Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция

Описание работы

В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49

§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107

§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148

Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193

§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293

§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320

Файлы: 1 файл

Ii. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Белару.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Опыт свидетельствует, что в некоторых случаях пробелы  восполняются путем вторжения "смежного" органа государственной власти и  принятия им требуемого нормативного правового акта вместо того органа, к компетенции которого это непосредственно  относится. Подобные случаи можно наблюдать, когда президенты издают акты, опережая парламенты, запаздывающие с их принятием. В Конституции Республики Беларусь достаточно четко распределены полномочия между ветвями власти, в том числе между Президентом и Парламентом. При этом у Президента есть абсолютно легальная основа для издания декретов, регулирующих отношения в областях, нормотворчество в которых в обычных условиях относится к компетенции Парламента. Необходимо учитывать, что временные декреты в трехдневный срок со дня издания направляются на рассмотрение в Парламент. Такого рода действия являются стимулом для Национального собрания в деле совершенствования законодательства.

Нельзя исключить ситуацию, когда устранение пробела или  иного дефекта в законодательстве возможно посредством толкования соответствующего акта. Следует придерживаться правила, в соответствии с которым даты введения в действие толкуемого акта и акта толкования совпадают. Уместно лишь одно исключение, когда в результате толкования акта ограничиваются права и свободы, возникают новые обязанности. В этом случае акт толкования должен вводиться в действие, по меньшей мере, со дня опубликования.

Устранению пробелов и дефектов в законодательстве может  способствовать активизация гражданами самозащиты. На это же может быть направлена реализация права народной инициативы (народные обсуждения). Можно развивать практику подачи исков о бездействии органов исполнительной власти.

Известно, что в случае расхождения между Конституцией и иным подконституционным актом  действует Конституция. Вместе с тем, если выявляются очевидные расхождения между указанными юридическими документами, то любому субъекту ясно, как действовать, когда же такие противоречия не очевидны и существуют различные точки зрения, правоприменителю сложнее определиться. В связи с этим в подобных ситуациях предпочтительнее иметь решение компетентного органа (Конституционного Суда, суда общей юрисдикции, прокуратуры и др.).

Устранение дефектов в законодательстве может осуществляться и иными способами. Российские и белорусские ученые давно обращают внимание на необходимость прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов. Нередко сама жизнь подтверждает дефектность акта, его отторжение обществом. Обычно граждане более информированы об авторах тех законопроектов, которыми устанавливаются новые материальные гарантии и льготы, и меньше знают об авторах актов, устанавливающих новые обязанности для субъектов хозяйствования или граждан.

Целесообразно усилить  контрольную функцию представительных органов. В настоящее время общественность недостаточно информируется об их целенаправленной работе в данной сфере.

Устранению дефектов способствует и практика своевременной  отмены, приостановления или прекращения  действия акта, в котором они выявлены1.

 

 

 

 

Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции

 

§ 1. Конституционный  Суд Республики Беларусь - важнейший  элемент национальной правовой системы

 

Проводимый в Конституционном  Суде анализ норм международного права  и национального законодательства свидетельствует о быстром их сближении в интересах отдельного человека и общества в целом.

В соответствии с Конституцией нашей страны контроль за 
конституционностью нормативных правовых актов в государстве возложен на 
Конституционный Суд Республики Беларусь. По существу он является специализированным органом судебного конституционного контроля, призванным обеспечивать конституционность всей пирамиды законодательства, контуры которой определяются Конституцией, ее принципами и нормами.

Действующим законодательством, прежде всего Конституцией и Кодексом о судоустройстве и статусе судей, определены порядок и условия возбуждения производства по делу для вынесения заключения, а также иного решения Конституционным Судом.

Согласно  части четвертой статьи 116 Конституции Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных  договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь;

о соответствии актов  межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений  Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов  любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Кроме того, следует иметь  в виду, что согласно части четвертой  статьи 122 Конституции граждане вправе обжаловать в судебном порядке решения  местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан. Если идет речь о нормативных правовых актах указанных органов, то в силу части первой статьи 116 Конституции разрешение такой жалобы - прерогатива Конституционного Суда. К сожалению, ранее ни в законе «О Конституционном Суде Республики Беларусь», ни сейчас в Кодексе о судоустройстве и статусе судей не предусмотрена возможность Конституционного Суда выносить решение по такого рода жалобам в форме заключения. Поэтому он использует общую форму своего акта - решение.

В соответствии с частью пятой статьи 116 Конституции нормативные  акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом. Таким образом, законом определяется порядок (процедура) утраты юридической силы неконституционных норм.

При этом обратим внимание на однозначность формулировки, содержащейся в статье 7 раздела «Основы конституционного строя», согласно которой правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Конституционные нормы  о статусе Конституционного Суда получили свое развитие в Кодексе  о судоустройстве и статусе судей. При этом необходимо воспринимать нормы, содержащиеся в главе 2 Кодекса, во взаимосвязи (комплексно).

Так, согласно части пятой  статьи 22 Кодекса нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Действительно, Конституционный  Суд никогда не отменял признанные неконституционными нормативные правовые акты или их отдельные положения. После вынесения решения Конституционным  Судом это делали те субъекты, которые приняли соответствующие акты. Да и сейчас, например Правительство признает утратившими силу свои акты в связи с принятием указов, декретов Президентом или законов Парламентом.

Более важной для правовой действительности является содержащаяся в части шестой статьи 22 Кодекса норма, согласно которой положения признанных неконституционными нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами. Тем самым обеспечивается реальное верховенство Конституции и тех актов, которые обладают более высокой юридической силой по отношению к признанному неконституционным нормативному правовому акту. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что решения государственных органов, основанные на неконституционных актах, должны быть пересмотрены.

Кодексом  полностью восприняты положения  закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» в части определения предмета и пределов конституционного контроля. Согласно части восьмой статьи 24 Кодекса Конституционный Суд Республики Беларусь, проверяя конституционность оспариваемого правового акта, устанавливает соответствие его Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

по содержанию норм;

по форме нормативного правового акта;

с точки зрения разграничения компетенции между  государственными органами;

по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие. Очень важно, что при  рассмотрении вопросов Конституционный Суд Республики Беларусь не связан доводами и соображениями сторон. При этом Конституционный Суд Республики Беларусь может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

При проверке акта Конституционный  Суд Республики Беларусь имеет в  виду, как буквальный его смысл, так  и смысл, придаваемый ему практикой  применения. Тем самым у Конституционного Суда есть право проверить конституционность  правоприменительной, в том числе судебной, практики. Чем он часто также и занимался при вынесении своих заключений.

Законодатель определил, что заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь провозглашаются  в его заседании в сроки, установленные  Конституционным Судом Республики Беларусь, они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и решения  Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений  и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Конституционный Суд, разрешая спор о конституционности нормативного правового акта, «примеряя» его на соответствие Основному Закону, тем самым осуществляет казуальное (в связи с возникшим спором) толкование Конституции, выявляя ее истинный смысл и содержание. Таким образом, обеспечивается верховенство и непосредственное действие Конституции, что предписано статьей 137 Основного Закона.

Когда Конституционный  Суд выносит свое заключение или иное решение, он взвешивает все нюансы возникшего спора и возможные последствия своего вердикта. В том числе учитываются экономические возможности реализации решения. Порой в расчет берется и тот факт, что пробел, который может образоваться в связи с признанием акта неконституционным, хуже нежели его применение в течение некоторого ограниченного периода времени.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от    26 июня 2008 г. № 14 "О некоторых мерах  по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь" существенно расширен статус Конституционного Суда, против чего раньше возражали многие правоведы.

В целях совершенствования  деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, повышения эффективности  конституционного контроля и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь:

Установлено, что Конституционный  Суд Республики Беларусь наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей:

осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности  всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

Соответствующее решение  принимается Конституционным Судом Республики Беларусь в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд Республики Беларусь;

по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров - до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров.

Решение принимается  Конституционным Судом Республики Беларусь в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное  толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение  о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным  Советом депутатов требований законодательства.

При рассмотрении такого предложения Конституционный Суд Республики Беларусь проверяет сведения о фактах систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии этих фактов, и дает им оценку.

Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь