Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовой статус депутатов ГД ФС.docx

— 114.81 Кб (Скачать файл)

Главы администрации в пределах своих полномочий несут персональную ответственность за создание условий  для нормальной деятельности парламентариев.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обязаны  соблюдать правила депутатской  этики. Так, согласно Регламенту Государственной  Думы, выступающий в ней не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие  ущерб чести и достоинству  депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать  к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в  случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение  всего дня заседания.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют в налоговые органы декларацию о  доходах и сведения об изменении  своего имущественного положения одновременно с представлением их соответственно в Государственную Думу и Совет  Федерации. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию в  «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».

Возлагая на парламентариев самые  ответственные обязанности, законодательство предоставляет им все необходимые  для работы условия. Эти условия, позволяющие успешно решать стоящие  перед ними задачи, – важнейшие  гарантии их плодотворной деятельности.

Такие гарантии устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации», другими федеральными законами, а также Временным положением об обеспечении деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В качестве этих гарантий выступают прежде всего права парламентариев на условия работы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление их полномочий, а также обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц создавать эти условия.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 104) и названному ранее  Федеральному закону о статусе депутатов (ст. 11), члены Совета Федерации и  депутаты Государственном Думы обладают правом законодательной инициативы. Группа численностью не менее одной  пятой членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы может вносить предложения о  поправках и пересмотре положений  Конституции Российской Федерации. Законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной  Думе.

Парламентарии обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваем ым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, членами которых они состоят.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы лично участвует  в заседании своей палаты, а  также комитета или комиссии, членом которой он состоит.

Если парламентарий не может  присутствовать на заседании соответствующей  палаты, комитета, комиссии по уважительной причине, он заблаговременно информирует  об этом соответствующего председателя палаты, председателя комитета, комиссии.

Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной  Думы, а депутат Государственной  Думы – на всех заседаниях Совета Федерации.

Депутат и группа депутатов Государственной  Думы, а также член, группа членов Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

Запрос вносится на заседании соответствующей  палаты в письменной форме. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный палатой срок.

Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании  палаты или доводятся до сведения членов (депутатов) палаты иным путем.

Запрос призван служить средством  контроля Совета Федерации и Государственной  Думы за деятельностью государственных  органов и органов местного самоуправления, которым он адресуется, средством  выявления и устранения недостатков  в их работе.

Депутат или группа депутатов Государственной  Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства  Российской Федерации на заседании  палаты. Вопрос в письменной форме  заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий  орган палаты, что является основанием для приглашения члена Правительства  Российской Федерации. Если приглашенный член Правительства не имеет возможности  прибыть на заседание Государственной  думы, он в обязательном порядке  дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ  члена Правительства доводится  до сведения депутатов.

По роду своей деятельности депутату Государственной Думы нередко приходится встречаться с руководящими работниками  государственных органов, обращаться в различные государственные  и иные организации, к должностным  лицам. В связи с этим по вопросам своей деятельное и депутаты пользуются правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Аналогичным правом обладают и члены Совета Федерации.

Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные  лица, к которым обратился парламентарий  по вопросам, связанным с его деятельностью, обязаны дать ему ответ на его  обращение или предоставить запрашиваемые  им документы или сведения безотлагательно.

При необходимости проведения в  связи с обращением члена Совета Федерации или депутата Государственной  Думы дополнительной проверки или дополнительного  изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица обязаны  сообщить ему об этом в трехдневный  срок со дня получения его обращения. Окончательный ответ представляется не позднее 20 дней со дня получения  обращения. Члены Совета Федерации  имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, в  том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне  рассмотрения они должны быть извещены заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в  деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Важное значение имеют установленные законом гарантии получения депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации необходимой им информации. Они обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

При обращении депутата Государственной  Думы или члена Совета Федерации  в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с парламентской  деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют  необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности  в соответствии с федеральным  законодательством о государственной  тайне.

Парламентарии пользуются преимущественным правом выступать по вопросам своей  деятельности в государственных  средствах массовой информации. При  этом материалы, представляемые ими  по поручению соответствующей палаты, комитета или комиссии, а также  депутатского объединения, подлежат обязательному  опубликованию или распространению  через государственные средства массовой информации в срок, согласованный  с депутатом (членом Совета Федерации), но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представляемых депутатом (членом Совета Федерации) материалов без его согласия не допускается. Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для парламентариев дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.

По Конституции Российской Федерации (ст. 98) и Федеральному закону о статусе  депутатов член Совета Федерации  и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в  течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Однако следует иметь в виду, что, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г., эти положения распространяются лишь на действия по осуществлению  парламентариями их деятельности и качестве депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

В случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, применительно к действиям, не относящимся к осуществлению  парламентской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия  или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей  палаты Федерального Собрания.

Неприкосновенность депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  распространяется на их жилые, служебные  помещения, багаж, личные и служебные  транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, на принадлежащие  им документы.

Депутат Государственной Думы и  член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное  мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие  их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это  положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной  Думы или члена Совета Федерации  были допущены публичные оскорбления  или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена  федеральным законодательством.

Депутат Государственной Думы или  член Совета Федерации вправе  отказаться отдачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Вопрос о лишении депутата Государственной  Думы или члена Совета Федерации  неприкосновенности решается по представлению  Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение  к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев  задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной  Думы или члена Совета Федерации  Генеральный прокурор вносит в соответствующую  палату представление.

Палата не позднее чем в недельный  срок со дня внесения представления  Генерального прокурора рассматривает  это представление, принимает по нему мотивированное решение и в  трехдневный срок извещает о нем  Генерального прокурора. При необходимости  от Генерального прокурора могут  быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в палате вправе участвовать ее член (депутат), в отношении которого внесено  представление.

Жизнь и здоровье депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случае гибели (смерти) депутата (или члена Совета Федерации), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровью в связи с осуществлением им парламентских полномочий или в случае причинения депутату (члену) в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ