Правовая основа СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение........................................................................................................................................................................ PAGEREF _Toc71664234 h 3
Основная часть........................................................................................................................................................... PAGEREF _Toc71664235 h 5
1. Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ................................ PAGEREF _Toc71664236 h 5
2. Политическое сотрудничество......................................................................................................... PAGEREF _Toc71664237 h 10
3. Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности......................... PAGEREF _Toc71664238 h 13
4. Таможенный союз государств СНГ............................................................................................... PAGEREF _Toc71664239 h 17
5. Социально-гуманитарное сотрудничество............................................................................... PAGEREF _Toc71664240 h 20
6. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ.................................................... PAGEREF _Toc71664241 h 31
7. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств............................................................................PAGEREF _Toc71664242 h 35
Заключение................................................................................................................................................................. PAGEREF _Toc71664243 h 41
Список используемой литературы.......

Файлы: 1 файл

курсач какой то.docx

— 102.09 Кб (Скачать файл)

Учитывая данное обстоятельство, в  Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ 1988 г. были закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества. Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 названной Конвенции "Стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффективности выдачи"[26]. На основании пункта 3 статьи 10 Конвенции 1988 г. государства "...могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание финансовые договоренности"[27].

В связи с вышеизложенным представляет научный и практический интерес  изучение опыта двустороннего и  регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в  первую очередь, его правовой основы с целью дальнейшего совершенствования  форм такой деятельности..

Основу взаимодействия государств — участников СНГ в различных  областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых  было создано данное образование. В  соответствии со статьей 4 Устава Содружества  Независимых Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.

В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках Содружества  Устав определяет (ст. 5) многосторонние и двусторонние соглашения в различных  областях взаимоотношений государств-членов.

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли  свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.

В первую очередь необходимо упомянуть  соглашения, регулирующие такие сферы  межгосударственных отношений, без  организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии  наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.

Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного  положения на их внешних границах 1992 г. стороны, в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб.

На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1995 г. государства-участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повысит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Особую роль в правовой регламентации  взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с наркобизнесом  играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

Так, в соответствии с Соглашением  о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства "...через  свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями  настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных  обязательств". Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.

В рамках СНГ уже заключен ряд  таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств  внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.

Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном  этапе, создают предпосылки для  осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно  назвать незаконную миграцию, которая  способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе  и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

С целью противодействия данному  явлению в 1998 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, которое создает правовую основу для взаимодействия.

Вопросы оказания правовой помощи в  процессе борьбы с преступностью  регламентированы в Конвенции о  правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в  различных формах. В целях ее координации  в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (1996); Координационный совет Генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств (1995).

В соглашениях, специально посвященных  вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к  данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб  в борьбе с незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ1994 г. достаточно детализированы вопросы  информационного обмена. Информация разделена на две группы:

— направляемая постоянно депозитарию  Соглашения, который по запросу рассылает  такую информацию любой стороне;

— направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе относятся:

— информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

— информация об использовании технических  средств и специально тренированных  собак;

— информация о специалистах, имеющих  опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

— нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

— информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки  и способах их сокрытия;

— информация об изменениях цен на наркотики в различных странах  и регионах;

— информация о принципах организации  таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;

— информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I и II Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через их территорию;

— подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ растительного  и синтетического происхождения;

— информация в области идентификации  и лабораторного анализа наркотиков.

Во второй группе представлена информация:

— о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного  перемещения наркотиков с территории одного государства — участника  Соглашения на территорию другого;

— о подозреваемых или известных  лицах, причастных к незаконному  обороту наркотиков;

— о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или  нелегально ввозящихся на такую территорию;

— о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке  наркотиков.

В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о  ее конфиденциальности, а также ограничение  на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может  нанести ущерб его интересам  или интересам совместных действий) средствам массовой информации.

Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы  сотрудничества:

— осуществление наблюдения за въездом  и выездом лиц, подозреваемых  в участии в незаконном обороте  наркотических средств, а также  за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в  отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;

— осуществление согласованных  мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения  наркотических средств, включая  проведение контролируемых поставок;

— обеспечение выступления официальных  лиц одного государства-участника  в качестве свидетелей или экспертов  перед судом или властями другого  государства на основании официального запроса последнего в связи с  нарушением законов, касающихся оборота  наркотиков;

— проведение взаимных консультаций с целью координации и повышения  эффективности сотрудничества.

Названные формы сотрудничества в  обобщенном виде нашли свое закрепление  в Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с  преступностью 1998 г.4[28]

Таким образом, правовая основа сотрудничества государств — участников СНГ в  борьбе с незаконным оборотом наркотических  средств представлена различными категориями  международно-правовых актов:

— уставными документами Содружества;

— нормативными актами, регламентирующими  отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др.);

— международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.

В них регламентированы следующие  формы сотрудничества:

— исполнение запросов;

— обмен информацией;

— содействие в проведении оперативно-розыскных  мероприятий и процессуальных действий;

— обмен опытом работы, научными разработками, учебной литературой;

Информация о работе Правовая основа СНГ