Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа
Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55
Федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные
Не допускаются к
Такое снижение законодателем барьера, который должны преодолеть списки кандидатов для того, чтобы быть допущенными к распределению мандатов делает невозможным представление в парламенте «малых» партий и партий оппозиции.34
Срок действия мандата депутата Государственной Думы соответствует сроку действия его полномочий, которые согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы.
Основания досрочного освобождения депутата Государственной Думы от исполнения его полномочий установлены ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»:
1) депутат Государственной
Думы вправе сложить свои
2) избрание или назначение
депутата Государственной Думы
на должность, не совместимую
со статусом депутата
3) утрата или приобретение
депутатом Государственной
4) вступления в законную
силу судебных решений:
5) полномочия депутата
Государственной Думы
«Мандат – основополагающий, решающий принцип правового статуса выборного должностного лица»35. Он как влияет, так и зависит от форм деятельности депутата Государственной Думы, которые рассматривается в следующей главе данной работы, поэтому многие ученые сходятся во мнении, что «несмотря на преимущество свободного мандата, такие, как дальнейшая профессионализация депутатов, снижение регионального лоббизма, независимость мнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютно нереальна»36.
Формой деятельности депутата Государственной Думы в соответствии с ст. 7 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» является:
1) участие депутата
2) внесение законопроектов в Государственную Думу;
3) внесение парламентского
и депутатского запроса (
4) обращение с вопросами
к членам Правительства
5) обращение к соответствующим
должностным лицам с
К числу форм деятельности депутата Государственной Думы, еще не рассмотренных в данной работе, относится:
1) участие депутата
2) работа депутата
2.4.1. Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
В соответствии со ст. 7.1. Федерального
закона «О статусе депутата Государственной
Думы и члена Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации»
и ст. 16 Регламента Государственной
Думы: «Фракция» - объединение депутатов
Государственной Думы, избранных
в составе федерального списка кандидатов,
который был допущен к
Фракция – является единственным депутатским объединением: в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений" в Федеральный Закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Они становятся лишним элементом из-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями. При избрании кандидата в депутаты Государственной Думы происходит «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона « О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» закрепляется обязанность депутатов, входящих в фракцию, быть членами только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.
Нарушение данного требования депутатом Государственной Думы приводит к утрате своего мандата. Полномочия депутата прекращаются и в случае выхода из состава фракции, в которой он состоит, по личному заявлению.
Таким образом, законодатель закрепляет полную зависимость и ответственность депутата перед партией, надеясь, что «жесткое закрепление фракционной дисциплины в законодательстве Российской Федерации станет залогом стабильности самих фракций и предотвратит их возможные расколы и расщепления»37, облегчит работу палаты парламента.
Однако ученые видят явные
минусы в такой зависимости депутата
от партии: В случае, если личная позиция
депутата Государственной Думы отличается
от позиции партии, претерпела изменения
с момента избирательной
Конечно, нельзя «законодательно установить обязанность депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, в которой он состоит, так как это будет противоречить как букве и духу Конституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства»39. Недопустим также диктат воли политической партии, фракции над волей депутата.
В то же время невозможность принуждения не должна рассматриваться депутатами Государственной Думы как их полная бесконтрольность.
Законодатель попытался урегулировать данный вопрос: в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О политических партиях»40, депутаты Государственной Думы связаны решениями соответствующей политической партии при исполнении своих депутатских полномочий, то есть действия конкретного депутата Государственной Думы, фракции, в которую он входит, и соответствующей политической партии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Получается, что все предложения,
решения и действия депутата должны
соответствовать установленной
программе партии, в состав которой
он входит, даже если он не согласен с
её положениями, так как депутат
больше зависит от фракции, чем она
от него. Но в любом случае окончательное
решение должно оставаться за депутатом,
так как именно он несет за него
всю соответствующую
Решения фракции принимаются
открытым голосованием большинством голосов
от общего числа депутатов
В случае прекращения деятельности
политической партии в связи с
ее ликвидацией или
2.4.2 Работа депутата
Государственной Думы с
«Представительство интересов избирателей является одной из важнейших задач депутата в выборном представительном органе». Депутат Государственной Думы должен по своим обязательствам исполнять волю народа, принимать меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, соответственно поддерживая с ними постоянную связь посредством рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведения личного приема, встреч с гражданами.
В соответствии с Федеральным Законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательному округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в регионе, определенным соответствующим депутатским объединением.
Депутату Государственной
Думы для работы с избирателями ежемесячно
предоставляются
Депутат Государственной Думы введет личный прием граждан не реже чем один раз в полгода. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. В соответствии со ст. 75 Регламента Государственной Думы может осуществлять прием избирателей в приемной Государственной Думы.
На устное обращения и письменное обращение гражданина, которое предварительно заносится в карточку личного приема гражданина, дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
В соответствии с Федерального законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"42 все официальные мероприятия с участием заседаний Государственной Думы проходят под аудио- и видео запись и затем распространяются в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий.
Государственные аудиовизуальные средства массовой информации должны обеспечивать объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы рассматривает обращения, жалобы и заявления избирателей, в соответствии с Федерального законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»43 в обязательном порядке и принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: создаются парламентские и депутатские запросы, вносятся предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Закрепление подобных обязательств
депутата Государственной Думы перед
избирателями: установление конкретных
сроков, в которые депутат должен
проводить встречи с
Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ