Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа
Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55
Вместе с тем в Федеральном
Законе «О статусе депутата Государственной
Думы и члена Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации»
ничего не говорится о санкциях за
нарушение указанных
Подробное рассмотрение в данной главе форм деятельности депутата Государственной Думы, я считаю, не дает точного определения депутата Государственной Думы.
С одной стороны, депутат Государственной Думы – народный представитель, который представляет интересы избирателей в органе власти и осуществляет иные функции: правотворческие, контрольные, организационные и т.п. Народный представитель, который должен действовать в общих интересах;
С другой стороны, в реализации полномочий депутата Государственной Думы по осуществлению власти активное участие принимают политические партии, по спискам которых депутаты были избраны, что ««размывает» объект отношений представительства и отдаляет его от народа (избирателей)»46. Получается, что депутат Государственной Думы начинает осуществлять свои полномочия не столько в интересах всех граждан, сколько в интересах политических партий и той части избирателей, которая проголосовала за списки партий, прошедших в Государственную Думу. Взаимоотношения между депутатом и избирателями больше строятся на основе зависимости депутата от партии, чем депутата от воли избирателей.
«Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем законодательном (представительном) органе государственной власти»
Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата)
Депутатский индемнитет
2.5.1. Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы)
Иммунитет – особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.
Иммунитет является одним из основных элементов статуса депутата Государственной Думы, оказывает важнейшую правовую гарантию его деятельности, «призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости»47.
Таким образом, иммунитет депутата является «гарантией социально полезной деятельности, способствует осуществлению тех или иных обязанностей»48
Неприкосновенность депутата
Государственной Думы распространяется
на весь срок его полномочий и заканчивается
с завершением срока его
2) подвергнут к личному
досмотру, за исключением случаев,
когда это предусмотрено
3) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу.
Неприкосновенность депутата
Государственной Думы «рассматривается
в качестве института уголовно-
Возбуждение уголовного дела
и начала производства по делу об убийстве
и административном правонарушении
в отношении депутата Государственной
Думы производит Генеральный прокурор
РФ на основе согласия палаты депутатов
Государственной Думы: орган дознания
или следователь в 3-дневный срок
сообщает о правонарушении Генеральному
прокурору РФ, который испрашивает
в недельный срок согласия палаты
депутатов о лишении
Это касается и жилища депутата Государственной Думы, его служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортного средства, которые не могут быть подвергнуты обыску без разрешения соответствующей палаты. В случае если депутат Государственной Думы был задержан на месте преступления, то, согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации такого разрешения не требуется.
Также законом определено, что неприкосновенность депутата охватывает его переписку, используемые им средства связи и принадлежащие ему документы.
О направлении дела в отношении депутата Государственной Думы в суд для судебного слушания также решает палата депутатов. В случае если палата принимает решение об отказе направления дела, то дело прекращается и депутата объявляют невиновным.
Депутаты Государственной
Думы не могут быть привлечены к
уголовной или административной
ответственности за высказывание своего
мнения, позиции, выраженных при голосовании
или действиях, соответствующих
статусу депутатов
Депутаты Государственной Думы могут отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.
Все, выше перечисленные, привилегии в отношении депутата Государственной Думы действительны только, если правонарушение было связано с его депутатской деятельностью.
Если правонарушение, уголовное
или административное, совершено
не в связи с осуществлением его
депутатской деятельности, то он не
освобождается от ответственности
за совершенное, согласно постановлению
Конституционного Суда Российской Федерации
от 20 февраля 1996 года: нет необходимости
запрашивать согласия палаты на привлечение
его к ответственности и
Таким образом, иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц при исполнении ими своих обязанностей, привлечение депутата Государственной Думы к ответственности возможно только «с согласия верхней палаты парламента, которая, с одной стороны, позволяет устранить необоснованные обвинения в его адрес, а с другой – препятствует возможности уклониться от ответственности данного лица, виновного в совершении правонарушения».50
2.5.2. Депутатский индемнитет
Депутатский индемнитет является «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»51.
По объему социальных гарантий депутат Государственной Думы приравнивается к федеральному министру.
Социальные гарантии депутатов государственной Думы закреплены в ч. 2, 3 ст.2 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»:
1) ежемесячное денежное
вознаграждение, денежные поощрения
и иные выплаты,
Ежемесячное денежное вознаграждение – заработная плата, которую получают все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности со дня их избрания в депутаты Государственной Думы, которое состоит из оклада и надбавок к нему.
Под «иными выплатами» в законе понимаются:
а) материально обеспечение деятельности Депутата Государственной Думы, то есть выплата расходов, непосредственно связанных в исполнением депутатской деятельности;
б) возмещение депутату Государственной
Думы и членам его семьи расходов,
связанных с переездом на место
осуществления своих
в) возмещение расходов, связанных с проживание вне места постоянного жительства в связи с осуществлением депутатом государственной Думы своей работы;
г) денежное пособие депутату в случае роспуска Государственной Думы равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения.
2) ежегодный оплачиваемый
отпуск, в соответствии со ст.
28 Федерального Закона «О
3) оплата пользования
депутатом Государственной
4) зачисление времени
осуществления полномочий
5) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в трудовой стаж, который в дальнейшем будет учитываться при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Трудовой стаж депутата Государственной Думы сохраняется в случае поступление на работу или на службу в течение 6 месяцев после прекращения своих полномочий;
6) медицинское, санаторно-
7) пенсионное обеспечение,
в том числе пенсионное
Гражданин Государственной Думы, не менее одного года исполнявший обязанности депутата Государственной Думы, в соответствии с ст. 29 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, которая назначается в соответствии с ч 2,3 ст. 29 вышеуказанного Федерального Закона;
8) обязательное государственное
страхование депутата
9) обязательное государственное
страхование депутата
10) жилищно-бытовое обеспечение
депутатов Государственной
11) депутату Государственной
Думы, работавшему до избрания
депутатом Государственной
Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ