Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция
В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.
Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49
§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107
§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148
Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193
§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293
§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320
Для социального государства характерно стремление к социальному уравниванию, т.е. оказанию поддержки слабым и предъявлению больших требований (но до определенных пределов) к социально сильным субъектам, например, в сфере налогообложения.
Отмена личных (неотъемлемых) прав в принципе невозможна, допустимо лишь при соблюдении установленных в ст. 23 Конституции, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод их некоторое ограничение в случаях и порядке, допустимыми в демократическом обществе.
Что же касается приобретенных социальных прав, то допустимо не только их ограничение или умаление, но даже и отмена. Конституция Республики Беларусь не запрещает законодателю вносить поправки в действующее законодательство, в том числе и такие, которые ухудшают положение отдельных категорий граждан по сравнению с ранее приобретенным статусом. Однако это может происходить лишь при соблюдении закрепленных в Конституции и законодательстве правил, на которых мы основываемся ниже.
Изменение приобретенных
социальных прав может быть обусловлено
общественными интересами, уменьшением
доходов государства, необходимостью
обеспечения социального
Поэтому обратное действие акта не является антиконституционным при условии, что:
Другим достаточно важным аспектом данной проблемы является вопрос о «переходном периоде». Как определил Конституционный Трибунал Польши в одном из своих решений по поводу закона, отменившего возможность заключения договоров с целью получения жилья, отсутствие в законе временного регулирования прав лиц, заключивших договоры согласно ранее действовавшему законодательству, является неконституционным. Конституционный Суд Венгрии в свое время указал, что «должен существовать гарантированный переходный период, предоставляющий затрагиваемым лицам необходимое время для адаптации к новым положениям», а Конституционный Суд Италии – «закон, который изменяет размеры существующих пенсий и снижает уровень жизни, гарантированный пособиями по социальному обеспечению, должен предусматривать переходные меры, которые обеспечивали бы постепенный переход от нынешних пенсий к пенсиям меньшего размера».
Для изменений, вводимых без переходного периода, должны быть особые причины. В этой связи уместно напомнить, что согласно статье 104 Конституции Республики Беларусь законы (а значит, и иные нормативные акты) вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Таким образом, на наш взгляд, правилом, а не исключением должно быть установление, по крайней мере, такого минимального срока для введения в действие акты, как 10 дней. В тех случаях, когда идет речь о существенных изменениях, в том числе и затрагивающих социальную сферу, деятельность субъектов хозяйствования, адаптационный период должен быть еще больше.
Степень сложности осуществления конституционного правосудия, как, впрочем, правосудия, осуществляемого иными судами, видна даже на примере тех положений, которыми конституционные суды мотивируют свои решения, рассматривая вопрос о конституционности отмены или ограничения приобретенных социальных прав. Здесь идет речь не только о принципе правового государства, принципе равенства, принципе определенности закона, но и о таких еще более сложных и недостаточно разработанных понятиях, как доверие к закону и законных ожиданиях, принципе первоочередного общественного интереса и принцип соразмерности, социальной справедливости.
Опыт работы органов конституционного правосудия зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что в принципе при учете определенных условий и обстоятельств допустима отмена, ограничение или умаление приобретенных социальных прав. Помимо вышеизложенного, в частности, необходимо руководствоваться нормами статьи 23 Конституции Республики Беларусь и положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что ограничение прав и свобод возможны в случаях, предусмотренных законом, и во имя целей, которые допустимы в демократическом обществе.
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве
Общественная и личная жизнь человека протекает во времени и пространстве. Определение категории "время" с позиции права имеет важное значение, так как со временем (его периодом, сроком) как юридическим фактом связано наступление соответствующих последствий.
Понятие сроков, их правовое значение, виды, порядок исчисления и другие связанные с этим проблемы наиболее разработаны и освещены в литературе по гражданскому праву.
В конституционном
праве, несмотря на закрепление в
Конституции и
Конечно, установление в законодательстве сроков - это волевые решения, получающие свою нормативную фиксацию, и они должны быть объективно обусловлены, быть оптимальными.
В конституционном праве сроки обычно определяются периодом времени, истечение которого порождает, изменяет или прекращает правовые отношения. Сроки могут быть выражены годами, месяцами, неделями, днями и даже часами (например, при определении времени для голосования). Установление срока может связываться с наступлением какого-либо события.
Закрепление в законодательстве сроков и их правильное применение обеспечивают охрану участников правоотношений.
В действующей Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) есть достаточно большое количество норм, содержащих указание на сроки. Их оценка особенно интересна с точки зрения правоприменительной практики и возможных последствий, наступающих в связи с этим.
Так, изначально принимается сама Конституция, в которой определяются сроки вступления в силу: согласно ст. 141 она вступает в силу со дня ее опубликования, за исключением ее отдельных положений, вступающих в силу в сроки, установленные настоящей Конституцией. В данном случае речь, бесспорно, идет об официальном опубликовании.
К сожалению, в разделе IX "Заключительные и переходные положения" Конституции, в котором находится и упомянутая ст. 141, сроки не определены, как это было сделано в конституционном Законе Республики Беларусь от 15.03.1994 N 2876-XII "О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь". В данном Законе предусматривались сроки, в течение которых следует принять законы и иные акты законодательства, указанные в Конституции, за исключением актов, направленных на реализацию ст. 30 и 46 Конституции, - в течение двух лет после вступления Конституции в силу. Несмотря на такой пробел, белорусское законодательство с принятием Конституции в новой редакции активно обновлялось, особое внимание было уделено кодификационным актам. Что касается реализации ст. 30 и 46 Конституции, то максимальный срок, по истечении которого соответствующие законы должны были быть введены в действие, определялся в семь лет, то есть до 30 марта 2001 г.
Отсутствие сроков, в течение которых следовало принимать законы, названные в Конституции, и затягивание с их принятием со стороны Парламента дают юридические основания для издания Главой государства соответствующих законодательных актов. Так, в Российской Федерации, с которой у нас в сфере законодательства много общего, Конституционный Суд признавал конституционными указы, хотя данные отношения следовало регулировать законами (они не были приняты), подчеркивая при этом временный характер указов. В белорусской Конституции прямо закреплено право Президента Республики Беларусь в силу особой необходимости издавать временные декреты. Отмечаем, что законодатель не определил срок действия временных декретов, вместе с тем он регламентировал срок представления временных декретов в палаты Парламента. При этом в Конституции (ст. 101) содержится "мягкая" формулировка: палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. Из этого следует вывод о том, что Глава государства и Парламент могут найти взаимоприемлемые подходы в сфере действия временных декретов, продолжительности сохранения ими юридической силы и возможной трансформации их содержания в законы.
При оценке определения понятия "временный декрет" можно, разумеется, использовать аналогию закона. В связи с этим представляется уместным привести пример исторической аналогии: Временный регламент Верховного Совета Республики Беларусь, принятый в 1990 г., просуществовал более пяти лет. Наиболее часто нормы конституционного права о сроках анализируются применительно к подписанию и введению в действие законов.
В законодательстве предусмотрен различный подход к доведению до сведения граждан информации о принятых нормативных правовых актах. В настоящее время по общему правилу нормативные правовые акты, за некоторыми исключениями, подлежат официальному опубликованию в тех изданиях, которые специально определены для этих целей.
Одним из первых законов, принятых Верховным Советом 12-го созыва, был Закон Республики Беларусь от 03.07.1990 "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Беларусь и других актов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь и его органами", согласно ст. 3 которого законы и другие акты Верховного Совета нормативного характера вступают в силу на всей территории республики одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования. Верховный Совет при принятии акта вправе был установить другой срок введения его в действие.
В последующем были приняты более совершенные акты - Декрет Президента Республики Беларусь от 10.12.1998 N 22 "Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь" и Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", которые достаточно детально регламентировали основные вопросы подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, систематизации актов законодательства.
В вышеназванном Декрете Президента Республики Беларусь, в частности, определены те издания, публикация в которых актов является официальной: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, газеты "Советская Белоруссия", "Звязда", "Народная газета", "Рэспублiка". Это важно, так как срок введения в действие акта обычно увязан с датой официальной публикации. Если публикация осуществлена в ином издании, то это лишь способствует ознакомлению граждан с принятым документом, но не порождает для него каких-либо юридических последствий.
В соответствии со ст. 62 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (далее - Национальный реестр), его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. В случае разновременного опубликования нормативного правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного правового акта и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования. Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с частью пятой ст. 62 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. К сожалению, понятие "выход в свет" для правоприменительной практики является расплывчатым. Это объясняется тем, что между выходом в свет и получением соответствующего издания может пройти определенное время, а определенные обязанности у лица уже возникли. Полагаем, что нормотворческим органам желательно придерживаться правила, согласно которому между опубликованием акта и его введением в действие предусматривается определенный срок, который позволяет правоприменителю (субъекту хозяйствования, гражданину) ознакомиться с принятым решением и действовать уже по новым правилам.
Меняет ситуацию к лучшему Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 N 124 "О внесении изменения в Положение о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь", которым предусмотрено, что правовые акты, включенные в Национальный реестр, подлежат официальному опубликованию в издании Национального реестра и его электронной версии с указанием регистрационного номера Национального реестра. Электронная версия Национального реестра представляет собой точную электронную копию его печатного издания и размещается на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь одновременно с выходом в свет соответствующего номера печатного издания. Идентичность содержания текста печатного издания Национального реестра и его электронной версии обеспечивается Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.
По нашему мнению, также необходимо изменить сложившуюся практику введения в действие отдельных статей законов, других актов ранее, чем весь нормативный правовой акт. Подобная практика - парадокс! Следует использовать более приемлемые формулировки: вводить в действие не какую-то отдельную статью, а закон в соответствующей части. Что касается некоторых аспектов юридической техники, то в настоящее время, и на это автор уже обращал внимание ранее, следует принципиально изменить формулировки положений законов и иных актов, которыми разновременно вводятся в действие нормы актов, причем очень часто отдельная статья вводится раньше закона. Это нонсенс. В данном случае неуместны и ссылки на чей-либо опыт, ведь он тоже может быть ошибочным. Такие записи недопустимы. Иногда приходится дифференцировать сроки введения в действие статей актов законодательства! Обычно это касается той части акта, в которой определяются сроки и ответственные за осуществление подготовительной работы по реализации принятого закона (например, разработку проектов актов, о которых речь идет в самом законе, пересмотр актов, обладающих более низкой юридической силой, и т.п.). Так, в статье 41 Закона от 18 ноября 2004 г. "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год" установлено следующее: "Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением настоящей статьи, подпункта 3.8 пункта 3 статьи 34 и статьи 39, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона". Такие же положения содержатся и во многих других нормативных правовых актах. Однако отдельная статья не может и не должна порождать какие-либо юридические последствия.
Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь