Международная правовая помощь по уголовным делам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:17, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование международной правовой помощи по уголовным делам внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели в рамках настоящего исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и значение международной правовой помощи по уголовным делам;
2. рассмотреть нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи по уголовным делам;
3. раскрыть общий порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам;
4. выявить виды международной правовой помощи по уголовным делам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
Глава 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ…………………………………………………………..7
1.1 Понятие правовой помощи по уголовным делам..………………………….7
1.2 Поручение о правовой помощи………………… ………………………….13
1.3. Объем правовой помощи……………………………………………………..
Глава 2 СТАТУС СУДА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.……………………………………………….…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………59

Файлы: 1 файл

Диплом 6.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

К основным региональным международным договорам Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью  можно отнести: Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года (Кишиневская Конвенция); Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Минская Конвенция); Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года; Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 года; Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата от 5 октября 2007 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями от 3 июня 2005 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте от 15 сентября 2004 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года.

Основой двустороннего  сотрудничества Республики Беларусь являются международные договоры по вопросам оказания помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

 

Международные договоры, предусматривающие оказание правовой помощи по уголовным делам, заключены  Республикой Беларусь в настоящее время с государствами-членами СНГ (Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной), а также Грузией, Ираном, Вьетнамом, Польшей, Латвией, Литвой, Китаем, Венгрией, Кубой, Чехией, Словакией, Болгарией, Египтом, Венесуэлой.

Вопросы выдачи урегулированы  в рамках международных договоров, заключенных с Индией, Вьетнамом, Латвией, Китаем, Литвой, Кубой, Чехией, Словакией, Венгрией, Болгарией.

Законодательство Республики Беларусь в данной сфере основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 года «О борьбе с терроризмом», Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией», Закон Республики Беларусь от 27 июня 2007 года «О борьбе с организованной преступностью» и иные нормативные правовые акты, регулирующие осуществление международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, а также акты о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров и нормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на реализацию международных договоров.

Одним из характерных  признаков международной правовой помощи по уголовным делам является наличие специфических субъектов данной деятельности и особый характер их участия в уголовном процессе. Таковыми являются государственные органы, должностные лица, физические и юридические лица, которые имеют процессуальные права и обязанности, реализуемые ими посредством уголовно-процессуальной деятельности по собственной инициативе либо вследствие предписаний закона.

В целом, субъекты международной  правовой помощи можно разграничить  на три группы: запрашивающая сторона, запрашиваемая сторона, лица, относительно которых запрашивается помощь.

Запрашивающая и запрашиваемая  стороны, в свою очередь, представлены определенными государственными органами и должностными лицами (как правило, органами прокуратуры и полиции, начиная от местных аппаратов и заканчивая центральными органами, органами министерства юстиции и судами).

 В Республики Беларусь  единственными органами, компетентными  принимать решения по вопросам  оказания международной правовой  помощи по уголовным делам  на основе принципа взаимности, являются Генеральная прокуратура и Верховный Суд.

Согласно ст. 494 УПК, Генеральная  прокуратура Республики Беларусь принимает  решения по просьбам органов иностранных  государств и просьбам органов уголовного преследования, содержащим положения  о (об):

1) вручении процессуальных  и иных документов по уголовным  делам;

2) вызове лица для  производства процессуальных действий  с его участием в качестве  потерпевшего, гражданского истца,  гражданского ответчика, их представителя,  свидетеля, эксперта;

3) передаче на время лица, которое отбывает наказание в виде лишения свободы, для производства процессуальных действий с его участием в качестве свидетеля или потерпевшего;

4) передаче лица, осужденного  к лишению свободы, для отбывания  наказания в государстве, гражданином которого оно является;

 

5) применении к лицу  меры пресечения в виде заключения  под стражу с целью его выдачи  для осуществления уголовного  преследования и (или) отбывания  наказания;

6) принятии мер по  установлению местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления либо осужденного, а также лица, пропавшего без вести;

7) выдаче лица для  осуществления уголовного преследования  и (или) отбывания наказания;

8) выдаче на время  лица, которое отбывает наказание  в виде лишения свободы, для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого;

9) уголовном преследовании  лица;

10) транзитной перевозке  лица, в отношении которого принято  решение о его передаче на  время для производства процессуальных  действий с его участием в качестве свидетеля или потерпевшего, либо о передаче для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, либо о его выдаче для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, либо о выдаче на время для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого;

11) передаче предметов,  которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы  преступления, или добыты преступным  путем, либо других предметов  и документов, которые могут служить средствами по обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств уголовного дела, выявлению виновных либо опровержению обвинения;

12) производстве иных  процессуальных действий.

Верховный Суд Республики Беларусь принимает решения по просьбам органов иностранных государств и просьбам судов, содержащим положения о (об):

1) вручении процессуальных  и иных документов по уголовным  делам, находящимся в производстве  судов;

2) исполнении судебных  решений по уголовным делам.

Международные соглашения, регламентирующие оказание международной правовой помощи, уголовно-процессуальный закон закрепляют особые положения в части обеспечения надлежащей правовой защиты лиц (граждан), вовлекаемых в данную сферу. В частности, согласно ст. 9 Минской Конвенции, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представитель, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пресечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

Лица, задержанные либо к которым применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства, наделяются обширными правами, включая право иметь защитника, обжаловать решения о выдаче их иностранным государствам, требовать возмещения причиненного им вреда (гл. 55-57 УПК).

.    Международная правовая помощь может оказываться только при наличии соответствующих оснований и условий.

 

 В соответствии  со ст. 469 УПК, основанием для  оказания международной правовой  помощи по уголовным делам  на основе принципа взаимности является просьба органа иностранного государства, в которой содержатся положения о ее сути и указываются сведения об уголовном деле, о фактических обстоятельствах и правовой квалификации деяния, текст положений уголовного закона иностранного государства, которыми предусматривается ответственность за это деяние, сведения о размере причиненного вреда, а также иные сведения, необходимые для ее исполнения. Просьба органа иностранного государства должна быть представлена в письменной форме, заверена подписью его должностного лица и скреплена гербовой печатью органа иностранного государства.

 

^ Общим условием  оказания международной правовой  помощи по уголовным делам  на основе принципа взаимности  является наличие:

 

1) заверенной  копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий;

 

2) письменного  обязательства органа иностранного  государства об оказании международной  правовой помощи по уголовным  делам на основе принципа взаимности;

 

3) письменного  обязательства органа иностранного  государства о соблюдении условий,  предусмотренных соответственно  ст. 471-480 УПК;

 

4) иных документов  и материалов, необходимых для  исполнения просьбы органа иностранного  государства;

 

5) заверенного письменного перевода на один из государственных языков Республики Беларусь просьбы органа иностранного государства и прилагаемых указанных документов и материалов (ст. 470 УПК).

 

 Международная  правовая помощь по уголовным  делам не оказывается, если:

 

1) оказание  такой помощи может нанести  ущерб суверенитету Республики  Беларусь, ее национальной безопасности, правам и свободам граждан  либо противоречит законодательным  актам Республики Беларусь, а  также международным договорам  Республики Беларусь;

 

2) деяние, в  связи с которым поступила  просьба органа иностранного  государства, не является преступлением  в соответствии с УК;

 

3) не соблюдены  условия, предусмотренные гл. 50 УПК;

 

4) иностранным  государством не соблюдается  принцип взаимности.

^ 11.3 Порядок исполнения просьбы органа иностранного государства и направления просьб органов, ведущих уголовный процесс

Как указывалось  выше, в Республики Беларусь единственными  органами, компетентными принимать  решения по вопросам оказания международной  правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности, являются Генеральная прокуратура и Верховный Суд. Поэтому все просьбы органов иностранных органов с учетом их содержания подлежат направлению для разрешения либо в Генеральную прокуратуру, либо в Верховный Суд.

 

 Генеральный  прокурор, Председатель Верховного  Суда или их заместители, рассмотрев  просьбу органа иностранного  государства, его письменные обязательства,  иные документы и материалы,  необходимые для ее исполнения, принимают одно из следующих мотивированных решений:

 

1) об исполнении  просьбы органа иностранного  государства;

 

2) об исполнении  просьбы органа иностранного  государства в определенной части;

 

3) об отсрочке  в исполнении просьбы органа  иностранного государства;

 

4) об отказе  в исполнении просьбы органа иностранного государства.

 

 Указанные  должностные лица при принятии  решения должны руководствоваться  положениями УПК, регламентирующими  как общие, так и предусмотренные  для отдельных видов просьб  условия оказания правовой помощи, как общие, так и предусмотренные для отдельных видов просьб основания к отказу в оказании такой помощи.

 

 В первых  двух решениях указываются орган  (органы) уголовного преследования  или суд (суды), которым поручается  исполнение или организация исполнения  просьбы органа иностранного государства (определенной части просьбы), положения просьбы, подлежащие исполнению, сроки исполнения и иные сведения, необходимые для исполнения.

 

 Генеральный  прокурор или его заместитель  принимают решение по просьбе  органа иностранного государства в форме поручения или постановления, а Председатель Верховного Суда или его заместитель – в форме постановления.

 

 В силу  ст. 491 УПК, национальный орган,  ведущий уголовный процесс, в  просьбе об оказании помощи  должен указать:

Информация о работе Международная правовая помощь по уголовным делам