Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа
Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55
2) внесение законопроектов в Государственную Думу;
3) внесение парламентского
и депутатского запроса (
4) обращение с вопросами
к членам Правительства
5) обращение к соответствующим
должностным лицам с
1) Соблюдать этические
нормы, правила утвержденные
2) Представлять декларацию о доходах и об имуществе.
В числе прочих составляющих многие выделяют круг подведомственных депутату Государственной Думы вопросов: поставленные перед ним цели и задачи, возложенные на него функции, ответственность. Любая функция всегда подчинена цели, работает на нее.
Депутат Государственной Думы является избранником народа, представителем его воли во власти, поэтому одной из его целей и задач является представительство интересов избирателей во власти. На него возлагаются такие функции как обязательная работа с избирателями: рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведения личного приема и встреч с гражданами.
Также депутат Государственной Думы является участником соответствующей фракции, в составе которой он был избран, и его задачей является посещение и участие в её заседаниях, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции, выработке единой программы по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.
Форма деятельности депутата Государственной Думы определяется в соответствии с характером депутатского мандата
Б.А. Страшун, Н.А. Сахаров, О.В. Шуваев в качестве элемента правового статуса должностного лица – депутата Государственной Думы выделяют порядок его формирования, который представляет собой избрание в депутаты Государственной Думы на основе всеобщих выборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок прекращения или отрешения от исполнения должностных полномочий.
Деятельность депутата Государственной Думы прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Еще одним очень важным
элементом правового статуса
Депутата Государственной Думы является
гарантии его деятельности, посредством
которых депутат имеет
Среди таких гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитете, как «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»16.
В соответствии с вышесказанным,
можно сделать вывод, что под
правовым статусом депутата Государственной
Думы в широком смысле следует
понимать обусловленное социально-
«Депутатом Государственной
Думы является избранный народом
представитель, уполномоченный осуществлять
законодательную власть в Государственной
Думе и иные полномочия, предусмотренные
федеральным законодательством»
В соответствии со ст. 3 действующей Конституции Российской Федерации народ является единственным источником власти в Российской Федерации и осуществляет её непосредственно и через органы государственной власти, органы местного самоуправления, создаваемые путем свободных выборов. Таким органом государственной власти является Государственная Дума Российской Федерации, депутаты которой выражают и защищают интересы народа.
Депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, в соответствии со ст. 1 Федерального
закона «О выборах депутатов
Право на участие в выборах, на основании ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»18, имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеющий полную правоспособность, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеющий на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость.
Право на избрание в депутаты имеет «гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и имеющий право участвовать в выборах»19.
Депутат Государственной Думы выбирается на основе пропорциональной избирательной системы, «…по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы»20.
«Кандидат в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской
Федерации должен либо состоять в
политической партии, либо ходатайствовать
о включении своей кандидатуры
в федеральный список от данной партии,
так как в соответствии с действующим
законодательством у гражданина
отсутствуют возможности
Часть 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации и часть 2, ст.6 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» в их правовом единстве определяют, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не допускают возможности депутатам Государственной Думы заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; находиться на государственной или муниципальной службе; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, так же замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации,
Подобные ограничения введены законодательством в целях не допустить зависимости депутатов от каких-либо государственных органов власти или частных интересов других лиц, так как «получение депутатом дохода, к примеру, от управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным»22.
Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной властей объясняется тем, что депутат должен быть свободен от влияния других государственных органов, учреждений, прежде всего исполнительной власти.
Таким образом, запрет депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью дает возможность сосредоточиться исключительно на работе, выполнении полномочий депутата Государственной Думы.
В случае, если кандидат, избранный депутатом Государственной Думы отказывается от освобождения занимаемой им должности, несовместимой со статусом депутата, или не подает приказ (иной документ) в Центральную избирательную комиссию с подтверждением об освобождения от должности в установленный законом пятидневный срок со дня получения извещения об избрании его кандидатуры, он исключается из федерального списка.
Кандидат, избранный депутатом
Государственной Думы приобретает
статус депутата Государственной думы
«только на основе выборов, в результате
которых и формируется
Полномочия депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации – это «определенные
права и обязанности, выступающие
в качестве компетенции соответствующего
представительного органа, закрепленные
в действующем
Данными полномочиями депутат Государственной Думы наделяется со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращаются со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.
Основные права Депутата Государственной Думы
1) Право депутата
В соответствии с Регламентом Государственной Думы право законодательной инициативы депутата Государственной Думы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) предложений о разработке и принятии новых федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ, либо о признании этих законов утратившими силу;
в) поправок к законопроектам.
Ч. 2 ст. 11 Федерального закона
«О статусе депутата Государственной
Думы и члена Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации»
и ст. 134 Конституции Российской Федерации
в их правовом единстве устанавливает
право вносить положения о
поправке и пересмотре положений
Конституции Российской Федерации
группой, численностью не менее одной
пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государственной
Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В случае поддержки 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской федерации.
2) Право на участие
в заседании соответствующей
палаты, комитета, комиссии палаты,
согласительной или
Согласно ч. 3, ст. 12 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» участие депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии обязательно и является его обязанностью.
Принимая участия в соответствующих заседаниях, депутат Государственной Думы может участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки – реализовать предоставленные ему права.
Если же, депутата государственной Думы не входит в состав согласительной или специальной комиссии, он также вправе участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.
При голосовании на заседаниях депутат Государственной Думы имеет один голос и подает его «за», «против», либо воздерживается от принятия решения. Свое право на голосование он осуществляет лично, при использовании карточки для голосования.
Каждое заседание в Государственной думе начинается с обязательной регистрации каждого депутата Государственной Думы, которое проводит Председатель заседания.
В случае невозможности присутствия депутата Государственной Думы на соответствующем заседании, он должен заблаговременно проинформировать и составить депутатский бланк на имя руководителя фракции, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы с указанием причины и временем отсутствия и распоряжением, как распорядиться его голосом при голосовании по вынесенному вопросу.
3) Право на парламентский и депутатский запрос.
«Парламентский запрос –
право депутата, группы депутатов
обратиться к определенному законом
кругу органов и их должностным
лицам с просьбой предоставить информацию
или дать разъяснения относительно
тех или иных действий. Важно отметить,
что зачастую, в форму парламентских
и депутатских запросов облекаются
обращения депутата (депутатов) с
просьбой решить ту или иную проблему,
связанную с положением дел в
избирательном округе и отражающую
интересы граждан. Можно сказать, что
именно через запрос реализуется
представительская функция
Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ