Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовой статус депутатов ГД ФС.docx

— 114.81 Кб (Скачать файл)

12) военнослужащие, лица рядового  и начальствующего состава органов  внутренних дел, Государственной  противопожарной службы, органов  прокуратуры, органов налоговой  полиции, таможенных органов,  органов по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных  веществ, учреждений и органов  уголовно-исполнительной системы,  избранные депутатами Государственной  Думы, по окончании срока их  полномочий вправе продолжить  военную службу (службу в указанных  органах) или досрочно уволиться  с военной службы (службы в указанных органах). По окончании срока полномочий депутата Государственной Думы ему предоставляется прежняя должность или с его согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы.

Иммунитет и индемнитет Депутат  Государственной Думы в своей  совокупности определяются законодательством  как важнейшие элементы статуса  депутата Государственной думы. Обладание  привилегиями, перечисленными и рассмотренными в данной главе, обеспечивают парламентарию  нормальные условия работы, беспрепятственное  и эффективное осуществление  депутатом его прав и обязанностей, «выступает как социально-правовая гарантия высокого и действительно независимого положения депутата Государственной Думы»54.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проделанной работы необходимо сделать ряд выводов.

Анализируя Конституцию  Российской Федерации и Федеральный  закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания» можно выявить некоторые  пробелы. Например, законодательство половинчато  решает вопрос о природе мандата  парламентария. В целом можно  считать, что императивный мандат отвергнут, поскольку права отзыва уже нет. Не существует и юридически закрепленной обязанности депутата поддерживать политику какой-либо политической партии, строго следовать фракционной дисциплине и отчитываться перед избирателями. Но свободный мандат все же обременен  некоторыми традиционными чертами  – например, обязанностью депутата информировать избирателей о  своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться  предвыборной программой. Однако отсутствие санкций за нарушение этих обязанностей позволяет депутату в целом поступать  в соответствии со своими убеждениями, т.е. действовать свободно. Практически  таким же статусом обладают и члены  Совета Федерации. Хотя они являются представителями органов государственной  власти своих субъектов РФ, но не предусмотрено никакой ответственности  членов палаты перед этими органами, как и обязанности, выполнять  наказы избирателей, избравших их в  эти органы.

Принятие Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», одновременно определяющего  статус членов обеих палат парламента, было вызвано тем, что, согласно ч. 7 раздела второго Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения», Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года. Таким образом, в Конституции прямо определено, что члены Совета Федерации первого созыва являлись избираемыми представителями, т.е. депутатами.

В будущем является не только возможным, но и необходимым принятие отдельных федеральных законов  о статусе депутата Государственной  Думы и статусе члена Совета Федерации.

Касаясь вопроса о выборах  в депутаты Государственной Думы нужно сказать, что в настоящее  время у гражданина отсутствует  возможность реализовать свое право  при выборах в Государственную  Думы, если он беспартийный. Каждый кандидат должен выдвигаться исключительно в списках избираемой партии.

В то же время введение пропорциональной избирательной системы привело  к сужению возможностей граждан  осуществлять свое активное избирательное  право. Это выражено не только в отмене возможности голосовать против всех кандидатов, но и в том, что голосуя за партийный список партий, избиратели чаще всего не знают большинства кандидатов в него входящих, а знают лишь руководящих её представителей, публичных и известных людей, чьи имена обычно помещаются во главу списка, но зачастую они не представляют интересы избравших, а добровольно отказываются от своего мандата. В таком случае вакантные мандаты переходят к другим кандидатам из того же федерального списка.

Выдвижение кандидатов в  партийных списках партии обязывает  их в дальнейшем быть членами выдвинувшей  их партии, Закон закрепляет полную зависимость и ответственность  депутата перед ней. Но что, если политика партии не выполняет своих обязательств в отношении граждан или политика самого депутата потерпела изменения, то тут для депутата только два выхода либо выходить из партии и при этом терять свой мандат либо, оставаясь в партии и сохраняя за собой все гарантии и привилегии депутата просто не участвовать в её работе, то есть фактически в ней не состоять.

У депутата нет возможности  выбрать альтернативу фракции, так  как Законом были исключены такие  формы деятельности депутатов, как  участие в работе депутатских  групп и объединений.

Я считаю неправильно говорить, что депутат Государственной  Думы неподконтролен ввиду его свободного мандата; он полностью зависит от партийной линии или интересов  выдвинувшей его на выборах партии.

Для депутата Государственной Думы больше применим партийно-императивный мандат, так как налицо представительство депутатом интересов, прежде всего своей политической партии, обязательность в исполнении указаний политических партий, подконтрольность партийной фракции и возможность лишения депутатского мандата в случае отступления от партийной дисциплины.

Наличие такой зависимости  депутата от партии придает искусственность  взаимоотношениям между депутатом  и избирателями, хоть закон и устанавливает  обязанность депутатской работы с избирателями, он не устанавливает  никаких санкций за нарушение  указанных обязанностей депутатом  в отношении к избирателям.

Взаимоотношения между депутатами и избирателями должны строиться на основе всеобщей политико-правовой позиции, а не на основе юридической зависимости депутата от партии. Депутат должен иметь возможность выйти из партии, не утратив свой мандат, если считает, что партия перестала выражать волю избирателей должным образом, и выборы в депутаты Государственной Думы должны проводиться по одномандатным округам, в рамках которых своих кандидатов должны выдвигать не только политические партии, но и другие общественные организации с целью обеспечения подлинного народовластия.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12 1993 (с поправками от 30.12.2008 N – 6ФКЗ) // " Собрание законодательства РФ", 26.01.2009. – N 4. – Ст. 44.
  2. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005. - N 2. - Ст. 1919.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004. - N 31. - с. 3215.
  4. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О политических партиях" // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2001. - N 29. - Ст. 2950.
  5. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995. - N 3. - Ст. 170.
  6. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006. - N 19. - Ст. 2060.
  7. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.1999. - N 28. - с. 3466.
  8. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002. - N 24. - Ст. 2253.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 07.08.2000 N 1444 (ред. От 17.09.2008) "Вопросы управления делами Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 2000. – N 33. – Ст. 3350.
  10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД "О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 1998. - N 16. - Ст. 1828.
  11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.
  12. Бекетова С.М., Скрынников Б.М. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности на региональном уровне // "Журнал российского права", 1998. - N 10/11.
  13. Боброва Н.А, Заикин Д.А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // "Конституционное и муниципальное право", 2009. - N 1.
  14. Бородин В., Миронов В. Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федерации // "Право и жизнь", 2003. - N 10.
  15. Бузин А.Ю. Распределении депутатских мандатов: закон или алгоритм? // "Конституционное и муниципальное право", 2006. - N 1.
  16. Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика // "Законодательство и экономика", 2005. - N 11.
  17. Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // "Юридический мир", 2006. - N 8.
  18. Васькова, Л. Г. Партийный императивный мандат - новая модель взаимоотношений депутата и избирателей // "Конституционное и муниципальное право", 2006. -№ 11. - С. 19 – 21.
  19. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования. // "Журнал российского права", 2005. - N 8.
  20. Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации // "Институты административного права России". - М.,1999. - С. 60 – 72.
  21. Джагарян А.А. Депутат Государственной Думы – самостоятельный субъект обращения в Конституционный Суд Российской Федерации // "Право и политика", 2006. – N 1. – C. 17-29.
  22. Карабасок С.Ю. Организационно-правовые проблемы обеспечения гарантий прав депутатов // " Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008. – N 4.
  23. Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика // "История государства и права", 2008.- N 18.
  24. Кибальник, А.Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности. // "Российская юстиция", 2000. - № 8. - С. 34 – 35.
  25. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" - Система ГАРАНТ, 2007.
  26. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. – 586 с.
  27. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере РФ, Франции, ФРГ) // "Конституционное и муниципальное право", 2009. - № 4. –С. 12-18.
  28. Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (постатейный). - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.
  29. Комкова Г.Н.. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в российском парламенте. // "Конституционное и муниципальное право", 2006. - N 7.
  30. Лапаева В.В. Новеллы избирательного законодательства на стадии регистрации кандидатов: достоинства и недостатки. // "Адвокат", 2000. - N 5.
  31. Малько, А. В., Суменков, С. Ю. Правовой иммунитет: Теоретические и практические аспекты // "Журнал российского права", 2002. - № 2. - С. 16 – 23.
  32. Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. – М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. -352 с.
  33. Рощин В.А. За рамками правового поля. Что показал анализ Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Журнал российского права". - М., Норма, 2000.
  34. Советников И. В. Новеллы законодательства о статусе депутата Государственной Думы // "Конституционное и муниципальное право", 2006. - № 1. - С. 24 – 29.
  35. Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы (индемнитет) // "Социальное и пенсионное право", 2006. - N 3.

1 Игрицкий Ю.И. Российский парламентаризм как зеркало российского общества // Россия и современный мир. 2004.№ 2. С. 44.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 199. № 2. Ст. 74. Нужно иметь и виду, что члены Совета Федерации первого созыва именовались депутатами (см. разд. второй, п. 9 Констуции Российской Федерации).

3 Собрание законодательств Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 428.

4 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 1997 г. «О передаче мандата депутата Государстненной Думы Страхона Алексея Леонидонича кандидату в депутаты Государственной Думы Язеву Валерию Афонасьевичу» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.№ 11. Ст. 1288.

5 Федеральный закон от 12 марта 1996 г. «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1039.

6 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 г. «О размере ежемесячном денежной компенсации расходов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, связанных с осуществлением ими конституционных полномочий» // Собрание законодательства Российском Федерации. 1997. № 25. Ст. 2846.

7 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. «О мерах но обеспечению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, не имеющих жилья в городе Москве, служебной жилой площадью»  Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 16. Ст. 1824.

8 Временное положение о помощнике члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст. 447; постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от11 июня 1997 г. «Об установлении общего месячного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 25. Ст. 2840; постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. «Об установлении общего месячного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 46. Ст. 5274.

9 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 января 1996 г. «О Положении о нагрудном знаке члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и об описании нагрудного знака члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 448.

10 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 января 1996 г. «Об утверждении формы удостоверения члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 494.

11 Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика // "Законодательство и экономика", 2005. - N 11;

12 Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2001. – 688 с.

13 Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. – М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. –С.308;

14 Собрание законодательства Российской Федерации,2005. - N 21. -  Ст. 1919.

15 Бородин В., Миронов В. Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федерации // Право и жизнь, 2003. - № 10.

16 Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы (индемнитет) //"Социальное и пенсионное право", 2006. -  N 3.

17 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. – С. 462;

18 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. - N 24. - Ст. 2253.

19 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. – N 4. – Ст. 44;

20 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005. – N 24. – Ст. 2253;

21 Литвиненко И.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в нынешней России? // "Конституционное и муниципальное право", 2009. - N 8

22 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред В.Д.Карповича. – М.: Юрайт –М; Новая Правовая культура, 2002. – С. 259

23 Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика // "История государства и права", 2008.- N 18

24 Там же, "История государства и права", 2008. – N 18

25 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. – С. 469

26 Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика // "Законодательство и экономика", 2005. - N 11;

27 Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. – М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. –С.303

28 Малько, А. В., Суменков, С. Ю. Правовой иммунитет: Теоретические и практические аспекты //Журнал российского права, 2002. - № 2;

29 Васькова, Л. Г. Партийный императивный мандат - новая модель взаимоотношений депутата и избирателей // Конституционное и муниципальное право, 2006. - № 11.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ