Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование международной правовой помощи по уголовным делам внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели в рамках настоящего исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и значение международной правовой помощи по уголовным делам;
2. рассмотреть нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи по уголовным делам;
3. раскрыть общий порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам;
4. выявить виды международной правовой помощи по уголовным делам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
Глава 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ…………………………………………………………..7
1.1 Понятие правовой помощи по уголовным делам..………………………….7
1.2 Поручение о правовой помощи………………… ………………………….13
1.3. Объем правовой помощи……………………………………………………..
Глава 2 СТАТУС СУДА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.……………………………………………….…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………59
К основным региональным
международным договорам
Основой двустороннего сотрудничества Республики Беларусь являются международные договоры по вопросам оказания помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.
Международные договоры, предусматривающие оказание правовой помощи по уголовным делам, заключены Республикой Беларусь в настоящее время с государствами-членами СНГ (Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной), а также Грузией, Ираном, Вьетнамом, Польшей, Латвией, Литвой, Китаем, Венгрией, Кубой, Чехией, Словакией, Болгарией, Египтом, Венесуэлой.
Вопросы выдачи урегулированы в рамках международных договоров, заключенных с Индией, Вьетнамом, Латвией, Китаем, Литвой, Кубой, Чехией, Словакией, Венгрией, Болгарией.
Законодательство Республики Беларусь в данной сфере основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 года «О борьбе с терроризмом», Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией», Закон Республики Беларусь от 27 июня 2007 года «О борьбе с организованной преступностью» и иные нормативные правовые акты, регулирующие осуществление международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, а также акты о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров и нормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на реализацию международных договоров.
Одним из характерных
признаков международной
В целом, субъекты международной правовой помощи можно разграничить на три группы: запрашивающая сторона, запрашиваемая сторона, лица, относительно которых запрашивается помощь.
Запрашивающая и запрашиваемая стороны, в свою очередь, представлены определенными государственными органами и должностными лицами (как правило, органами прокуратуры и полиции, начиная от местных аппаратов и заканчивая центральными органами, органами министерства юстиции и судами).
В Республики Беларусь
единственными органами, компетентными
принимать решения по вопросам
оказания международной
Согласно ст. 494 УПК, Генеральная прокуратура Республики Беларусь принимает решения по просьбам органов иностранных государств и просьбам органов уголовного преследования, содержащим положения о (об):
1) вручении процессуальных
и иных документов по
2) вызове лица для
производства процессуальных
3) передаче на время лица, которое отбывает наказание в виде лишения свободы, для производства процессуальных действий с его участием в качестве свидетеля или потерпевшего;
4) передаче лица, осужденного
к лишению свободы, для
5) применении к лицу
меры пресечения в виде
6) принятии мер по
установлению местонахождения
7) выдаче лица для
осуществления уголовного
8) выдаче на время лица, которое отбывает наказание в виде лишения свободы, для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого;
9) уголовном преследовании лица;
10) транзитной перевозке
лица, в отношении которого принято
решение о его передаче на
время для производства
11) передаче предметов,
которые служили орудиями
12) производстве иных процессуальных действий.
Верховный Суд Республики Беларусь принимает решения по просьбам органов иностранных государств и просьбам судов, содержащим положения о (об):
1) вручении процессуальных
и иных документов по
2) исполнении судебных решений по уголовным делам.
Международные соглашения, регламентирующие оказание международной правовой помощи, уголовно-процессуальный закон закрепляют особые положения в части обеспечения надлежащей правовой защиты лиц (граждан), вовлекаемых в данную сферу. В частности, согласно ст. 9 Минской Конвенции, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представитель, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пресечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.
Лица, задержанные либо к которым применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства, наделяются обширными правами, включая право иметь защитника, обжаловать решения о выдаче их иностранным государствам, требовать возмещения причиненного им вреда (гл. 55-57 УПК).
. Международная правовая помощь может оказываться только при наличии соответствующих оснований и условий.
В соответствии
со ст. 469 УПК, основанием для
оказания международной
^ Общим условием
оказания международной
1) заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий;
2) письменного
обязательства органа
3) письменного
обязательства органа
4) иных документов
и материалов, необходимых для
исполнения просьбы органа
5) заверенного письменного перевода на один из государственных языков Республики Беларусь просьбы органа иностранного государства и прилагаемых указанных документов и материалов (ст. 470 УПК).
Международная правовая помощь по уголовным делам не оказывается, если:
1) оказание
такой помощи может нанести
ущерб суверенитету Республики
Беларусь, ее национальной безопасности,
правам и свободам граждан
либо противоречит
2) деяние, в
связи с которым поступила
просьба органа иностранного
государства, не является
3) не соблюдены условия, предусмотренные гл. 50 УПК;
4) иностранным государством не соблюдается принцип взаимности.
^ 11.3 Порядок исполнения просьбы органа иностранного государства и направления просьб органов, ведущих уголовный процесс
Как указывалось выше, в Республики Беларусь единственными органами, компетентными принимать решения по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности, являются Генеральная прокуратура и Верховный Суд. Поэтому все просьбы органов иностранных органов с учетом их содержания подлежат направлению для разрешения либо в Генеральную прокуратуру, либо в Верховный Суд.
Генеральный
прокурор, Председатель Верховного
Суда или их заместители,
1) об исполнении просьбы органа иностранного государства;
2) об исполнении
просьбы органа иностранного
государства в определенной
3) об отсрочке в исполнении просьбы органа иностранного государства;
4) об отказе в исполнении просьбы органа иностранного государства.
Указанные
должностные лица при принятии
решения должны
В первых
двух решениях указываются
Генеральный прокурор или его заместитель принимают решение по просьбе органа иностранного государства в форме поручения или постановления, а Председатель Верховного Суда или его заместитель – в форме постановления.
В силу ст. 491 УПК, национальный орган, ведущий уголовный процесс, в просьбе об оказании помощи должен указать:
Информация о работе Международная правовая помощь по уголовным делам