Международному уголовному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Содержание работы

Понятие и становление международного уголовного права.
Источники международного уголовного права.
Борьба с посягательствами на лиц, пользующихся международной защитой. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973г.
Международные преступления, их характеристика.
Классификация преступлений международного характера.
Отличие международных преступлений от преступлений международного характера.
Международный терроризм как преступление международного характера.
Международно-правовое регулирование ответственности за международный терроризм.

Файлы: 1 файл

Копия Южный федеральный Университет.docx

— 160.09 Кб (Скачать файл)

 

3) если в действиях  такого лица не содержится  признаков иного преступления.

 

Самое значительное отличие  добровольного отказа от особых оснований  освобождения от ответственности заключается  в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке терракта, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, возможно как при  добровольном, так и вынужденном  “сотрудничестве” террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих терракт действий.

 

Спорным в юридической  литературе остается вопрос о том, возможно ли освобождение от ответственности, если террористом уже совершено другое преступление.

 

В Комментарии к ст. 205 УК РФ под редакцией Н.Ф. Кузнецовой говорится о том, что допустимо  освобождение от ответственности за терроризм, а виновный отвечает лишь за второе преступление.

 

 

Другие авторы, напротив, считают, что если террорист совершил второе преступление, то освобождение от ответственности за терроризм  в соответствии с примечанием  к ст. 205 УК РФ вообще невозможно.

 

 

Представляется, что вопрос следует решать дифференцировано: если лицо добровольно отказалось от акта терроризма и способствовало его  предотвращению, но совершило другое преступление, то оно отвечает лишь за это второе преступление. Если лицо вынужденно способствовало предотвращению терроризма (например, будучи задержанным), совершив до того другое преступление, то оно не может быть освобождено  от ответственности ни за терроризм, ни за другое преступление.

 

 

  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА

 

 

Проблемы предупреждения терроризма

Термин “предупреждение” означает – отвратить что-либо заранее  принятыми мерами; опередить, сделать  что-либо ранее, чем что-нибудь произошло.

 

 

На наш взгляд, предупреждение терроризма можно рассматривать  как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма и повышение  эффективности борьбы с ним –  одна из первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение терроризма - есть комплексная  система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения  террористических организаций (группировок), совершения террористических актов, последствий  терроризма; целью которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических  и международных интересов государства.

 

Вместе с тем, прежде чем  вести речь о мерах предупреждения терроризму, необходимо обратить внимание на факторы, создающие трудности  в применении этих мер, и с учетом этих факторов в дальнейшем совершенствовать их.

 

Как справедливо считает  В.Н. Антонов “в современных условиях терроризм трансформировался в  весьма масштабное и сложное социально-политическое явление, осуществляемое на систематической  основе и обусловленное самыми различными противоречиями, существующими в  обществе и относящимися к основным сферам жизни”.

 

 

Х. Алиев, заместитель прокурора  Республики Дагестан, отметил ряд  особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с терроризмом.

 

К ним, в настоящее время, относятся следующие:

1) борьба с преступностью  террористической направленности  ведется в основном в ходе  реагирования на уже совершенные  преступления;

2) отсутствие совместной  работы по предупреждению преступных  посягательств, разрушению международных  и межрегиональных связей преступных  группировок, и как следствие,  ликвидации террористических организаций; 

3) в настоящее время  еще не создан совместный и  полноценный информационный банк  данных обо всех ранее совершенных  террористическими группами преступлениях  и участниках этих групп; 

4) негативно сказывается  ведомственная разобщенность в  вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с терроризмом. В  результате искажается достоверность  статистической информации, нарушается  порядковая регистрация уголовных  дел, что приводит к дублированию  следственных и оперативных мероприятий,  лишает возможности оперативного  обмена информацией; 

5) вне поля зрения остаются  многие ранее отбывшие наказание  за совершение преступлений террористического  характера. Ряд этих граждан  продолжают заниматься антиобщественной  деятельностью, хранят огнестрельное  оружие, укрывают лиц, находящихся  в розыске; 

6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов  внутренних дел по местам жительства  предполагаемых челнов террористических  группировок, оказываются безрезультатными. По некоторым уголовным делам  была замечена утечка информации  о готовящихся следственно-оперативных  мероприятиях.

 

Вместе с тем, проблемным является вопрос о современных тенденциях терроризма, только с учетом которых  можно говорить об эффективной системе  предупреждения и борьбы с ним. Профессор  В.В. Лунеев, в качестве основной тенденции  терроризма называет интенсивное изменение  терроризма в направлении повышения  его общественной опасности:

 

- по темпам роста и  прироста

 

- по уровню организованности

 

- по материально-техническому  и финансовому обеспечению

 

- по национальным и  транснациональным масштабам террористической  деятельности

 

- по степени тяжести  наступивших последствий и числу  человеческих жертв 

 

- по характеру и объему  целей

 

- по расширению социальной  базы терроризма .

          

 

           Меры предупреждения терроризма

В общей теории отечественной  криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное  предупреждение преступности. Первое реализует антикриминогенный потенциал  общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение  преступлений характер.

 

Общее (общесоциальное) предупреждение.

 

К примеру, в сфере экономики  – это развитие производства на основе современных технологий, продуманная  структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и т.п. В политической сфере –  это становление и развитие новой  российской государственности, упрочнение демократии, укрепление всех ветвей власти и т.п. В социальной сфере (в узком  смысле этого слова) большое антикриминогенное  значение имеет устранение резкого  социального расслоения общества, поддержка  малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, ограничение негативных последствий  безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

 

Особое внимание следует  обратить на духовную сферу жизни  общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а  безнравственность интенсивно продуцирует  ее.

 

Меры специального предупреждения.

 

Названные выше меры в полном объеме относятся и к терроризму. Примером этому может служить  классификация мер антитеррористической деятельности, предложенная С. Гончаровым.

 По мнению автора, такими  мерами являются:

 

-законодательные;

 

-административно-правовые;

 

-уголовно-правовые;

 

-социальные;

 

-финансвово-экономические;

 

-политические;

 

-военные;

 

-пропагандистские;

 

-профилактические и др.

 

Указанное мнение С. Гончарова  поддерживает В. Величко, отмечая, что  необходимо включить в приведенную  классификацию также совместную деятельность национальных и международных  участников, справедливо полагая  что силовые методы возможны на последней  стадии – уничтожения террористов.

 

Схожую точку зрения высказывает  В. Петрищев, указывая на то, что новая  ситуация диктует необходимость  проведения международной согласованной  политики сдерживания терроризма. Автор  отмечает, что правительствам следует  договорится по некоторым принципиальным позициям: какие дипломатические  меры могут повысить эффективность  антитеррористической деятельности; какие  уступки допустимы в переговорах  с террористами, при этом, автор  справедливо замечает, что жесткий  принцип “никаких уступок” не действует  в сегодняшних условиях; каким  должен быть механизм введения экономического эмбарго в отношении государств – спонсоров терроризма и др.

 

Вместе с тем, как отметил  Генеральный прокурор России В. Устинов, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной  стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте  предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом –  в рамках общей системы обеспечения  безопасности, представляющей собой  многофункциональный и многоуровневый механизм. Как заметил В. Устинов, необходимо полностью задействовать  не только возможности всех органов  государственной власти, участвующих  в рамках своей компетенции в  предупреждении террористической деятельности, но также и негосударственных  структур.

 

Заметим, что ранее Д. Таль, председатель Совета директоров Всемирной  ассоциации детективов отметил роль частных служб безопасности в  предупреждении и борьбе с терроризмом, высказав мнение о том, что профессиональные организации могут действовать  в качестве проводников идей и  усилий и в качестве мостов, соединяющих  правительства, правоохранительные органы и индустрию частных служб  безопасности. Его российский коллега  Ю. Левицкий, президент Ассоциации негосударственных  структур безопасности “Аргус” также  отметил роль негосударственных  предприятий безопасности в федеральной  системе предупреждения и борьбы с терроризмом.

 

При этом, по мнению Ю. Левицкого, формами участия негосударственных  структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

 

- своевременное информирование  правоохранительных органов о  подозрительных лицах, фирмах, конкретных  фактах;

 

- участие групп быстрого  реагирования негосударственных  охранных структур в силовой  поддержке при проведении правоохранительными  органами крупномасштабных оперативных  мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и  т.д.);

 

- публикации в прессе  и выступления по телевидению  в качестве экспертов бывших  сотрудников правоохранительных  органов, хорошо знающих проблему  борьбы с терроризмом;

 

- разработка рекомендаций  и консультирование по проблемам  противодействия терроризму;

 

- организация общественных  мероприятий (конференций, “круглых  столов”, семинаров и др.) с  привлечением представителей государственных  правоохранительных органов и  спецслужб;

 

- привлечение в кризисных  ситуациях сотрудников частных  охранных предприятий для патрулирования  жилых кварталов крупных городов;

 

- участие в международных  общественных комитетах и движениях  по борьбе с терроризмом;

 

- разработка, производство  и поставка негосударственными  предприятиями для правоохранительных  органов и спецслужб, для других  частных охранных предприятий  специальной техники, предназначенной  для выявления оружия, взрывных  устройств и взрывчатых веществ,  а также взрывозащитных средств  (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных  пунктов в местах скопления  людей. 

 

Говоря о мерах предупреждения терроризму необходимо отметить значение отечественной юридической науки  в борьбе с этим негативным явлением. Так, академик В. Кудрявцев, говоря о  проблеме международного терроризма, отметил, что ученым по силам выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в  плоскости изучения психологии и  психики террористов.

 

Ряд отечественных ученых-юристов (А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин  и др.) высказали мнение о необходимости  внести дополнения и изменения в  соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения  эффективности предупреждения и  совершенствования мер борьбы с  терроризмом. Суть этих изменений и  дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического  сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную  ответственность за ряд новых  преступлений, например за распространение  информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также  за международный терроризм и  др.; предусмотреть в УК РФ специфические  формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов  и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное  обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения  их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.

Информация о работе Международному уголовному праву