Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация
Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.
Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215
Важным этапом в развитии системы зашиты меньшинств стала деятельность ООН в лице Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. В 1947 году в рамках Комитета ООН по правам человека Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) была создана Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.
На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1948 г. в специальной резолюции о судьбе меньшинств была отмечена необходимость «принять эффективные меры для защиты расовых, национальных, религиозных или языковых меньшинств»104. В соответствии с резолюцией в ЭКОСОС были переданы тексты заинтересованных делегаций по данному вопросу, включая делегацию СССР. На этой же сессии 9 декабря 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказание за него105, обеспечивающая право на существование национальных, расовых или религиозных групп, в которой геноцид определялся, как действия, совершенные с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, расовую или религиозную группу.
В результате признания ошибочным мнения, что гарантии основных прав человека автоматически обеспечат и коллективные права меньшинств, в Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите меньшинств ООН была выработана и затем включена особая ст.27 о меньшинствах, в которой записано, что «в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».
В конце 1980-х – начале 1990-х годов ООН стала уделять больше внимания поиску эффективных форм обеспечения защиты меньшинств. В 1992 году на 47-й сессии ГА ООН (рез.47/135) была принята Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
Таким образом, обращение ООН к проблемам меньшинств свидетельствует о возрастании внимания международного сообщества к их положению. Целый ряд международно-правовых норм, определяющих статус меньшинств, был закреплен в праве системы ООН. К основным нормам международного права, посвященным меньшинствам, относятся равноправие, пользование гражданскими и политическими правами без дискриминации, то есть без различия расы, языка или религии; гарантии пользования родным языком, в том числе в судах, в бизнесе, в вероисповедании, в прессе и в публичных выступлениях, право создавать за свой счет благотворительные, религиозные и общественные учреждения, школы и иные воспитательные заведения, с правом пользоваться в них своим родным языком и свободно исповедовать свою религию.
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты меньшинств Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Особо следует отметить региональный аспект в решении проблем меньшинств. В настоящее время, вопросы человеческого измерения и защиты меньшинств входят в компетенцию не только ООН, но и ЕС, ОБСЕ, и ряда других международных организаций, которые, кроме общепризнанных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН и упомянутых документов, ориентируются в своей деятельности на Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 года, Документ Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года, Парижская хартия для Новой Европы 1990 года и других международно-правовые акты.
Международно-правовые механизмы защиты меньшинств применяются различными региональными международными организациями. Особенно преуспели в этом европейские объединения. С 1949 года до настоящего времени Совет Европы контролирует политическую и культурную составляющие проблемы меньшинств в концепции ЕС. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года в ст.14 установила норму о недискриминации меньшинств: «Пользование правами и свободами... гарантируется без дискриминации по какому бы то ни было признаку: как-то... принадлежности к национальному меньшинству...».
Важным этапом в истории защиты меньшинств стали Конференции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СБСЕ является региональным соглашением в контексте гл.8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для предупреждения и раннего предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе, в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом.
Первый раз министры иностранных дел европейских государств, а также США и Канады встретились в 1973 году, а в 1975 году подписали документ, известный как Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, в котором руководители делегаций 35 государств-участников закрепили основные принципы международного права: отказ от применения силы, нерушимость границ, территориальную целостность, мирное решение споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав и основных свобод человека, равноправие и права народов на самоопределение, сотрудничество между государствами и др.
Венская встреча государств-участников СБСЕ, состоявшаяся на основе положений Хельсинкского Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания, а также на основе других соответствующих документов СБСЕ прошла 4.11.1986 г. – 19.01.1989 г106. На встрече представители государств-участников СБСЕ: Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии приняли итоговый документ, в котором отмечалась обеспокоенность серьезными нарушениями ряда принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года, в частности, вопросы, относящиеся к уважению прав человека и основных свобод. Государства-участники отметили, что неуважение принципов международного права существенно ухудшает взаимные отношения.
Итоговый документ Венской встречи 1989 года установил, порядок совещаний Конференции по человеческому измерению СБСЕ: первое Совещание Конференции в Париже с 30 мая по 23 июня 1989 г.; второе Совещание Конференции в Копенгагене с 5 по 29 июня 1990 г.; третье Совещание Конференции в Москве с 10 сентября по 4 октября 1991 г.
Вопросы защиты прав человека в ОБСЕ,
формируют часть так называемог
Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стало Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ 19-21 ноября 1990 г. Парижская встреча положила конец холодной войне подписанием Парижской хартии для новой Европы, заключением Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принятием совместной декларация 22 государств-членов Организации Североатлантического договора НАТО и Организации Варшавского договора.
В Хартии была поставлена задача управления процессом исторических перемен в Европе и готовности к новым вызовам, возникающим после окончания холодной войны. Также в ней подчеркивалось, что национальная, культурная, языковая и религиозная самобытность меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность без какой-либо дискриминации в условиях полного равенства перед законом.
Для решения задач Парижской хартии для новой Европы было создано несколько учреждений и институтов, создан трёхступенчатый механизм регулярных политических консультаций: на высшем уровне, на уровне министров иностранных дел и комитета старших должностных лиц; работа Совещания приобрела систематизированный характер.
Копенгагенское Совещание 1990 года было вторым из предусмотренных Венским итоговым документом. Итоговый акт государств-участников Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению фактически кодифицировал многие аспекты по вопросу меньшинств107. В нем заявлено, что для существования правового государства необходимо наличие политических институтов и осуществление определенных принципов, в том числе: свободные выборы, представительная форма правления, когда исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам, отделение государства от политических партий, контроль гражданских властей над силовыми структурами, гласная процедура принятия законов и их обязательная публикация, а также публикация административных решений, независимость суда и адвокатуры, гарантия соблюдения процессуальных прав подозреваемого и подсудимого, соблюдение международных стандартов в области прав человека и т.д. Утверждается, что основой власти является воля народа, выраженная путем проведения «периодических и подлинных выборов». Кроме того, должен быть гарантирован равный доступ к управлению без какой-либо дискриминации.
Итоговый акт затрагивает
В Копенгагенском Итоговом акте содержится перечисление прав человека, которые признаются и поощряются государствами-участниками, с особым выделением политических прав, например, право на свободное выражение мнения, право на мирные собрания и демонстрации, право на создание и участие в неправительственных организациях, защищающих права человека и возможность контактов с аналогичными организациями в других странах. Государства-участники ОБСЕ обязались обеспечить эффективные средства правовой защиты: юридическую помощь, право получать помощь от других и самому предоставлять помощь в вопросах защиты прав человека, связываться с международными органами по защите прав человека, предполагается допуск представителей других государств-участников, а также неправительственных организаций на судебные процессы.
Государства-участники ОБСЕ подтвердили, что они будут запрещать пытки и стремиться к упразднению смертной казни. Также государства стараются обеспечить реализацию права на отказ от военной службы по убеждениям. В развитие Венского итогового документа, большой раздел Итогового акта посвящен гарантиям свободы передвижения в контексте «контактов между людьми», а также поощрению и защите прав трудящихся-мигрантов.
На третьем заключительном совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ, состоявшемся в Москве в сентябре-октябре 1991 года, был принят Итоговый документ, в котором впервые было закреплено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся исключительно к внутренним делам государств-членов СБСЕ и составляет одну из основ международного порядка. В Документе Московского совещания Конференции подчеркивается, что механизмы и процедуры ОБСЕ нацелены на защиту и поощрение прав лиц, принадлежащих к меньшинствам. Важным также является то, что в преамбуле Итогового документа Московского совещания 1991 года сформулированы ограничения принципа невмешательства во внутренние дела государства в области человеческого измерения.
Механизм мониторинга
в системе человеческого
К недостаткам «механизма человеческого измерения» часто относят отсутствие санкций в случае нарушения обязательств государств и требование достижения консенсуса при принятии решений ОБСЕ, которое исключает принятие действий против воли государства, которого такое решение может касаться. В результате, эффективность Венского механизма во многом зависит от политического влияния.
На Московской встрече 1991 года Венский механизм был дополнен системой миссий независимых экспертов или докладчиков в области человеческого измерения ОБСЕ, которые отличаются в соответствии с той процедурой, согласно которой такие миссии возникли. Полномочия миссий экспертов шире полномочий миссий докладчиков. Полномочия докладчиков в основном сводятся к сбору фактов и оказанию консультативных услуг или предложений относительно путей решения вопросов.
Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств