Международно-правовые аспекты защиты меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация

Описание работы

Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты защиты меньшинств.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)
  • право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.3);
  • равенство перед законом (ст.7);
  • равную защиту против любой дискриминации (ст.10);
  • свободу мысли, совести и религии (ст.18);
  • свободу убеждений и их свободное выражение (ст.19);
  • свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20);
  • право на образование, включающее приоритетное право родителей на выбор вида образования для своих детей (ст.26);
  • право на свободное участие в культурной жизни общества (ст.27) и др.

Важным этапом в развитии системы  зашиты меньшинств стала деятельность ООН в лице Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. В 1947 году в рамках Комитета ООН по правам человека Экономического и Социального  Совета ООН (ЭКОСОС) была создана Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

На сессии Генеральной Ассамблеи  ООН в декабре 1948 г. в специальной  резолюции о судьбе меньшинств была отмечена необходимость «принять эффективные  меры для защиты расовых, национальных, религиозных или языковых меньшинств»104. В соответствии с резолюцией в ЭКОСОС были переданы тексты заинтересованных делегаций по данному вопросу, включая делегацию СССР. На этой же сессии 9 декабря 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказание за него105, обеспечивающая право на существование национальных, расовых или религиозных групп, в которой геноцид определялся, как действия, совершенные с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, расовую или религиозную группу.

В результате признания ошибочным  мнения, что гарантии основных прав человека автоматически обеспечат  и коллективные права меньшинств, в Международный пакт о гражданских  и политических правах 1966 года Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите меньшинств ООН была выработана и затем включена особая ст.27 о меньшинствах, в которой записано, что «в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

В конце 1980-х – начале 1990-х годов  ООН стала уделять больше внимания поиску эффективных форм обеспечения защиты меньшинств. В 1992 году на 47-й сессии ГА ООН (рез.47/135) была принята Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

Таким образом, обращение ООН к проблемам меньшинств свидетельствует о возрастании внимания международного сообщества к их положению. Целый ряд международно-правовых норм, определяющих статус меньшинств, был закреплен в праве системы ООН. К основным нормам международного права, посвященным меньшинствам, относятся равноправие, пользование гражданскими и политическими правами без дискриминации, то есть без различия расы, языка или религии; гарантии пользования родным языком, в том числе в судах, в бизнесе, в вероисповедании, в прессе и в публичных выступлениях, право создавать за свой счет благотворительные, религиозные и общественные учреждения, школы и иные воспитательные заведения, с правом пользоваться в них своим родным языком и свободно исповедовать свою религию.

 

2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты меньшинств Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

 

Особо следует отметить региональный аспект в решении проблем меньшинств. В настоящее время, вопросы человеческого  измерения и защиты меньшинств входят в компетенцию не только ООН, но и ЕС, ОБСЕ, и ряда других международных организаций, которые, кроме общепризнанных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН и упомянутых документов, ориентируются в своей деятельности на Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 года, Документ Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года, Парижская хартия для Новой Европы 1990 года и других международно-правовые акты.

Международно-правовые механизмы  защиты меньшинств применяются различными региональными международными организациями. Особенно преуспели в этом европейские объединения. С 1949 года до настоящего времени Совет Европы контролирует политическую и культурную составляющие проблемы меньшинств в концепции ЕС. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года в ст.14 установила норму о недискриминации меньшинств: «Пользование правами и свободами... гарантируется без дискриминации по какому бы то ни было признаку: как-то... принадлежности к национальному меньшинству...».

Важным этапом в истории  защиты меньшинств стали Конференции  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СБСЕ является региональным соглашением в контексте гл.8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для предупреждения и раннего предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе, в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом.

Первый раз министры иностранных дел европейских государств, а также США и Канады встретились в 1973 году, а в 1975 году подписали документ, известный как Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, в котором руководители делегаций 35 государств-участников закрепили основные принципы международного права: отказ от применения силы, нерушимость границ, территориальную целостность, мирное решение споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав и основных свобод человека, равноправие и права народов на самоопределение, сотрудничество между государствами и др.

Венская встреча государств-участников СБСЕ, состоявшаяся на основе положений  Хельсинкского Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания, а также на основе других соответствующих документов СБСЕ прошла 4.11.1986 г. – 19.01.1989 г106. На встрече представители государств-участников СБСЕ: Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии приняли итоговый документ, в котором отмечалась обеспокоенность серьезными нарушениями ряда принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года, в частности, вопросы, относящиеся к уважению прав человека и основных свобод. Государства-участники отметили, что неуважение принципов международного права существенно ухудшает взаимные отношения.

Итоговый документ Венской встречи 1989 года установил, порядок совещаний  Конференции по человеческому измерению  СБСЕ: первое Совещание Конференции в Париже с 30 мая по 23 июня 1989 г.; второе Совещание Конференции в Копенгагене с 5 по 29 июня 1990 г.; третье Совещание Конференции в Москве с 10 сентября по 4 октября 1991 г.

Вопросы защиты прав человека в ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Этот термин применяется для всех вопросов, касающихся прав и свобод человека, меньшинств и других гуманитарных вопросов, кроме того, он охватывает вопросы правопорядка и демократических институтов. В документах ОБСЕ было определено, что защита прав человека и политическая система демократических государств неразделимы. В них содержатся правила, традиционно относящиеся к внутренним делам государств, к их политическому устройству.

Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стало Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ 19-21 ноября 1990 г. Парижская встреча положила конец холодной войне подписанием Парижской хартии для новой Европы, заключением Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принятием совместной декларация 22 государств-членов Организации Североатлантического договора НАТО и Организации Варшавского договора.

В Хартии была поставлена задача управления процессом исторических перемен  в Европе и готовности к новым  вызовам, возникающим после окончания холодной войны. Также в ней подчеркивалось, что национальная, культурная, языковая и религиозная самобытность меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность без какой-либо дискриминации в условиях полного равенства перед законом.

Для решения задач Парижской  хартии для новой Европы было создано  несколько учреждений и институтов, создан трёхступенчатый механизм регулярных политических консультаций: на высшем уровне, на уровне министров иностранных дел и комитета старших должностных лиц; работа Совещания приобрела систематизированный характер.

Копенгагенское Совещание 1990 года было вторым из предусмотренных Венским  итоговым документом. Итоговый акт государств-участников Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению фактически кодифицировал многие аспекты по вопросу меньшинств107. В нем заявлено, что для существования правового государства необходимо наличие политических институтов и осуществление определенных принципов, в том числе: свободные выборы, представительная форма правления, когда исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам, отделение государства от политических партий, контроль гражданских властей над силовыми структурами, гласная процедура принятия законов и их обязательная публикация, а также публикация административных решений, независимость суда и адвокатуры, гарантия соблюдения процессуальных прав подозреваемого и подсудимого, соблюдение международных стандартов в области прав человека и т.д. Утверждается, что основой власти является воля народа, выраженная путем проведения «периодических и подлинных выборов». Кроме того, должен быть гарантирован равный доступ к управлению без какой-либо дискриминации.

Итоговый акт затрагивает вопросы  демократических институтов и сотрудничества и обмена информацией между государствами, государственными и неправительственными организациями в областях судоустройства, местного самоуправления, применения законов. Содержится каталог прав меньшинств, включая право на самоопределение, право исповедовать свою религию, право пользоваться родным языком и т.д. Помимо этого, содержатся обязательства государств-участников не допускать дискриминацию, разжигание расовой, религиозной или национальной розни.

В Копенгагенском Итоговом акте содержится перечисление прав человека, которые признаются и поощряются государствами-участниками, с особым выделением политических прав, например, право на свободное выражение мнения, право на мирные собрания и демонстрации, право на создание и участие в неправительственных организациях, защищающих права человека и возможность контактов с аналогичными организациями в других странах. Государства-участники ОБСЕ обязались обеспечить эффективные средства правовой защиты: юридическую помощь, право получать помощь от других и самому предоставлять помощь в вопросах защиты прав человека, связываться с международными органами по защите прав человека, предполагается допуск представителей других государств-участников, а также неправительственных организаций на судебные процессы.

Государства-участники ОБСЕ подтвердили, что они будут запрещать пытки  и стремиться к упразднению смертной казни. Также государства стараются  обеспечить реализацию права на отказ  от военной службы по убеждениям. В развитие Венского итогового документа, большой раздел Итогового акта посвящен гарантиям свободы передвижения в контексте «контактов между людьми», а также поощрению и защите прав трудящихся-мигрантов.

На третьем заключительном совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ, состоявшемся в Москве в сентябре-октябре 1991 года, был принят Итоговый документ, в котором впервые было закреплено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся исключительно к внутренним делам государств-членов СБСЕ и составляет одну из основ международного порядка. В Документе Московского совещания Конференции подчеркивается, что механизмы и процедуры ОБСЕ нацелены на защиту и поощрение прав лиц, принадлежащих к меньшинствам. Важным также является то, что в преамбуле Итогового документа Московского совещания 1991 года сформулированы ограничения принципа невмешательства во внутренние дела государства в области человеческого измерения.

Механизм мониторинга  в системе человеческого измерения  ОБСЕ основан на процедурах Венского механизма 1989 года и Московского  механизма 1991 года и представляет собой  систему надзора экспертами за соблюдением обязательств в сфере человеческого измерения. Механизм состоит из процедуры обмена информацией между участниками ОБСЕ, обычно через дипломатические каналы; и проведения регулярных двусторонних и многосторонних встреч для обсуждения проблем человеческого измерения. Местом проведения таких встреч может быть Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ. БДИПЧ обеспечивает организационные рамки для обмена информацией о развитии демократических институтов и проведении выборов в государствах-участниках ОБСЕ.

К недостаткам «механизма человеческого  измерения» часто относят отсутствие санкций в случае нарушения обязательств государств и требование достижения консенсуса при принятии решений  ОБСЕ, которое исключает принятие действий против воли государства, которого такое решение может касаться. В результате, эффективность Венского механизма во многом зависит от политического влияния.

На Московской встрече 1991 года Венский  механизм был дополнен системой миссий независимых экспертов или докладчиков в области человеческого измерения ОБСЕ, которые отличаются в соответствии с той процедурой, согласно которой такие миссии возникли. Полномочия миссий экспертов шире полномочий миссий докладчиков. Полномочия докладчиков в основном сводятся к сбору фактов и оказанию консультативных услуг или предложений относительно путей решения вопросов.

Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств