Международному уголовному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Содержание работы

Понятие и становление международного уголовного права.
Источники международного уголовного права.
Борьба с посягательствами на лиц, пользующихся международной защитой. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973г.
Международные преступления, их характеристика.
Классификация преступлений международного характера.
Отличие международных преступлений от преступлений международного характера.
Международный терроризм как преступление международного характера.
Международно-правовое регулирование ответственности за международный терроризм.

Файлы: 1 файл

Копия Южный федеральный Университет.docx

— 160.09 Кб (Скачать файл)

 

Вместе с тем, стратегия  предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами  различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция  оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические  и, как следствие, поведенческие  установки населения (пропаганда в  средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных  стереотипов поведения и т.п.).

 

 

Особое место в системе  предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные  субъекты этой деятельности.

 

 

1. Федеральная служба  безопасности России

 

2. Генеральная прокуратура  Российской Федерации

 

3. Служба внешней разведки  России

 

5. Министерство обороны  России.

 

6. Федеральная пограничная  служба России

 

7. Министерство внутренних  дел России

 

 

 Международное сотрудничество  государств в борьбе с терроризмом.

 

В настоящее время общепризнанно, что эффективная борьба с терроризмом  возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это  обуславливается, прежде всего, особенностями  терроризма, который носит в настоящее  время транснациональный характер.

 

В месте с тем, в современном  международном праве уже существует целый ряд международных конвенций  универсального и регионального  характера, которые на основе четко  очерченных критериев в качестве предмета своего регулирования устанавливают  осуществление взаимного сотрудничества государств по борьбе с международным  терроризмом. К ним можно отнести: Женевскую Конвенцию по противодействию  терроризму, 1937 г.; Вашингтонскую Конвенцию  о предотвращении и наказании  актов терроризма, 1971 г.; Европейскую  Конвенцию о пресечении терроризма, 1977 г. и др.).

 

 

Следует отметить, что у  мирового сообщества уже имеется  определенный опыт совместной борьбы с терроризмом, а именно:

 

- на международных конференциях  по унификации уголовного законодательства  в 1930, 1931, 1934 годах были приняты  резолюции по противодействию  терроризму. В 1937 году такую же  конвенцию выработала Лига Наций;

 

- начиная с середины 70-х  годов XX столетия на каждой  сессии Комитета ООН по предупреждению  преступности и борьбы с ней  в той или иной степени интерпретации  ставился вопрос о терроризме  вообще и о международном терроризме  в частности (например, на V и VI сессиях, состоявшихся в 1980 и  1982 гг.; на XI сессии комитета в  1990 году было одобрено решение  11/III “Террористическая преступная  деятельность”, показывающее отношение  экспертов в области борьбы  с общеуголовной преступностью  к проблеме международного терроризма);

 

- начиная с 1970-х годов  ООН приняла свыше десятка  антитеррористических документов;

 

- созданы и действуют  международные структуры, функциями  которых полностью или частично  является противодействие терроризму (к примеру, Международная организация  уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), Европейское  полицейское ведомство (ЕВРОПОЛ), Антитеррористический центр СНГ  (АТЦ СНГ) и др.);

 

- на 13-ой сессии Совета  министров внутренних дел Лиги  арабских государств был принят  проект “Кодекса поведения”  в борьбе с терроризмом. Он  запрещает предоставлять национальную  территорию для планирования  и проведения террористических  акций, оказывать финансовую, материальную  и иную помощь террористическим  организациям.

 

- Россия подписала межправительственные  меморандумы о взаимопонимании  и сотрудничестве в области  гражданской авиации, в которых  предусматриваются формы двустороннего  оперативного взаимодействия в  кризисных ситуациях, создаваемых  акциями террористов на гражданских  авиалиниях. Развивается плодотворное  сотрудничество в вопросах борьбы  с терроризмом с США, Великобританией,  Турцией, Францией, Германией.

 

Особого внимания заслуживает  сотрудничество России в области  борьбы с терроризмом со странами-участницами  Содружества Независимых государств.

 

Государства Содружества, в  частности Россия, Таджикистан, Кыргызстан, совместно с другими государствами  СНГ предприняли конкретные меры по координации усилий в борьбе с  международным терроризмом на территории бывшего СССР. Результатом этого  стало решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. о создании Антитеррористического  центра государств – участников Содружества  Независимых Государств (АТЦ СНГ). В августе 2001 года в Киргизской республике создана Оперативная группа АТЦ  СНГ по Центрально-азиатскому региону, которая осуществляет мониторинг оперативной  обстановки в сфере противодействия  международному терроризму на южных  рубежах Содружества и работает в тесном контакте с компетентными  органами по борьбе с терроризмом  Казахстана, Киргизской Республики, России и Таджикистана.

 

В результате заседаний Совета глав государств СНГ, прошедших в  Москве 25 января 2000 г. и 21 июня 2000 г., была принята Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным  терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.

 

Таким образом, практика показывает, что разрозненные действия отдельных  стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Борьба с  терроризмом требует участия  всех стран мирового сообщества, тем  более в условиях глобализации мировых  процессов, и приводит к необходимости  разработки комплексных международных  подходов и единых методик противостояния различным террористическим проявлениям.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные выводы проведенного по теме квалификационной работы исследования сводятся к следующему.

 

1. Терроризм представляет  собой сложное, многомерное явление.  Кроме правовых, он затрагивает  целый ряд других проблем –  психологические, исторические, технологические  и т.д. Все это обуславливает  то обстоятельство, что мировому  сообществу до сих пор не  удалось выработать общеприемлемое  юридическое определение терроризма.

 

2. В настоящее время  существует достаточно разнообразное  количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами,  социологами, политологами и специалистами  других наук. Вместе с тем, появляются  новые, более изощренные формы  терроризма, связанные с развитием  научно-технического прогресса (например, компьютерный терроризм).

 

3. На наш взгляд, правовое  понятие терроризма должно быть  уже философского и социально-политического,  поэтому главным в его анализе  должны быть: оценка насилия, анализ  целей, характеристика возможных  субъектов и оценка его последствий.

 

4. Мы разделяем мнение  ученых, которые считают, что необходимо  уточнить уголовно-правовое понятие  терроризма в Уголовном кодексе  России (например, А.И. Долгова, В.П.  Емельянов, А.Э. Жалинский и  др.). При этом терроризм можно  определить лишь посредством  установления системы признаков,  характеризующих в своем неразрывном  единстве его специфику. 

 

5. По нашему мнению, необходима  грамотная превентивная политика  по борьбе с терроризмом. Предупреждение  должно заключаться в выявлении,  устранении, нейтрализации, локализации  и минимизации воздействия тех  факторов, которые либо порождают  терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна  осуществляться на допреступных  стадиях развития негативных  процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация  противоправного поведения. 

 

Для противодействия терроризму, в основе которого лежит религиозный  фанатизм, необходима массовая разъяснительная  работа среди населения с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, средств массовой информации.

 

6. Необходимо дальнейшее  проведение научных исследований  по проблеме терроризма, с учетом  современных тенденций развития  мирового сообщества, которые существуют  в настоящее время и оказывают  свое влияние на современный  терроризм. При этом нужно привлекать  специалистов различных областей  знаний: юристов, политологов, психологов, медиков, философов и др.

 

7. Целесообразно было  бы выработать универсальные  принципы проведения контртеррористических  операций, тщательно регламентировать  порядок освещения в средствах  массовой информации ситуаций, связанных  с актами терроризма, рассмотреть  вопрос о создании единого  банка данных о проявлении  различных форм терроризма.

 

8. Следует обратить особое  внимание на сотрудничество силовых  ведомств (ФСБ России, МВД России, Генеральная Прокуратура России), занимающихся борьбой с терроризмом,  в целях повышения эффективности  их взаимодействия и координации  при проведении совместных контр-  и антитеррористических операций. Целесообразно усилить информационный  обмен между указанными органами.

 

  1. Необходимо дальнейшее консолидированное международное сотрудничество государств-членов мирового сообщества в целях борьбы с терроризмом и выработки мер его предупреждения. Чем ближе будут правовые оценки терроризма со стороны различных стран, чем единообразнее подход к вопросам его предупреждения и пресечения, чем активнее и шире взаимодействие в этой области, тем, как нам представляется, будет меньше возможностей для маневра и реализации своих намерений у террористов.

 

       Советское уголовное право определяло террористический акт как “посягательство на жизнь или иную форму насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые с политическими целями”.

       Таким образом, до принятия действующего Уголовного Кодекса ответственность предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью. Поэтому включение в Уголовный кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе с террористической деятельностью.

 

Видовым объектом рассматриваемого вида преступления является общественная безопасность, непосредственным объектом посягательства могут быть жизнь  и здоровье граждан, имущество, нормальное функционирование органов власти.

 

Обратимся к содержанию ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

1. Терроризм, то есть  совершение взрыва, поджога или  иных действий, создающих опасность  гибели людей, причинения значительного  имущественного ущерба либо наступления  иных общественно опасных последствий,  если эти действия совершены  в целях нарушения общественной  безопасности, устрашения населения  либо оказания воздействия на  принятие решений органами власти, а также угроза совершения  указанных действий в тех же  целях наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

 

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с применением огнестрельного оружия

наказываются лишением свободы  на срок от восьми до пятнадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные  частями первой или второй  настоящей статьи, если они совершены  организованной группой либо  повлекли по неосторожности смерть  человека или иные тяжкие последствия,  а равно сопряжены с посягательством  на объекты использования атомной  энергии либо с использованием  ядерных материалов, радиоактивных  веществ или источников радиоактивного  излучения

наказываются лишением свободы  на срок от десяти до двадцати лет.

Примечание: Лицо, участвовавшее  в подготовке акта терроризма, освобождается  от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением  органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления  акта терроризма и если в действиях  этого лица не содержится иного состава преступления.

 

Хотелось бы обратить внимание на то, что в Федеральном законе “О борьбе с терроризмом” понятие  этого явления представлено в  более широком смысле (ст. 3). Так, к преступлениям террористического характера, помимо собственно терроризма, закон относит захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые

пользуются международной  защитой (ст. 360 УК РФ).

Информация о работе Международному уголовному праву