Открытое море в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, не входящих в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море от 1958 г. понятие «открытое море» определяется как «все части моря, не входящих ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства». Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что положения части VII («Открытое море») применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Файлы: 1 файл

Открытое море в международном праве 2.docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Общие положения об открытом море

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, не входящих в  состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море от 1958 г. понятие «открытое море» определяется как «все части моря, не входящих ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства». Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что положения части VII («Открытое море») применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Для характеристики открытого  моря необходимо выделить два критерия, определяющих его статус: географический - характеризующий открытое море как часть пространств Мирового океана, не образующих территорию прибрежного государства и  политический заключающийся в том, что открытое море не находится под суверенитетом ни одно из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т. д.)1. В соответствии со статьей 87 Конвенция 1982 года все государства, в том числе и не имеющих выхода к морю, имеют свободу открытого моря, включающих ряд свобод на определенную деятельность в открытом море - право на:

  • а) свободу судоходства;   
  • б) свободу полетов;   
  • в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;   
  • г) свободу рыболовства;   
  • д) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;   
  • е) свободу научных исследований.   

Необходимо отметить, что  указанный перечень не является ограниченным. 

Принцип свободы открытого  моря осуществляется на основе равноправия  как прибрежными, так и внутриконтинентальными государствами, в том числе государствами, не имеющими выхода к морю. Государства, реализующие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Правовой режим судоходства  в открытом море  включает  также  правила, предусмотренные соглашениями об оказании  помощи,  об  охране  человеческой жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской  среды и др. 2

Свобода полетов предполагает, что  воздушные  суда  всех  государств имеют право осуществлять  полеты  в  воздушном  пространстве  над  открытым морем3. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым  морем.  Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.

Свобода возведения искусственных  установок и островов  осуществляется как в водной части океана —  открытом море (возведение островов,  установок, сооружений, их эксплуатация), так и на  его  дне  (извлечение полезных ископаемых с поверхности дна и его недр  с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).4

Свобода рыболовства (право  промысла) в  открытом  море  предоставлена  всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств,  в том числе в отношении  интересов прибрежных государств  (ст.  116  Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).  Свобода рыболовства включает  и другие  виды  промысла  живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств  на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по  его регулированию в целях сохранения  живых ресурсов  моря  на  определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении  живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации. В задачу  этих организаций входит   исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия  по  рыболовству в Юго-Восточной Атлантике,  Комиссия  по  рыболовству в Балтийском   море  и др.).

Свобода  научных  исследований  также регламентируется  Конвенцией  ООН  по морскому праву 1982 г. Все государства независимо  от  их  географического положения, а также компетентные международные организации вправе  проводить морские научные исследования.

Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать  помех другим видам использования  моря.

Государства  и  компетентные  международные  органы   и   организации сотрудничают путем  заключения двусторонних и  многосторонних  соглашений  в создании  благоприятных   условий   для   проведения   совместных   научных исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.

Ни одно государство не может  претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права  государств определяются только международным  правом. Правомерным является использование  открытого моря в мирных целях.

Глава 2. Права и обязанности государств в открытом море

 

Открытое море резервируется  для мирных целей. Никакое государство  не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно  плавает. Между государством и судном должна существовать реальная связь. Этого  нельзя сказать о практике использования  так называемых «удобных» флагов.

«Удобный» флаг — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых плавать  под флагом страны, которая предоставляет  эти условия. Удобный флаг, как  правило, обеспечивает судну режим  наибольшего благоприятствования  и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так  как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

Иначе говоря, удобный флаг — национальный флаг какой-либо маленькой  страны, например, Панамы, Либерии, Гондураса  или Коста-Рики, под которым ходит  судно, зарегистрированное в одной  из них, хотя его владельцем является гражданин другой страны. Практика подобной регистрации судов и  использования "удобных флагов" распространилась в 1950-е гг. и продолжается в наши дни. Таким способом судовладельцы стремятся избежать более жестких требований соблюдения безопасности и обеспечения нормальных условий жизни командам на судах.

Следует отметить, что Конвенция  ООН об условиях регистрации морских  судов 1986 г. ограничивает подобную практику. Любое судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила, устанавливаются международными договорами.

В открытом море или в  любом другом месте вне юрисдикции какого либо государства любое государство может реализовывать следующие права:

1. Право на осмотр судна. Данные действия допустимы при условии, что у командира военного судна состоящего на службе правительства возникли подозрения в том, что встреченное иностранное судно, не пользующееся полным иммунитетом как военный корабль или судно, состоящее на государственной некоммерческой службе:

- занимается пиратством;

- занимается работорговлей;

- занимается несанкционированным  радио - или телевизионным вещанием;

- не имеет национальности;

- в действительности  имеет ту же национальность, что  и военный корабль, хотя на  нем поднят иностранный флаг  или оно вообще отказывается  поднять флаг.

В указанных случаях  военный корабль может произвести проверку права судна на свой флаг. Если после проверки документов подозрения останутся, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. Если подозрения оказываются необоснованными, а также при условии, что осмотренное  судно не совершало никаких действий, которые подтверждали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены причиненные убытки или ущерб.

2. Право на преследование  по «горячим следам»

Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, правила  регистрации судов на его территории и права судна плавать под  ее флагом (статья 91 Конвенции 1982 года). При этом каждое государство:

  • ведет регистр судов;   
  • принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под ее флагом, и его экипажем;   
  • обеспечивает контроль способности судов к плаванию;   
  • обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.   

Ни арест, ни задержание судов не могут быть сделаны в  открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению какой-либо другой власти, кроме власти государства  флага судна.

Конвенция 1982 г. подробно регламентирует вопрос о праве преследования иностранного судна в случаях, когда компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила этого государства.

Преследование судна может  начаться, если иностранное судно (или  одна из его шлюпок) находится во внутренних морских водах, территориальном  море или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается.

Преследование судна может  быть начато только после предъявления требования остановиться подачей звукового  или зрительного сигнала. Сигнал должен быть подан на дистанции, позволяющей  судну-нарушителю его увидеть или  услышать.

Судно, отдающее приказ остановиться предполагаемому нарушителю, само может  находиться в любом месте, в том  числе и в открытом море. Однако преследование судна, находящегося в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлены эти зоны – например, при незаконном лове рыбы иностранным судном в пределах исключительной экономической зоны.

Иностранное судно, совершившее  правонарушение, разрешается преследовать в открытом море, захватить и отвести  в порт для принятия мер в соответствии с законодательством государства, осуществляющего преследование.

Право преследования по горячим следам прекращается, как  только преследуемое судно войдет в  территориальные воды своего государства  или какого-либо третьего государства.

Право преследования может  осуществляться только военными кораблями  или иными находящимися на правительственной  службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными.

Если судно было остановлено  или задержано без достаточных  на то оснований, ему должны быть возмещены  причиненные вред и убытки. 
3. Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море заключается в их прокладке по дну открытого моря за пределами континентального шельфа. При прокладке подводных кабелей и трубопроводов государства должны надлежащим образом учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы. В частности, не должны ухудшаться возможности их ремонта. Одновременно предусматривается ответственность физических и юридических лиц за нанесение ущерба или повреждения как собственных, так и других кабелей и трубопроводов. Но если указанные лица докажут, что они понесли убытки или им причинен вред (пожертвовали якорем, сетью или другой рыболовной снастью), при совершении действий, чтобы избежать повреждения кабеля или трубопровода, им должно быть предоставлено необходимое возмещение.

Несомненно, что  наряду с правами все государства  при осуществлении деятельности в открытом море несут и соответствующие  обязанности.

  1. Несанкционированное вещание из открытого моря.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.5 закреплены обязанности всех государств сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря.

Несанкционированное вещание  означает передачу в нарушение международных  правил звуковых радио - или телевизионных  программ с судна или установки, расположенной в открытом море, предназначенных  для приема населением, за исключением сигналов бедствия.

В открытом море государство, в отношении которого ведется  несанкционированное вещание, может  арестовать любое лицо или судно, занимающееся таким противоправным деянием, и конфисковать передающую аппаратуру.

2. Все государства обязаны  сотрудничать в пресечении незаконной  торговли наркотическими и психотропными  веществами, осуществляемой судами  в открытом море. Если государство  имеет основание считать, что   судно,  плавающее  под его  флагом,  занимается  незаконной  торговлей  наркотическими  или   психотропными веществами, оно может  просить другие государства о   сотрудничестве в пресечении  такой незаконной торговли.

Информация о работе Открытое море в международном праве