Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа
Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55
12) военнослужащие, лица рядового
и начальствующего состава
Иммунитет и индемнитет Депутат Государственной Думы в своей совокупности определяются законодательством как важнейшие элементы статуса депутата Государственной думы. Обладание привилегиями, перечисленными и рассмотренными в данной главе, обеспечивают парламентарию нормальные условия работы, беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом его прав и обязанностей, «выступает как социально-правовая гарантия высокого и действительно независимого положения депутата Государственной Думы»54.
В заключение проделанной работы необходимо сделать ряд выводов.
Анализируя Конституцию
Российской Федерации и Федеральный
закон «О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального
Собрания» можно выявить
Принятие Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», одновременно определяющего статус членов обеих палат парламента, было вызвано тем, что, согласно ч. 7 раздела второго Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения», Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года. Таким образом, в Конституции прямо определено, что члены Совета Федерации первого созыва являлись избираемыми представителями, т.е. депутатами.
В будущем является не только возможным, но и необходимым принятие отдельных федеральных законов о статусе депутата Государственной Думы и статусе члена Совета Федерации.
Касаясь вопроса о выборах в депутаты Государственной Думы нужно сказать, что в настоящее время у гражданина отсутствует возможность реализовать свое право при выборах в Государственную Думы, если он беспартийный. Каждый кандидат должен выдвигаться исключительно в списках избираемой партии.
В то же время введение пропорциональной избирательной системы привело к сужению возможностей граждан осуществлять свое активное избирательное право. Это выражено не только в отмене возможности голосовать против всех кандидатов, но и в том, что голосуя за партийный список партий, избиратели чаще всего не знают большинства кандидатов в него входящих, а знают лишь руководящих её представителей, публичных и известных людей, чьи имена обычно помещаются во главу списка, но зачастую они не представляют интересы избравших, а добровольно отказываются от своего мандата. В таком случае вакантные мандаты переходят к другим кандидатам из того же федерального списка.
Выдвижение кандидатов в партийных списках партии обязывает их в дальнейшем быть членами выдвинувшей их партии, Закон закрепляет полную зависимость и ответственность депутата перед ней. Но что, если политика партии не выполняет своих обязательств в отношении граждан или политика самого депутата потерпела изменения, то тут для депутата только два выхода либо выходить из партии и при этом терять свой мандат либо, оставаясь в партии и сохраняя за собой все гарантии и привилегии депутата просто не участвовать в её работе, то есть фактически в ней не состоять.
У депутата нет возможности выбрать альтернативу фракции, так как Законом были исключены такие формы деятельности депутатов, как участие в работе депутатских групп и объединений.
Я считаю неправильно говорить, что депутат Государственной Думы неподконтролен ввиду его свободного мандата; он полностью зависит от партийной линии или интересов выдвинувшей его на выборах партии.
Для депутата Государственной Думы больше применим партийно-императивный мандат, так как налицо представительство депутатом интересов, прежде всего своей политической партии, обязательность в исполнении указаний политических партий, подконтрольность партийной фракции и возможность лишения депутатского мандата в случае отступления от партийной дисциплины.
Наличие такой зависимости депутата от партии придает искусственность взаимоотношениям между депутатом и избирателями, хоть закон и устанавливает обязанность депутатской работы с избирателями, он не устанавливает никаких санкций за нарушение указанных обязанностей депутатом в отношении к избирателям.
Взаимоотношения между депутатами и избирателями должны строиться на основе всеобщей политико-правовой позиции, а не на основе юридической зависимости депутата от партии. Депутат должен иметь возможность выйти из партии, не утратив свой мандат, если считает, что партия перестала выражать волю избирателей должным образом, и выборы в депутаты Государственной Думы должны проводиться по одномандатным округам, в рамках которых своих кандидатов должны выдвигать не только политические партии, но и другие общественные организации с целью обеспечения подлинного народовластия.
1 Игрицкий Ю.И. Российский парламентаризм как зеркало российского общества // Россия и современный мир. 2004.№ 2. С. 44.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 199. № 2. Ст. 74. Нужно иметь и виду, что члены Совета Федерации первого созыва именовались депутатами (см. разд. второй, п. 9 Констуции Российской Федерации).
3 Собрание законодательств Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 428.
4 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 1997 г. «О передаче мандата депутата Государстненной Думы Страхона Алексея Леонидонича кандидату в депутаты Государственной Думы Язеву Валерию Афонасьевичу» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.№ 11. Ст. 1288.
5 Федеральный закон от 12 марта 1996 г. «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1039.
6 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 г. «О размере ежемесячном денежной компенсации расходов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, связанных с осуществлением ими конституционных полномочий» // Собрание законодательства Российском Федерации. 1997. № 25. Ст. 2846.
7 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. «О мерах но обеспечению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, не имеющих жилья в городе Москве, служебной жилой площадью» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 16. Ст. 1824.
8 Временное положение о помощнике члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст. 447; постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от11 июня 1997 г. «Об установлении общего месячного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 25. Ст. 2840; постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. «Об установлении общего месячного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 46. Ст. 5274.
9 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 января 1996 г. «О Положении о нагрудном знаке члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и об описании нагрудного знака члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 448.
10 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 января 1996 г. «Об утверждении формы удостоверения члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 494.
11 Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика // "Законодательство и экономика", 2005. - N 11;
12 Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2001. – 688 с.
13 Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. – М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. –С.308;
14 Собрание законодательства Российской Федерации,2005. - N 21. - Ст. 1919.
15 Бородин В., Миронов В. Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федерации // Право и жизнь, 2003. - № 10.
16 Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы (индемнитет) //"Социальное и пенсионное право", 2006. - N 3.
17 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. – С. 462;
18 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. - N 24. - Ст. 2253.
19 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. – N 4. – Ст. 44;
20 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005. – N 24. – Ст. 2253;
21 Литвиненко И.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в нынешней России? // "Конституционное и муниципальное право", 2009. - N 8
22 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред В.Д.Карповича. – М.: Юрайт –М; Новая Правовая культура, 2002. – С. 259
23 Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика // "История государства и права", 2008.- N 18
24 Там же, "История государства и права", 2008. – N 18
25 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. – С. 469
26 Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика // "Законодательство и экономика", 2005. - N 11;
27 Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. – М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. –С.303
28 Малько, А. В., Суменков, С. Ю. Правовой иммунитет: Теоретические и практические аспекты //Журнал российского права, 2002. - № 2;
29 Васькова, Л. Г. Партийный императивный мандат - новая модель взаимоотношений депутата и избирателей // Конституционное и муниципальное право, 2006. - № 11.
Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ