Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция
В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.
Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49
§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107
§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148
Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193
§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293
§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320
Одним из таких показательных было решение от 9 июля 1997 г. о соответствии некоторых норм Уголовного кодекса Конституции и Международному пакту о гражданских и политических правах. Речь шла о придании закону обратной силы. Конституционный Суд признал недопустимым придавать обратную силу закону, усиливающему уголовную ответственность. Положения Международного пакта о гражданских и политических правах свидетельствуют, что даже чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, не может служить основанием для каких-либо отступлений от ряда статей Пакта, в том числе и от статьи 15, закрепившей правило обратной силы уголовного закона, установившего более легкое наказание.
Конституционный Суд, исходя из положений международных документов, много делал для того, чтобы сформировать объективные условия для беспристрастности и доступности правосудия, разграничения функции обвинения и правосудия. При этом Конституционный Суд анализировал не только Конституцию, вышеназванный Международный пакт, но и такой документ, как Процедура эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов, утвержденных резолюцией Экономического и Социального Совета ООН, которыми предусмотрено, что ни от одного судьи не требуется выполнение функций, не совместимых с принципами независимости судебных органов, обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, недопустимость принуждения к свидетельствованию против себя или к признанию себя виновным.
В одном из своих решений Конституционный Суд подтвердил право при рассмотрении любого предъявленного уголовного обвинения на достаточное время и возможность подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником, быть судимым без неоправданной задержки.
Исходя из содержания нашей Конституции, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах нами вынесено решение по вопросу о конституционности некоторых положений Гражданского процессуального кодекса, в соответствии с которыми решения всех судов, кроме решений Верховного Суда, могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, или опротестованы прокурором в десятидневный срок со дня объявления решения.
Очень сложным было дело об оказании юридической помощи, в том числе и осужденным. При его рассмотрении также учитывались существующие международные стандарты.
С учетом решений Европейской Комиссии по правам человека вынесено решение по вопросу о праве граждан на альтернативную воинскую службу.
В другом деле, касающемся свободы выезда за рубеж и возвращения в Республику Беларусь (речь идет о проставлении в паспортах соответствующих отметок), Конституционный Суд основывался на положениях статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства не может быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые не только предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других, но и совместимы с признаваемыми в этом Пакте другими правами (пункт 3).
Вынося решение о сроках административного задержания в соответствии с частями первой и третьей статьи 242 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Конституционный Суд ориентировался на статью Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
На основании соответствующего акта, принятого Министерством внутренних дел, граждане получили право пользоваться услугами адвоката в условиях, которые исключают прослушивание их разговора. При вынесении соответствующего решения Конституционный Суд руководствовался Сводом принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г., который устанавливает: задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката (принципы 11, 17); задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом, для этого ему предоставляются необходимое время и условия для проведения таких консультаций; право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности, не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка; свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать (принцип 18).
В условиях трансформации белорусского общества, укрепления независимости, обновления текущего законодательства важной является норма Всеобщей декларации о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Аналогичное право содержится в статье 23 Конституции, что позволяет Конституционному Суду внедрять в практику принцип соразмерности ограничений прав и свобод достигаемым правомерным целям. Нормы о недопустимости дискриминации учитывались при принятии решения о незаконности ограничения в приеме на работу или на учебу в зависимости от места жительства, о равной оплате за равный труд, о получении льгот теми гражданами, которые заслужили это, выполняя свой служебный долг.
Исходя из международных стандартов, принимались решения о правах беженцев. Благодаря решениям Конституционного Суда, в пять раз была уменьшена пошлина, уплачиваемая лицом, претендующим на статус беженца при обращении в суд; лицо, попросившее убежище за рубежом, получило право участвовать в президентской избирательной кампании 2001 г. Нацелено на подготовку проекта закона об альтернативной воинской службе решение Конституционного Суда, в котором он со ссылкой на Международный пакт о гражданских и политических правах отметил, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.
С учетом закрепления
в Международном пакте о
Нормы Международного
пакта о гражданских и
В пункте 2 статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что даже чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, не может служить основанием для каких-либо отступлений от ряда статей Пакта, в том числе и от статьи 15, закрепившей правило обратной силы уголовного закона, устанавливающего более легкое наказание.
Пунктом 1 статьи 2 названного Пакта предусмотрено, что каждое участвующее в данном Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в данном Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Благодаря ряду решений Конституционного Суда, приняты меры по дополнительной защите и более широкому использованию белорусского языка. Так, в свое время была предусмотрена административная ответственность за неуважительное отношение к одному из государственных языков, приняты меры по предоставлению абитуриентам бланков с вопросами на белорусском языке при сдаче ими тестирования и др. Аналогично в случае привлечения, например, к административной ответственности по желанию гражданина протокол может заполняться на одном из государственных языков.
Проводимый
в Конституционном Суде анализ норм
международного права и национального законода
Анализ актов Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Суда Республики Беларусь свидетельствует о том, что государственно-правовая система развивается успешно и динамично, если эти органы действуют строго в рамках предоставленных полномочий, когда приоритетами в их работе являются демократическая Конституция, международные стандарты, право, в основе которого лежит принцип справедливости.
§ 2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов
Существуют ли возможности, в том числе и юридические, для применения положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — ЕКПЧ)?
Полагаю, что эти возможности есть. Во-первых, текст действующей Конституции Республики Беларусь и текст ЕКПЧ во многом совпадают. Статьи, посвященные правам и свободам человека и гражданина, не всегда полностью дублируют друг друга, но по сути своей эти тексты схожи как редакционно, так и в концептуальном плане. Несколько примеров в этой связи.
Статья 2 ЕКПЧ близка по своему содержанию к статье 24 Конституции Республики Беларусь, в которой речь идет о праве на жизнь. В частности, в части третьей этой статьи говорится о том, что смертная казнь существует в виде исключительной и временной меры. Для немецких коллег хочу сказать о том, что в конце мая 2002 г. Парламент провел слушания по проблеме применения смертной казни в Беларуси. Статистика свидетельствует, что в республике наметилась неуклонная тенденция к отмене этого института наказания. Так, в 1997 - 1998 гг. к смертной казни было приговорено соответственно 46-47 человек, а после 2001 г. — в пределах одного десятка: 2001 – 7 человек; 2002 – 4; 2003 – 4; 2004 – 2; 2005 – 2; 2006 – 9; 2007 – 4; 2008 – 2; 2009 (I-е полугодие) - 1. Пока мы не приблизились к выполнению Протокола № 6 к ЕКПЧ, предусматривающего возможность применения смертной казни в военное время или при угрозе войны. Протокол N° 13 к ЕКПЧ идет дальше, то есть не признает существование смертной казни и в военное время, и в период угрозы войны. Но в концептуальном плане эти статьи совпадают. Часть вторая статьи 25 Конституции Республики Беларусь и статья 3 ЕКПЧ, в которой изложена норма о недопустимости применения пыток, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения или наказания, также совпадают. О запрете принудительного труда говорится в части четвертой статьи 41 Конституции и в статье 4 ЕКПЧ. Этот ряд сравнений можно продолжать.
Большинство статей Конституции Республики Беларусь и статей ЕКПЧ близки по своему содержанию. Таким образом, выполняя предписания конституционных норм, мы тем самым выполняем и положения ЕКПЧ. В то же время Республика Беларусь не является членом Совета Европы, и поэтому в юридическом плане положения ЕКПЧ для нас, строго говоря, не обязательны. Однако закрепление в Конституции Республики Беларусь верховенства права, приоритета общепризнанных принципов международного права предполагает необходимость следования нашего законодательства этим принципам, позволяет нам, формируя позицию судов, в частности Конституционного Суда, ориентироваться на эти европейские ценности и реализовывать их в судебной практике. При этом отступлений от конституционных норм не будет. Наоборот, выполняя предписания Конституции Республики Беларусь и ЕКПЧ, суды нашей страны будут находиться в авангарде правовых реформ, правовых преобразований, что будет способствовать выполнению требований статьи 1 Конституции Республики Беларусь о становлении правового демократического государства в нашей стране. Допустимо говорить о том, что положения ЕКПЧ могут быть реализованы в повседневной практике осуществления правосудия в силу того, что статьи 1, 6, 8 Конституции Республики Беларусь обязывают нас непосредственно ориентироваться на закрепленные в ней ценности. Именно исходя из того, что в ЕКПЧ содержатся наиболее прогрессивные нормы, думаю, что в повседневной практике следует ориентироваться на ЕКПЧ.
В научном плане здесь есть повод для спора. Можно ли относить ЕКПЧ к документам, закрепляющим основополагающие конституционные идеи? Содержатся ли в ней общепризнанные принципы права? Что охватывается понятием "общепризнанные принципы": либо это общепризнанные принципы международного права, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, которые подписаны большинством стран мирового сообщества, либо это и те принципы, которые закреплены в региональных документах?
Если сопоставить нормы
ЕКПЧ и нормы указанных
Работа Европейского Суда по правам человека, его решения, применение ЕКЧП, толкование ее норм Европейским Судом придают ей современное звучание. Известно, что ЕКЧП - живой документ, развивающийся за счет активной деятельности вначале Европейской комиссии по правам человека, затем (после ее упразднения) — за счет активной деятельности Европейского Суда по правам человека. Даже если решение Европейского Суда касается какой-либо конкретной страны, другие государства все равно учитывают это решение для того, чтобы в будущем избежать роли ответчика по аналогичному вопросу.
Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь