Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция

Описание работы

В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49

§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107

§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148

Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193

§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293

§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320

Файлы: 1 файл

Ii. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Белару.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Учитывая важность данной проблемы, видимо, нецелесообразно использовать по аналогии те нормы права, которые отнесены к другим отраслям права (например, трудового).

У Президента будут  все основания для постановки вопроса перед Конституционным  Судом о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента, если, например, он налагал вето на принятые законы, но вопреки нормам Конституции оно было преодолено. И в тех случаях, когда палаты Парламента принимали другие акты (постановления) и нарушали (систематически или грубо) Конституцию, также есть основания для постановки соответствующего вопроса перед Конституционным Судом.

В Конституции  закреплено, что с прекращением полномочий одной из палат Национального  собрания по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно другой палаты, то есть допускается роспуск как одной, так и двух палат одновременно.

В зарубежном законодательстве существуют как аналогичные, так  и иные правила, когда досрочно прекращаются полномочия лишь той палаты парламента, которая причастна к тому или иному решению - выражению вотума недоверия, отказу в доверии правительству и др.

Решение о роспуске палат Парламента Президент может  принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат (ст. 94 Конституции).

Существуют  ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного  или военного положения, в последние  шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

В силу того именно Совет Республики является палатой  территориального представительства, наделенной правом отмены решений местных Советов депутатов, Совет Республики может досрочно прекратить полномочия местного Совета депутатов.

К сожалению, в  Конституции, законодательстве о местных  Советах не раскрываются понятия "систематическое" и "грубое" нарушение требований законодательства. Видимо, в данном случае неуместно по аналогии применять нормы трудового или уголовного права при определении систематичности нарушений.

Впервые право  на роспуск местного Совета депутатов  появилось в Законе Республики Беларусь от 27.02.1991 N 651-XII "Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь", проект которого готовил автор настоящего комментария. Для решения всех вопросов, связанных с роспуском местного Совета депутатов, в действующем законодательстве необходимо предусмотреть период, в течение которого допущено систематическое нарушение (например, год), срок, в течение которого после того, как стало известно о нарушениях, можно применять данную санкцию (например, три месяца). Кроме того, и это самое основное, применять такие меры следует, если допущенные нарушения не устранены в установленный законодательством срок.

В качестве грубых должны, на наш взгляд, рассматриваться  нарушения основ конституционного строя, в том числе прав и свобод граждан, которые повлекли для них тяжелые последствия.

Согласно Регламенту Совета Республики Национального собрания предварительное рассмотрение данных вопросов Председатель Совета Республики поручает Постоянной комиссии по региональной политике или специально образованной Советом Республики комиссии. На основании заключения комиссии Совет Республики принимает постановление об отмене решений местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству. В таком же порядке принимается решение о роспуске местных Советов депутатов в случае систематического или грубого нарушения ими требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом. Постановление принимается большинством голосов от полного состава палаты.

В отдельных  случаях местному Совету депутатов  может быть предложено привести свое решение в соответствие с законодательством. Если местный Совет депутатов в месячный срок не отменит или не изменит решение, вопрос выносится на рассмотрение Совета Республики.

Согласно ст. 27 Закона Республики Беларусь от 20.02.1991 N 617-XII "О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь" полномочия местного Совета депутатов могут быть досрочно прекращены не только в случае систематического или грубого нарушения Советом требований законодательства, но и если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам, а также если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы.

И все же в  целях своевременной "расчистки" законодательства, где содержатся и признанные неконституционными нормы, полезно было бы установить сроки для полной реализации заключений Конституционного Суда, то есть отмены утративших юридическую силу неконституционных актов. Для коллегиальных, а также иных государственных органов это может быть шестимесячный срок, учитывая периодичность заседаний и время, необходимое на подготовку актов.

Считаем, что  соблюдение предусмотренных в конституционном  праве сроков имеет важное юридическое  значение для развития отношений, разрешения возможных споров на правовой основе.

 

1 См.: Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Учеб. М., 2004. С. 280–281; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2002. С. 188; Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 180–183; Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002. С. 211–212; Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8. С. 6.

2 Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Учеб. М., 2004. С. 280.

3 Алексеев С.С. Право: азбука–теория, философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 47.

4 Лукьянова Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право. 2004. № 7. С. 84.

5 Хижняк В.С. Роль органов судебной власти в процессе взаимодействия национального права России и международного права // Известия вузов. Правоведение. 2003. № 4. С. 31.

6 Морщакова Т. Конституционная защита прав и свобод граждан судами Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4. С. 124.

7 Загребельский Г. Толкование законов: стабильность или трансформация // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3 (48). С. 80.

8 См.: Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции. Учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 64, 68, 70.

9 См.: Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001. С. 279.

10 См.: Лазарев Л. Роль Конституционного Суда в обеспечении стабильности и развития правопорядка // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3 (48). С. 77.

11 Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1958. С. 142.

12 Лазарев Л. Роль Конституционного Суда в обеспечении стабильности и развития правопорядка // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3 (48). С. 77.

1 Топорнин Б. Конституционный Суд Российской Федерации – эффективный фактор развития права // Российская юстиция. 2001. № 10. С. 35.

2 Лазарев В. Институт конституционного правосудия введен своевременно // Российская юстиция. 2001. № 10. С. 34.

1 См.: Европейские принципы России не подходят // Известия. 2004. 17 декаб.

2 Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. М.; Будапешт, 1998. С. 2001–2002.

1 Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права. М., 1997. С. 13–14; Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996. С. 109–111; Амбросимова Е. Саморегулирование судебной власти: основания, содержание, тенденции // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4. С. 147.

1 Пастухов В. Российское правосудие: отделение от власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4. С. 119.

1 Сукало В. Совершенно несекретно // Беларуская думка. 2005. № 4. С. 29.

1 См.: Корнозова Л., Максудов П., Флямер Р. Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 42; Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М., 1988.

1 Амбросимова Е. Саморегулирование судебной власти: основания, содержание, тенденции // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4. С. 148.

1 Витрук Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3. С. 98; Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в науке конституционного права России // Право и политика. 2004. № 8. С. 10.

2 Кряжкова О.Н. К вопросу об истории возникновения понятия «правовая позиция Конституционного Суда  Российской Федерации» // Право и политика. 2003. № 1. С. 30–35.

1 См. Сравнительное конституционное право. М., Манускрипт. 1996. С. 62.

1 Советский энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия". 1988. С. 1295

1 Государственное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 44

2 См.: Юдин Ю.А. Современные модели конституции // сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 66

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 66

1 Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции. Известия ВУЗов. Правоведение. 2006. № 5. С. 35-36

2 Златопольский Д.Л. О сущности конституции. Журнал Российского права. 1997. № 10. С. 63

1 Арановский К.В. Конституционное развитие России: отечественная практика и зарубежный опыт. Правовая практика и правовая жизнь. – 2003, № 3. С. 140.

2 Арановский К.В. Указанная работа. С. 141

3 Арановский К.В. Указанная работа. С. 141

1 Лучин В.О., Боброва Н.А. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики. Право и политика. 2003. - № 10. С. 27.

2 Лучин В.О., Боброва Н.А. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики. Право и политика. 2003. - № 10. С. 20.

13 Цит. по: Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности: Пер. с франц. – М.: Издательская группа "Прогресс" – Универс, 1993. С.6.

1 Сравнительное конституционное право. М. Манускрипт. 1996. С. 119.

2 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М. Изд-во Московского университета. 1999. С. 39.

3 Сравнительное конституционное право. С. 121.

1 Малеин Н.С. Конституция – закон прямого действия. Юридический мир. 1999. Апрель. С. 49.

1 Малеин Н.С. Конституция – закон прямого действия. Юридический мир. 1999. Апрель. С. 49.

2 Малеин Н.С. Указанная работа. С. 48.

1 СЗ БССР. 1990. № 22. Ст. 436.

1 Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. М., 1997. С. 227–268.

14 Марченко M.H. Закон в системе источников романо-германского права // Вестник Москов. ун-та. Сер. 11 «Право». 2000, № 3. С. 36.

2 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 93.

1 Марченко M.H. Закон в системе источников романо-германского права // Вестник Москов. ун-та. Сер. 11 «Право». 2000,   № 3. С. 33.

2 Марченко M.H. Закон в системе источников романо-германского права // Вестник Москов. ун-та. Сер. 11 «Право». 2000, №3. С. 36.

3 См.: Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государства // Правоведение. 1969. № 3. С. 21-22; Сильченко H.B. Научные основы типологии нормативно-правовых актов. Дисс. д-ра юрид. наук; Шебанов А.Ф. Вопросы теории нормативных актов в советском праве. Дисс. д-ра юрид. наук. М., 1964; Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник МГУ, Сер. «Право». 1998. № 5; Толстик В.А. Иерархия источников российского права. Н.-Новгород, 2002.

1 Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журн. рос. права. 2004, №2. С. 97-106.

2 Малько A.B. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5. С. 11-12.

1 Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова - СПб.: Норинт, 2000. - С. 752.

2 Там же.

1 См.: Василевич Г.А. Конституция и международные договоры // Рэспубліка. 1994. 9 кастр.; Василевич Г.А. Парламент Республики Беларусь. Конституционно-правовой аспект. Минск: Право и экономика, 1995. С. 173.

1 Василевич Г.А. Конституция и международные договоры // Рэспубліка. 1994. 9 кастр.

1 Василевич Г.А. Конституция и международные договоры // Рэспубліка. 1994. 9 кастр.; Зимненко Б.Л. Соотношение общепризнанных принципов и норм международного права и российского права // Международное право. 2000. № 2. С. 54

1 См. Современное состояние российского законодательства и его систематизация / Государство и право. 1999, № 3. С. 30

1 См. также Г.А. Василевич. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. Минск, 2001. С. 374-375; Г.А. Василевич. Комментарий к Закону "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Минск. 2003. С. 205

1 Штобер Р. Общее хозяйственно-административное право. Мн., 2000. С. 60

1 Сорокин В.В. Об эффективности правовой системы //Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 3. С. 28

1 Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977. С. 26

2 Сорокин В.В. Об эффективности правовой системы //Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 3. С. 29

3 Там же.

1 Кочановский Ю. Jus et justitia: право и правоприменение // Право и политика. 2003. №12.

2 Бланкенагель А. Конституционные суды, социальные права и социальные государства // Конституционное правосудие и социальное государство. Сб. докладов. М., 2003. С. 9

Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь