Международно-правовые аспекты защиты меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация

Описание работы

Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты защиты меньшинств.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Миссии экспертов имеют более  широкий мандат ОБСЕ, целью которого является облегчение процесса разрешения конкретной проблемы, относящихся к  человеческому измерению. Миссии экспертов могут собирать информацию и, «насколько это целесообразно, предоставлять свои офисы и посреднические услуги для поддержания диалога и сотрудничества между заинтересованными сторонами». Право выносить решения по поводу принятия последующих мер имеет только Совещание глав государств – Постоянный совет.

Вместе с тем, ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб  по нарушениям основных прав и свобод человека, включая права меньшинств, и их защиты международно-правовыми средствами. Однако этот факт не лишает неправительственные организации возможностей обращения в структуры ОБСЕ и привлечение ее внимания к фактам нарушения прав человека и меньшинств и объединения усилий для их обеспечения.

В декабре 1991 года ЕС было одобрено Руководство по признанию новых государств в Восточной Европе и СССР, содержащее «гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с принципами СБСЕ». Среди большого числа постановлений и рекомендаций ЕС, защиты меньшинств, в частности касаются Европейская Хартия Совета Европы о региональных языках и языках меньшинств 1992 года, Европейская рамочная конвенция по защите национальных меньшинств 1994 года.

Знаковым нововведением в рамках процесса ОБСЕ было создание на встрече ОБСЕ в Хельсинки в 1992 г. поста Верховного Комиссара по национальным меньшинствам. В соответствии с мандатом Верховный Комиссар действует под эгидой Руководящего совета ОБСЕ и его пост рассматривается в качестве механизма для предотвращения конфликта на его ранней стадии.

Верховный Комиссар призван обеспечить «ранее предупреждение» и в соответствующих  случаях «раннее действие» на начальной стадии напряженности  в государствах-участниках ОБСЕ, в  конфликты которых вовлечены  меньшинства и продолжения которых, по мнению Верховного Комиссара, могут перерасти в конфликт, угрожающий миру, стабильности или отношениям между государствами-участниками ОБСЕ. При рассмотрении ситуации Верховный Комиссар должен принимать во внимание демократические меры и международные механизмы для реагирования на конфликт и для использования их сторонами в конфликте. Если определенная проблема меньшинства становится предметом внимания Руководящего совета, то для вовлечения в нее Верховного Комиссара требуется специальное приглашение и специальный мандат со стороны Руководящего Совета.

На Будапештской встрече на высшем уровне 1994 года было принято решение  о преобразовании Совещания в  Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это придало работе Организации новый импульс и стало отражением институционального развития СБСЕ с момента окончания холодной войны. Стандарты ОБСЕ положены в основу ряда международных договоров и национальных законов.

Перечисление некоторых  наиболее заметных международно-правовых актов можно завершить перечислением ряда рекомендаций принятых в европейских рамках: Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование, 1996 года; Ословские рекомендации о правах национальных меньшинств в области языка, 1998 года; Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни, 1999 года; Варшавские рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе, 2001 года; Рекомендации по использованию языков меньшинств в телерадиовещании, 2003 года; Рекомендации по вопросам полицейской деятельности в многонациональном обществе, 2006 года; Больцанские рекомендации о национальных меньшинствах в межгосударственных отношениях, 2008 года.

Таким образом, важно подчеркнуть, что поскольку до настоящего времени международным сообществом не было выработано единой системы защиты не только меньшинств, но и прав человека, при установлении статуса того или иного меньшинства или лица, принадлежащему меньшинству, необходимо квалифицировать его статус исходя как из действующих для государства универсальных международных договоров, так и ратифицированных региональных международных договоров, содержащих нормы, распространяющиеся на меньшинства. Кроме этого, на региональном уровне прослеживается тенденция более расширенного толкования и применения норм, касающихся меньшинство, в сравнении с толкованием и применением норм Организации Объединенных Наций.

 

2.2. Система защиты прав лиц,  принадлежащих меньшинствам, в международном  праве

 

Рассмотрим международно-правовые аспекты классификации меньшинств. Традиционно в международном праве различают права меньшинств, относящиеся к правам отдельных групп, отличающихся по национальным, религиозным, языковым или иным признакам, либо к правам отдельных лиц, которые входят в такие группы. Часто бывает сложно разделить права упомянутых групп от прав лиц, принадлежащих к меньшинствам. Начнем с прав лиц, принадлежащих к меньшинствам.

 

2.2.1 Основные права  лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве

 

Установление особых прав для представителей меньшинств необходимо, прежде всего, для обеспечения равноправия таких лиц в обществе, чтобы меньшинства могли пользоваться благами в государстве на равной основе с большинством населения государства, а также для сохранения тех особенностей, которые свойственны всем лицам, принадлежащих к меньшинствам. Международно-правовые нормы касающиеся меньшинств, как правило, признают целесообразность принятия действенных международных и внутригосударственных мер, направленных на устранение ущербного положения, в котором могут находиться представители меньшинств, и обеспечение равенства в обществе.

Проведение различий в правовом статусе, принятие мер направленных на защиту и развитие меньшинств или относящимся к ним индивидам является оправданным лишь в том случае, если это не ведет к дискриминации других граждан государства по отношению к меньшинствам.

Особые права меньшинств не рассматриваются  в международном праве как  привилегия, а как средство для обеспечения равенства в обществе и предупреждения дискриминации. Особые права позволяют в случае их продолжительного применения, сохранять самобытность меньшинств. Процесс обретения меньшинствами особого международно-правового статуса связывается с их возможностями сохранять культуру и традиции, пользоваться родным языком и исповедовать религию, принимать участие в политической и экономической жизни государства.

Например, в преамбуле Декларации ГА ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. выражены намерения государств способствовать реализации принципов, относящихся к правам лиц, принадлежащих к меньшинствам. Далее в преамбуле Декларации подчеркивается, что постоянное поощрение и осуществление прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, качестве неотъемлемой части развития общества в целом и в демократических рамках на основе верховенства закона способствовало бы укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами.

Декларация – единственный документ ООН, посвященный именно меньшинствам, она не является юридически обязывающим документом, а выражает лишь политическую решимость присоединившихся государств защищать меньшинства. Согласно Декларации, лицам, принадлежащим к меньшинствам, гарантируется:

  • охрана национальной, культурной, религиозной и языковой самобытности (ст.1);
  • право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично (ст.2.1);
  • право участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни (ст.2.2);
  • право участвовать в принятии решений на национальном и региональном уровнях, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат (ст.2.3);
  • право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование (ст.2.4);
  • право устанавливать и поддерживать контакты с другими членами своей группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, как внутри государства, так и за пределами государственных границ (ст.2.5);
  • свобода осуществлять свои права как индивидуально, так и совместно с другими членами своей группы, без какой бы то ни было дискриминации (ст.3).

В соответствии со ст.4 Декларации государства принимают меры для обеспечения того, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли:

  • осуществлять все свои права человека и основные свободы в полной мере, эффек<span

Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств