрыв»  депутата от избирателей, который произошел  в связи с отказом от института  депутатов - одномандатников»44.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ