Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии основ конституционно-правового статуса вышеуказанных должностных лиц. Из цели работы непосредственно вытекают ее задачи:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- характеристика статуса российского парламента;
- обозначение понятия и признаков правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- анализ отдельных элементов юридической конструкции правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 5
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 21
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 25
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы 25
2.2. Полномочия Депутата Государственной Думы 27
2.3. Депутатский мандат 34
2.4. Формы деятельности депутата Государственной Думы 38
2.5. Гарантии депутатской деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовой статус депутатов ГД ФС.docx

— 114.81 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в Федеральном  Законе «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» ничего не говорится о санкциях за нарушение указанных обязанностей депутатом в отношении к избирателям, к тому же депутат не принимает  наказы от избирателей, не обязан проводить  отчетов перед ними, не допускается  процедура отзыва депутата избирателями – все это создает «благодатную почву для злоупотребления предоставленной депутатам независимости»45.

Подробное рассмотрение в  данной главе форм деятельности депутата Государственной Думы, я считаю, не дает точного определения депутата Государственной Думы.

С одной стороны, депутат  Государственной Думы – народный представитель, который представляет интересы избирателей в органе власти и осуществляет иные функции: правотворческие, контрольные, организационные и  т.п. Народный представитель, который  должен действовать в общих интересах;

С другой стороны, в реализации полномочий депутата Государственной  Думы по осуществлению власти активное участие принимают политические партии, по спискам которых депутаты были избраны, что ««размывает» объект отношений представительства и  отдаляет его от народа (избирателей)»46. Получается, что депутат Государственной Думы начинает осуществлять свои полномочия не столько в интересах всех граждан, сколько в интересах политических партий и той части избирателей, которая проголосовала за списки партий, прошедших в Государственную Думу. Взаимоотношения между депутатом и избирателями больше строятся на основе зависимости депутата от партии, чем депутата от воли избирателей.

2.5. Гарантии депутатской деятельности

«Под гарантиями депутатской  деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной  работе депутата в соответствующем  законодательном (представительном) органе государственной власти»

Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата)

Депутатский индемнитет

2.5.1. Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы)

Иммунитет – особый вид  привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.

Иммунитет является одним  из основных элементов статуса депутата Государственной Думы, оказывает  важнейшую правовую гарантию его  деятельности, «призван служить публичным  интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария  в силу осуществляемых им государственных  функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости»47.

Таким образом, иммунитет  депутата является «гарантией социально  полезной деятельности, способствует осуществлению тех или иных обязанностей»48

Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на весь срок его полномочий и заканчивается  с завершением срока его пребывания в Государственной Думе. Он не может  быть:

  1. привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

2) подвергнут к личному  досмотру, за исключением случаев,  когда это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности  других людей;

3) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы «рассматривается в качестве института уголовно-процессуального  права (который сводится к особому  порядку возбуждения уголовного дела, осуществления процессуального  задержания и применения некоторых  мер принуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении  тех или иных категорий лиц)»49.

Возбуждение уголовного дела и начала производства по делу об убийстве и административном правонарушении в отношении депутата Государственной  Думы производит Генеральный прокурор РФ на основе согласия палаты депутатов  Государственной Думы: орган дознания или следователь в 3-дневный срок сообщает о правонарушении Генеральному прокурору РФ, который испрашивает  в недельный срок согласия палаты депутатов о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированного решения.

Это касается и жилища депутата Государственной Думы, его служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортного средства, которые  не могут быть подвергнуты обыску без разрешения соответствующей палаты. В случае если депутат Государственной Думы был задержан на месте преступления, то, согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации такого разрешения не требуется.

Также законом определено, что неприкосновенность депутата охватывает его переписку, используемые им средства связи и принадлежащие ему  документы.

О направлении дела в отношении  депутата Государственной Думы в  суд для судебного слушания также  решает палата депутатов. В случае если палата принимает решение об отказе направления дела, то дело прекращается и депутата объявляют невиновным.

Депутаты Государственной  Думы не могут быть привлечены к  уголовной или административной ответственности за высказывание своего мнения, позиции, выраженных при голосовании  или действиях, соответствующих  статусу депутатов Государственной  Думы, что не распространяется на публичные  оскорбления или клевету и  иные правонарушения.

Депутаты Государственной  Думы могут отказаться от дачи свидетельских  показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением  ими своих обязанностей.

Все, выше перечисленные, привилегии в отношении депутата Государственной  Думы действительны только, если правонарушение было связано с его депутатской  деятельностью.

Если правонарушение, уголовное  или административное, совершено  не в связи с осуществлением его  депутатской деятельности, то он не освобождается от ответственности  за совершенное, согласно постановлению  Конституционного Суда Российской Федерации  от 20 февраля 1996 года: нет необходимости  запрашивать согласия палаты на привлечение  его к ответственности и проведение следственных дел, но по совершению дознания, предварительного следствия или  производства по административному  нарушению для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты депутатов.

Таким образом, иммунитет  распространяется на строго определенные категории лиц при исполнении ими своих обязанностей, привлечение  депутата Государственной Думы к  ответственности возможно только «с согласия верхней палаты парламента, которая, с одной стороны, позволяет устранить необоснованные обвинения в его адрес, а с другой – препятствует возможности уклониться от ответственности данного лица, виновного в совершении правонарушения».50

2.5.2. Депутатский индемнитет

Депутатский индемнитет является «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его  труд и способствующих утверждению  депутата как личности»51.

По объему социальных гарантий депутат Государственной Думы приравнивается к федеральному министру.

Социальные гарантии депутатов  государственной Думы закреплены в  ч. 2, 3 ст.2 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»:

1) ежемесячное денежное  вознаграждение, денежные поощрения  и иные выплаты, предусмотренные  настоящим Федеральным законом.

Ежемесячное денежное вознаграждение – заработная плата, которую получают все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности  со дня их избрания в депутаты Государственной  Думы, которое состоит из оклада и надбавок к нему.

Под «иными выплатами» в  законе понимаются:

а) материально обеспечение  деятельности Депутата Государственной  Думы, то есть выплата расходов, непосредственно  связанных в исполнением депутатской деятельности;

б) возмещение депутату Государственной  Думы и членам его семьи расходов, связанных с переездом на место  осуществления своих депутатских  полномочий, на место его постоянного  проживания ввиду прекращения его  депутатских полномочий;

в) возмещение расходов, связанных  с проживание вне места постоянного  жительства в связи с осуществлением депутатом государственной Думы своей работы;

г) денежное пособие депутату в случае роспуска Государственной  Думы равного трехкратному размеру  его ежемесячного денежного вознаграждения.

2) ежегодный оплачиваемый  отпуск, в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О статусе  депутата Государственной Думы  и члена Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации», в количестве 42 календарных дней  с выплатой пособия на лечение  в размере их двойного ежемесячного  денежного вознаграждения;

3) оплата пользования  депутатом Государственной Думы  воздушным, железнодорожным, автомобильным,  водным транспортом и всеми  видами городского и пригородного  пассажирского транспорта;

4) зачисление времени  осуществления полномочий депутата  Государственной Думы в стаж  государственной гражданской службы, что в соответствии со ст. 54 Федерального закона "О государственной  гражданской службе Российской  Федерации"52 оказывает влияние на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, на назначение пенсии федеральных государственных служащих за выслугу лет и на определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу;

5) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в трудовой стаж, который в дальнейшем будет учитываться при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Трудовой стаж депутата Государственной Думы сохраняется в случае поступление на работу или на службу в течение 6 месяцев после прекращения своих полномочий;

6) медицинское, санаторно-курортное  обслуживание депутатов и членов  их семей на основе ч.1 ст. 29 Федерального Закона «О статусе  депутата Государственной Думы  и члена Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации» назначается в случае, если депутату Государственной Думы и членам его семьи было нанесено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления им своих полномочий. Медицинское и санаторно-курортное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы осуществляется Управлением делами Президента РФ в соответствии с Положением об Управлении делами Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. N 144453;

7) пенсионное обеспечение,  в том числе пенсионное обеспечение  членов их семей в случае  смерти депутата Государственной  Думы

Гражданин Государственной  Думы, не менее одного года исполнявший  обязанности депутата Государственной  Думы, в соответствии с ст. 29 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации», имеет право на ежемесячную доплату  к государственной пенсии, которая  назначается в соответствии с  ч 2,3 ст. 29 вышеуказанного Федерального Закона;

8) обязательное государственное  страхование депутата Государственной  Думы за счет средств федерального  бюджета на случай причинения  увечья или вреда здоровью. Так,  депутату Государственной Думы  ежемесячно выплачивается компенсация  в размере разницы между ежемесячным  денежным вознаграждением депутата  на день выплаты компенсации  и назначенной пенсией без  зачета выплат страховых сумм  по государственному страхованию;

9) обязательное государственное  страхование депутата Государственной  Думы за счет средств федерального  бюджета в случае гибели депутата; если гибель наступила вследствие  телесных повреждений или причинения  иного повреждения иного повреждения  его здоровью в связи с осуществлением  им парламентских полномочий, то  выплачиваются страховые суммы;

10) жилищно-бытовое обеспечение  депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в  городе Москве в соответствии  со ст. 34 Федерального Закона «О  статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации» получают в трехмесячный  срок служебное жилое помещение  (квартира с мебелью) на время  осуществления своих полномочий. Оплата жилья производится средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Государственной Думы, оплата коммунальных услуг депутат Государственной Думы осуществляет за счет собственных средств. По истечению исполнения своих полномочий депутат Государственной Думы обязан освободить занимаемое им служебное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения его полномочий. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством;

11) депутату Государственной  Думы, работавшему до избрания  депутатом Государственной Думы  по трудовому договору, после  прекращения его полномочий предоставляется  прежняя работа (должность), а при  ее отсутствии другая равноценная  работа (должность) по предыдущему  месту работы или с их согласия  в другой организации;

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ