Правовая основа СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение........................................................................................................................................................................ PAGEREF _Toc71664234 h 3
Основная часть........................................................................................................................................................... PAGEREF _Toc71664235 h 5
1. Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ................................ PAGEREF _Toc71664236 h 5
2. Политическое сотрудничество......................................................................................................... PAGEREF _Toc71664237 h 10
3. Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности......................... PAGEREF _Toc71664238 h 13
4. Таможенный союз государств СНГ............................................................................................... PAGEREF _Toc71664239 h 17
5. Социально-гуманитарное сотрудничество............................................................................... PAGEREF _Toc71664240 h 20
6. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ.................................................... PAGEREF _Toc71664241 h 31
7. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств............................................................................PAGEREF _Toc71664242 h 35
Заключение................................................................................................................................................................. PAGEREF _Toc71664243 h 41
Список используемой литературы.......

Файлы: 1 файл

курсач какой то.docx

— 102.09 Кб (Скачать файл)

— помощь в подготовке и переподготовке кадров.

Вместе с тем, нормативная база сотрудничества, на наш взгляд, нуждается  в дальнейшем развитии.

Необходимо заключение государствами  — участниками СНГ специального международно-правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся  договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где  наряду с иными рассматриваются  вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Однако каждая преступная деятельность имеет свои, только ей присущие особенности. В связи с этим и меры по противодействию  такой деятельности также будут  специфическими. Они и должны оговариваться  в специальном соглашении. Имеющаяся  правовая база регламентирует вопросы  борьбы с наркобизнесом в комплексе  с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно-правовых актах отсутствует  конкретика и не в полной мере учитываются  вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических  средств.

Тем не менее, нельзя рассматривать  борьбу с незаконным оборотом наркотических  средств полностью изолированно от борьбы с иными преступными  деяниями. Так, широко известно, что  отдельные международные террористические группировки для получения средств  на проведение своей деятельности сами занимаются незаконным оборотом наркотических  средств или же теснейшим образом  сотрудничают с организованными  преступными группами наркодельцов.

Кроме того, для расширения и совершенствования  своей деятельности наркодельцы  стараются легализовать средства, полученные в результате незаконного оборота  наркотических средств. В связи  с этим борьбу с незаконным оборотом наркотических средств необходимо увязывать с противодействием международному терроризму и легализации преступных доходов, что должно находить отражение  в специальных международно-правовых актах.

Необходима активизация межрегионального сотрудничества, в частности с  Европейским союзом. Как было подчеркнуто  на состоявшемся в октябре 1998 г. заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств СНГ, "организованные уголовные сообщества и наркосиндикаты стремятся создать новые наркомаршруты через рубежи Содружества, глобальную сеть распределения наркотиков в Восточной и Западной Европе, Средней Азии, других соседних с СНГ регионах, завоевать новые рынки сбыта на огромных пространствах. Есть свидетельства попыток использовать СНГ в качестве полигона для опробования и внедрения недавно синтезированных наркотиков, маркетинга различных препаратов и искусственного повышения спроса на них"5[29]. Поэтому европейские государства заинтересованы в создании и совершенствовании постоянных и прочных контактов с правоохранительными органами государств СНГ.

В международных соглашениях межведомственного  характера необходимо развивать  и конкретизировать с учетом особенностей региона положения универсальных  международных договоров. Однако это  правило не всегда учитывается. Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ 1994 г., на наш взгляд, недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых поставок. Основа для их осуществления, заложенная в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на практике не всегда трактуется, а следовательно, и применяется государствами однозначно. В связи с этим в региональных нормативных актах должно закрепляться положение, не вызывающее различий в правоприменительной практике.

Важным является вопрос о совершенствовании  взаимодействия правоохранительных органов  государств Содружества в вопросах оперативно-розыскной деятельности. В этой связи хотелось бы обратиться к опыту европейских государств, где на основе международных договоренностей  существуют такие специфические  формы взаимодействия, как транснациональное  наблюдение и транснациональное  преследование, в соответствии с  которыми специально выделенным сотрудникам  правоохранительных органов разрешается  проведение наблюдения за незаконными  действиями подозреваемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство, фальшивомонетничество, перевозка  наркотиков и т. д., а также в  исключительных случаях его преследование  на территории другого государства  — участника специального соглашения6[30].

Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ "...многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных  государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи.

Особенно это характерно для  таких видов преступности, как  торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в  кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют  лица, являющиеся гражданами разных стран. Поэтому преступные группировки  уже давно вышли за рамки одного государства и являются, по существу, межгосударственными и межнациональными"7[31].

Кроме того, на проходившей в г. Минске в январе 1999 г. конференции государств — участников СНГ на тему "О совершенствовании сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью" было отмечено, что недостаточно проводятся исследования совершения преступлений международными преступными группами.

Однако в большинстве соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно  о преследовании и наказании, по существу, отдельных лиц, причастных к преступной деятельности. На наш  взгляд, необходимо конкретизировать положения соответствующих международно-правовых актов, акцентировав внимание на вопросах борьбы именно с организованными  сообществами наркодельцов, что, безусловно, имеет свои специфические черты  по сравнению с противодействием отдельным преступникам.

Кроме того, в специальных соглашениях  по вопросам борьбы с наркобизнесом  необходимо особо регламентировать вопросы, связанные с уголовным  преследованием руководителей организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Международный комитет  по контролю над наркотиками8[32].

Учет вышеназванных положений  мог бы положительным образом  сказаться на деятельности государств — участников СНГ в борьбе с  незаконным оборотом наркотических  средств.

Заключение

От того, как будут складываться экономические взаимоотношения  между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в  мировое хозяйство, во многом зависят  возможности, методы и перспективы  социально-экономических проблем  этих стран, а отчасти и потенциал  мирового хозяйства. Поэтому самого пристального внимания заслуживает  изучение тенденций развития СНГ, явных  и скрытых, сдерживающих и стимулирующих  факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.

За девять лет существования  СНГ его участниками создана  значительная нормативно-правовая база. Некоторые документы направлены на более полное использование экономического потенциала стран Содружества. Однако большинство договоров и соглашений частично или даже полностью не выполняется. Не соблюдаются обязательные юридические  процедуры, без которых подписанные  документы не имеют международно-правовой силы и не реализуются. Это касается прежде всего ратификации национальными  парламентами и одобрения правительствами  заключаемых договоров и соглашений. Процесс ратификации и утверждения  затягивается на многие месяцы и даже годы. Но даже после выполнения всех необходимых внутригосударственных  процедур и вступления договоров  и соглашений в силу до их практической реализации часто дело не доходит, так  как страны не выполняют взятых на себя обязательств.[33]

Подлинная реинтеграция на постсоветском  пространстве возможна лишь на основе добровольной, по мере созревания объективных  условий. Экономические, социальные и  политические цели, которые сегодня  преследуют государства СНГ, нередко  разные, порой противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов и - не в последнюю очередь - из интересов тех или иных элитных  групп.[34]

Так или иначе, СНГ имеет хорошие  предпосылки к тому, чтобы стать  одним из самых серьезных и  значимых межгосударственных союзов, ведь в его основе лежат многовековые связи населяющих эти территории народов, богатые сырьевые и экономические  ресурсы. Однако, для успешного функционирования и как можно более полного  и эффективного выполнения всех поставленных перед собой Содружеством целей, необходимо дальнейшее совершенствование  его нормативно-правовой базы.

Список используемой литературы

  1. Деловой мир Содружества. 1997. 1
  2. Пограничник Содружества. 1996.  №1
  3. Российская газета. 1996 - 23 ноября (интернет версия)
  4. Российская газета. 1997. 4 февраля (интернет версия)
  5. Российская газета. 1997. 1 февраля (интернет версия)
  6. Бюллетень международных договоров. 1995. 10 (интернет версия)

7.      Бюллетень международных договоров. 1995. № 6 (интернет версия)

8.      Бюллетень международных договоров. 1995. № 9 (интернет версия)

9.      Бюллетень международных договоров». 1995. № 11 (интернет версия)

  1. Бюллетень международных договоров. 1996. (интернет версия)
  2. Бюллетень международных договором. 1996. (интернет версия)
  3. Дипломатический вестник. 1995. 7 (интернет версия)

Информация о работе Правовая основа СНГ