Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовой статус депутатов ГД ФС.docx

— 114.81 Кб (Скачать файл)

В случае причинения депутату или  члену Совета Федерации связи  с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения  здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается  компенсация в размере разницы  между ежемесячным денежным вознаграждением  на момент выплаты компенсации и  назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации освобождаются  на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

Срок полномочий депутата Государственной  Думы засчитывается в общий и  непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления  на работу или на службу в течение  трех месяцев после прекращения  депутатских полномочий.

Депутату Государственной Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий, по окончании срока депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по профилю либо с их согласия по иному месту службы.

Федеральное законодательство предусматривает  обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членами  Совета Федерации и депутатами Государственной  Думы своих полномочий.

Члену Совета Федерации ежемесячно возмещаются расходы, связанные  с осуществлением его полномочий. Размер этих расходов определяется решением Совета Федерации.6 При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением членом Совета Федерации его деятельности, не облагаются подоходным налогом.

Члену Совета Федерации возмещаются  вызванные проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им работы в Совете Федерации расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения и суточные.

Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности, за исключением Председателя Государственной  Думы, получают одинаковое ежемесячное  денежное вознаграждение, которое состоит  из должностного оклада и надбавок к нему. Депутату устанавливается  ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Председателю Государственной  Думы устанавливается ежемесячный  оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к этому окладу.

Депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные  с депутатской деятельностью, в  сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются подоходным налогом, Депутату Государственной Думы возмещаются вызванные проживанием вне его посюянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, а также суточные. Ему и членам его семьи оплачиваются также расходы, связанные с переездом в Москву для выполнения депутатом его полномочий, и расходы, связанные с их переездом к постоянному месту жительства по прекращении его депутатских полномочий. При переезде в Москву депутату и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие: депутату – в размере одного ежемесячного денежного оклада, каждому члену его семьи – по 0,5 этого оклада.

В случае роспуска Государственной  Думы ее депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока  полномочий депутатов, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских  полномочий; в этом случае на депутатов  распространяются гарантии трудовых прав, предусмотренные федеральным законодательством  для депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания.

Депутату Государственной Думы и проживающим совместно с  ним членам его семьи, находящимся  на день роспуска Государственной Думы вне своего постоянного места  жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту  жительства.

Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по возрасту, полномочия которого прекращены в связи  с роспуском Государственной  Думы, с его согласия государственная  пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством пенсионного  возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата.

Депутатам Государственной Думы и  членам Совета Федерации предоставляется  ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия  на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Им также предоставляется медицинское  и бытовое обеспечение на условиях, установленных для членов Правительства  Российской Федерации.

Федеральным законодательством предусматривается  ряд других гарантий для выполнения депутатами Государственной Думы и  членами Совета Федерации своей  работы.

Депутатам Государственной Думы и  членам Совета Федерации для осуществления  ими своей деятельности в здании соответствующей палаты предоставляется  отдельное служебное помещение. Они пользуются в связи с осуществлением ими своих полномочий правительственной  и другими видами связи, которыми располагают органы государственной  власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации  на территории Российской Федерации. Все  услуги связи они получают вне  очереди. Все виды их почтовых и телеграфных  отправлений пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных, а расходы по использованию средств связи возмещаются за счет федерального бюджета. Они пользуются правом бесплатных телефонных переговоров.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют  право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также  право внеочередного приобретения проездных документов.

Администрации государственных и  муниципальных гостиниц обязаны  в течение часа предоставить депутату (члену) отдельный номер с телефоном.

Депутатам Государственной Думы, не имеющим в Москве жилой площади, по их заявлению в течение трех месяцев со дня начала работы Государственной  Думы данного созыва предоставляется  служебная жилая площадь (квартира с мебелью и телефоном) для проживания, которую они обязаны освободить не позднее одного месяца со дня прекращения их депутатских полномочий.7 Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.

В Москве члену Совета Федерации  номер в гостинице предоставляется  на постоянной основе.

Расходы органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутатов и членов Совета Федерации, относятся на счет федерального бюджета.

Член Совета Федерации вправе иметь  до пяти помощников, работающих на основании  трудового договора (контракта), а  также не более пяти помощников, работающих на общественных началах.8 Депутат Государственной Думы тоже вправе иметь до пяти помощников: по работе в палате (одного помощника) и но работе в своем избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным округам) или но работе в регионе, определяемом соответствующими депутатскими объединениями (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу). Депутаты сами определяют общее число своих помощников и распределяют обязанности между ними. Они вправе иметь также помощников, работающих на общественных началах.

Важное значение с точки зрения обеспечения парламентариям нормальных условий работы имеет установленная Федеральным законом о статусе депутатов ответственность за невыполнение их законных требований за неправомерное воздействие на парламентариев, членов их семей и других их родственников за посягательство на честь и достоинство депутатов (членов) за нарушение их неприкосновенности.

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений законных требований парламентариев либо создание им препятствий в осуществлении  их деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или  несоблюдение установленных Федеральным  законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на их запросы  и обращения; неправомерное воздействие на парламентариев, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их парламентской деятельности или изменения ее характера; оскорбление депутатов (членов Совета Федерации), в том числе при исполнении ими своих обязанностей, а равно клевета в отношении депутата (члени Совета Федерации) либо распространение информации о его деятельности в искаженном виде, нарушение федерального законодательства, регулирующего вопросы неприкосновенности депутатов и членов Совета Федерации, влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Парламентарии имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими их личность и полномочия, и нагрудные знаки соответственно «Член Совета Федерации»9 и «Депутат Государственной Думы», которыми они пользуются в течение срока своих полномочий.

Удостоверения депутатов Государственной  Думы и членов Совета Федерации10 – это документы, дающие право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения.

1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы

Понятие «правовой статус»  достаточно широко применяется в  науке права и законодательстве в настоящее время.

Слово ««статус» переводится  с латинского «status» как положение или состояние кого-либо (чего-либо)»11, характеристика данного слова как «правовое» определяет регламентацию указанного положения соответствующими нормативными актами. Таким образом, в совокупности определений, правовой статус – оформленное нормативными актами положение кого-либо (чего-либо), а именно, «характеристика определяемого лица (предмета), его природа, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия»12.

«Правовой статус депутата Государственной Думы есть правовое положение, урегулированное Конституцией и законами Российской Федерации»13, к которым относятся такие законы, как Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный Закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации»14, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются отправными правовыми  установлениями для анализа статуса  депутата Государственной Думы, его  правового положения.

Как уже было сказано ранее, правовой статус подразумевает под  собой не только закрепление такового в нормах права в отношении, в  нашем случае, депутата Государственной  Думы, но и наличие «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурной  единицей должностного лица»15.

В настоящее время существует много различных мнений, какие  именно элементы входят в состав правового  статуса того или иного субъекта, какова их иерархия.

Однако все ученые –  правоведы сходятся в том, что  важнейшей составной элемент  правового статуса должностного лица – депутата Государственной  Думы является его компетенция: его  права и обязанности, определяемые с учетом его служебного положения. По мнению, А.Ю. Якимова компетенция  представлена «совокупностью внешне властных полномочий, выражает сущность правового  статуса и сама представляет систему, состоящую из элементов» таких как:

  • Права депутата Государственной думы:

1) участие депутата Государственной  Думы в заседаниях, в работе  комитетов комиссий, парламентских,  согласительных и специальных  комиссий, создаваемых Государственной  Думой, а также в парламентских  слушаниях;

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ