Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа
К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.
TOC o "1-3" Введение........................................................................................................................................................................ PAGEREF _Toc71664234 h 3
Основная часть........................................................................................................................................................... PAGEREF _Toc71664235 h 5
1. Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ................................ PAGEREF _Toc71664236 h 5
2. Политическое сотрудничество......................................................................................................... PAGEREF _Toc71664237 h 10
3. Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности......................... PAGEREF _Toc71664238 h 13
4. Таможенный союз государств СНГ............................................................................................... PAGEREF _Toc71664239 h 17
5. Социально-гуманитарное сотрудничество............................................................................... PAGEREF _Toc71664240 h 20
6. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ.................................................... PAGEREF _Toc71664241 h 31
7. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств............................................................................PAGEREF _Toc71664242 h 35
Заключение................................................................................................................................................................. PAGEREF _Toc71664243 h 41
Список используемой литературы.......
Соглашением предусмотрены следующие этапы создания Таможенного союза:
1. Практическое применение механизма
функционирования Соглашения о создании
зоны свободной торговли от 15 апреля 1994
г. Унификация в течение четырех месяцев
с даты подписания данного Соглашения
внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового,
налогового и другого законодательства,
затрагивающего внешнеэкономическую
2. После выполнения всех мероприятий,
предусмотренных первым
этапом, объединение таможенных территорий
государств-сторон в единую таможенную
территорию, решение вопроса о международной
правосубъектности Таможенного союза
и судьбе действующих международных договоров.
Члены Таможенного союза применяют основы таможенных законодательств государств—участников СНГ от 10 декабря 1994 г.[8]; Единую методологию таможенной статистики внешней торговли стран СНГ от 10 декабря 1994 г.; Правила определения страны происхождения товара от 24 сентября 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями; Соглашение о реэкспорте товаров в порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 г.
31 декабря 1996 г. принято Решение Межгосударственного Совета «четырех» «О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе[9]. Им одобрено решение глав правительств Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики от 18 октября 1996 г. об определении Интеграционного Комитета названных государств исполнительным органом Таможенного союза. Внесены изменения и дополнения в Положение об Интеграционном комитете этих государств, утверждено Положение о порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе. Межгосударственный Совет счел необходимым при рассмотрении Интеграционным комитетом вопросов, связанных с реализацией соглашений о Таможенном союзе, обязательное участие руководителей внешнеэкономических и таможенных ведомств государств — участников Таможенного союза.
С начала практической работы по формированию Таможенного союза прошло не так много времени, однако уже есть положительные результаты. В частности, преодолена тенденция к падению взаимного товарооборота стран — участниц Таможенного союза. Увеличились поставки в Россию сырьевых товаров, в которых нуждается российская экономика, в том числе железорудные концентраты, окатыши, цинк, зерно.
Среди нерешенных проблем на пути формирования Таможенного союза есть весьма серьезные и деликатные, которые в первую очередь затрагивают дисциплину выполнения обязательств по заключенным соглашениям в рамках Таможенного союза. К сожалению, его участники изменяют ставки таможенного тарифа. Не полностью устранены существенные различия в нормативной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, а также расхождения в торговых режимах с третьими странами[10].
Одна из ближайших задач —
разработать действенную
Таможенный союз — организация, открытая для любого государства СНГ. О своем намерении участвовать в Таможенном союзе заявили Таджикистан и Узбекистан, заинтересованность в нем проявили Молдова и Азербайджан[11].
5.
Страны Содружества весьма активно сотрудничают в области прав и свобод человека. В этой сфере ими одобрен целый ряд документов. Как известно, в 1993 г. главы государств СНГ приняли Декларацию о правах человека, а также утвердили Положение о Комиссии по правам человека.
26 мая 1995 г. на заседании Совета глав государств СНГ принята Конвенция о правах и основных свободах человека[12]. Она состоит из преамбулы и 39 статей. В статье 1 говорится, что стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в данной Конвенции. В статье 2 закреплены такие права и свободы человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство всех перед судом, право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, право на свободу мысли, совести и вероисповедания, свободное выражение своего мнения. В статье 12 Конвенции записано, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является:
а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;
б) голосовать и быть избранным на выборах,
проводимых на основе
всеобщего и равного избирательного права
при тайном голосовании и
обеспечивающих свободное волеизъявление
избирателей;
в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст.29).
Статья 13 Конвенции закрепляет право мужчин и женщин, достигших брачного возраста, вступать в брак и основывать семью согласно национальному законодательству. В статье 14 сказано, что каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы. В целях обеспечения прав работающих женщин стороны обязуются:
а) предоставлять оплачиваемый отпуск, достаточное пособие по социальному обеспечению или пособия из общественных фондов для женщин, которые берут отпуск до и после родов сроком, предусмотренным национальным законодательством;
б) считать незаконным, если предприниматель
уведомляет какую-
либо женщину об увольнении во время ее
отсутствия в связи с отпуском по беременности
или когда срок уведомления истекает во
время ее отсутствия;
в) обеспечить, чтобы матери, кормящие
своих грудных детей, имели
достаточно свободного время для этой
цели;
г) регулировать прием женщин на работу в ночную смену в промышленности;
д) регулировать использование труда женщин на подземных горно-рудных работах и соответственно на других видах работы, которые не подходят для них по причине опасности, вредности для здоровья или тяжести (ст. 14.)
В Конвенции закреплены права на охрану здоровья, социальное обеспечение, равную защиту законом, свободное передвижение и выбор местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Где бы ни находился человек, он имеет право на признания его правосубъектности. Каждый человек имеет право на гражданство.
В соответствии с Конвенцией каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никому не может быть отказано в праве на образование; начальное, основное общее образование является обязательным и бесплатным (ст. 26, 27).
Наблюдение за выполнением данной конвенции осуществляется Комиссией по правам человека СНГ, положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции.
Конвенция, включая Положение о Комиссии по правам человека, вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьего уведомления, подтверждающего выполнение сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу.
Пять государств СНГ из 12 данную Конвенцию не подписали: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
21 октября 1994 г. главы государств СНГ подписали Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам[13]. В статье 1 Конвенции записано, что под принадлежащими к национальным меньшинствам в Конвенции понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной стороны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной стороны.
Принадлежность к
Каждая из сторон, подписавших этот
документ, гарантирует лицам,
Участники Конвенции признают за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, право индивидуально или совместно с членами своей группы беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность. Государства — участники Конвенции обязуются учитывать в своей политике законные интересы национальных меньшинств и принимать необходимые меры с целью создания благоприятных условий для сохранения и развития их этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности.
Каждая из сторон обязуется обеспечивать
указанным лицам право на
Каждое из государств—участников Конвенции признает за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, право:
беспрепятственно поддерживать контакты между собой на территории государства проживания, а также на сохранение и поддержание связей с гражданами и организациями государств, с которыми их связывают общее этническое происхождение, культура, язык или религиозные убеждения;
употреблять свои имена и фамилии, в том числе в официальных документах, так, как это принято на их родном языке, а также беспрепятственно пользоваться родным языком как в письменной, так и в устной форме, иметь доступ к информации на этом языке, распространять и обмениваться ими, включая право создавать средства массовой информации на родном языке;
индивидуально или совместно с членами своей группы исповедовать свою религию и совершать религиозные обряды в соответствии со своим вероисповеданием, содержать культовые здания, приобретать и использовать предметы, необходимые для отправления культа, а также вести просветительскую религиозную деятельность на родном языке.
Данную Конвенцию не подписали Туркменистан и Узбекистан. Азербайджан подписал ее с учетом особого мнения, а Украина — с учетом своего законодательства.
Надежды и чаяния большинства наших соотечественников на получение защиты и покровительства со стороны государства, которое они считают своей родиной, гарантии сохранения своей самобытности связываются в первую очередь с получением российского гражданства. В этом направлении уже немало сделано. Для России основным документом в данной сфере является новый закон О гражданстве Российской Федерации, принятый в 2003 году.
Но это только начало, поскольку не прекращается поток заявлений о приеме в российское гражданство. При этом выяснилось, что пока явно недостает консульских учреждений России в странах СНГ и Балтии, не хватает квалифицированных кадров, страдает бюджетное финансирование этой важной службы. До сих пор не открыто ни одного консульского учреждения в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Крыму.