Правовая основа СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение........................................................................................................................................................................ PAGEREF _Toc71664234 h 3
Основная часть........................................................................................................................................................... PAGEREF _Toc71664235 h 5
1. Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ................................ PAGEREF _Toc71664236 h 5
2. Политическое сотрудничество......................................................................................................... PAGEREF _Toc71664237 h 10
3. Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности......................... PAGEREF _Toc71664238 h 13
4. Таможенный союз государств СНГ............................................................................................... PAGEREF _Toc71664239 h 17
5. Социально-гуманитарное сотрудничество............................................................................... PAGEREF _Toc71664240 h 20
6. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ.................................................... PAGEREF _Toc71664241 h 31
7. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств............................................................................PAGEREF _Toc71664242 h 35
Заключение................................................................................................................................................................. PAGEREF _Toc71664243 h 41
Список используемой литературы.......

Файлы: 1 файл

курсач какой то.docx

— 102.09 Кб (Скачать файл)

Раздел XI содержит заключительные положения. В 44 статье говорится о том, что настоящий Устав будет зарегистрирован в соответствии с положениями Устава ООН. Это означает лигитимизацию данного документа и включение его в систему международного права. Статья 43 допускает, что Государства-учредители Содружества могут при ратификации настоящего Устава сделать оговорки и заявления по разделам III, IV и VII и статьям 28, 30, 31, 32, 33. Этим правом воспользовалась Республика Беларусь.

Оговорки Республики Беларусь: 

«1. По статьям 11-15 раздела III "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество" Республика Беларусь заявляет, что размещение и применение Вооруженных Сил Республики Беларусь на территории других государств - членов Содружества, равно как

размещение и применение вооруженных сил других государств – членов Содружества на территории республики, без разрешения Верховного Совета Республики Беларусь не допускается.  

2. В статье 16 раздела IV "Предотвращение  конфликтов и разрешение споров" выражение "все возможные меры" Республика Беларусь понимает  как все возможные меры невоенного  характера. Она исходит из того, что споры, о которых идет  речь в статьях 17 и 18 Устава  Содружества Независимых Государств, будут разрешаться в соответствии  с общепринятыми принципами и  нормами международного права. 

3. Республика Беларусь считает,  что положения статей 28 и 29 о  Координационно-консультативном Комитете  и Секретариате, статьи 30 о Главном  командовании Объединенных Вооруженных  Сил не в полной мере соответствуют  реалиям сегодняшнего дня и  требуют уточнений. Эти уточнения  должны быть выполнены путем  внесения необходимых поправок  в Устав Содружества Независимых  Государств в соответствии с  его статьей 42.».

Республика Молдова также воспользовалась  правом, предоставляемым 44 статьей, однако, вызывает вопрос, имела ли она на это права, ведь в соответствии с 7 статьей Устава СНГ Республика Молдова не является государством-учредителем  СНГ.

Оговорка Республики Молдова: 

«В соответствии со статьей 43 Устава Содружества Независимых Государств Республика Молдова, как член Содружества, воздерживается от участия в вопросах коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве (абзац 9 статьи 4 и статьи 11, 12, 13, 14, 15, 30 и 31 Устава СНГ)».

Устав составлен в одном экземпляре на государственных языках государств-учредителей  Содружества. Подлинный экземпляр  хранится в Архиве Правительства  Республики Беларусь.

2.    Политическое сотрудничество

Политическое сотрудничество включает в себя деятельность властных структур государств. Прежде всего, речь идет о  Совете глав государств и Совете глав правительств стран Содружества. Заседаний Совета глав государств было проведено свыше 40, а заседаний Совета глав правительств — более 50. На них решаются важнейшие стратегические направления сотрудничества в рамках СНГ.

Здесь нет возможности остановиться не только на всех, но и на многих ключевых решениях политического сотрудничества, которые были приняты за истекшие 13 лет. В начале необходимо отметить, что после распада СССР и создания СНГ именно оно стало тем организационно-правовым механизмом, в рамках которого решались все вопросымежгосударственного размежевания. Это тем более важно напомнить, так как события могли бы идти по «югославскому» руслу. Только благодаря Содружеству возникавшие при распаде СССР трения и коалиции не переросли в большую ссору. Доминирующим способом разрешения возникающих противоречий в интересах всех стран СНГ стал поисккомпромиссов[1].

Анализируя пятилетний срок развития Содружества, можно выделить основное: несмотря на объективные и субъективные трудности, в бывших советских республиках шел процесс создания государственности и рыночных отношений.

В течение этого небольшого исторического  срока страны СНГ твердо осознали, что им никто извне не поможет. Рассчитывать необходимо в первую очередь на собственные силы. И второе: всем лидерам Содружества стало ясно, что в современных условиях без сотрудничества и интеграции существенных успехов не добиться.

В России, как и в других странах  СНГ, интеграции придают все более серьезное значение. Использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования в производстве служит общим стратегическим целям стран—участниц СНГ, позволяет преодолеть кризисные явления, мешающие движению вперед.

Относительно международного признания  Содружества можно сказать, что оно состоялось. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что страны СНГ заняли достойное место в системе междуна родных отношений. Свидетельством этого является, в частности, предоставление Содружеству статуса наблюдателя в ООН.

К весьма важным политическим итогам пятилетнего развития СНГ следует  отнести создание организационной  структуры Содружества: Совета глав государств и Совета глав правительств, Межпарламентской ассамблеи СНГ. С 1993 г. в Минске действует Исполнительный секретариат Содружества. Кроме того, созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества — Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу, межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики (всего более 80).

Развитие сотрудничества невозможно без создания соответствующей правовой основы.

В 1993г. подписан Договор о создании Экономического союза. Этот документ определил долгосрочные цели СНГ в развитии интеграции, в создании общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Разработана концепция последовательного образования зон свободной торговли, таможенного и платежного союзов, а в будущем валютного союза, которые послужат общей основой для образования общего рынка Содружества.

Последние несколько лет можно  охарактеризовать как этап, когда  менялась архитектура СНГ. В рамках СНГ сформировался Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Его результаты можно уже ощутить реально. Благодаря общему таможенному пространству более свободным стало перемещение товаров и капиталов.

В марте 1996 г. государства — члены Таможенного союза подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В апреле 1996 г. произошло историческое событие в жизни народов России и Белоруссии — подписан Договор о создании Сообщества двух стран.

Таким образом, архитектура Содружества  изменилась: в ней образовалось своего рода центральное ядро — основа для дальнейшего развития стран СНГ.

С точки зрения политической для  стран СНГ весьма важным является Меморандум о поддержании мира и  стабильности в Содружестве Независимых  Государств, который был подписан 10 февраля  1995 г. Алма-Ате главами всех 12 государств[2].

Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга.

Страны Содружества намерены пресекать  в соответствии со своим национальным законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций, групп или отдельных лиц, направленную против независимости, территориальной  целостности и неприкосновенности границ либо на обострение межнациональных  отношений, а также на посягательства извне на государственное устройство государств, подписавших Меморандум.

Государства СНГ подтвердили нерушимость  существующих границ друг друга и  выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами.           

 

В случае возникновения ситуации, затрагивающей интересы безопасности какого-либо государства, подписавшего Меморандум, оно может обратиться к другим государствам—участникам  СНГ с просьбой безотлагательно  провести консультации.           

 

Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного вмешательства  во внутренние дела другого государства-участника  а также воздерживаться от участия  в союзах или блоках, направленных против любой из стран СНГ.

Государства Содружества на своих  территориях в соответствии с  национальным законодательством и  международными нормами будут предпринимать  меры для пресечения любых проявлений сепаратизма национализма, шовинизма  и фашизма. Они будут содействовать  объективному освещению общественно-политических процессов в других государствах СНГ.           

 

Государства обязуются не поддерживать на территории других государств Содружества  сепаратистских движений, а также  сепаратистские режимы, если таковые  возникнут; не устанавливать с ними политических, экономических и других связей; не допускать использование  ими территорий и коммуникаций государств СНГ; не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи. Государства будут поддерживать усилия друг друга по дальнейшему  укреплению мер доверия и безопасности между ними.

Следует отметить, что государства  Содружества приняли немало документов в политической области. Многие из них  будут рассмотрены в соответствующем  разделе, в котором речь пойдет о  сотрудничестве в сфере обеспечения  коллективной безопасности.

3.     

После распада Советского Союза  каждое государство стало создавать  свои собственные вооруженные силы. При этом никто, кроме России, не спешил включать свою армию в какую-либо коллективную систему[3]. Однако не все смогли позволить себе создавать собственные вооруженные силы.

На всем постсоветском пространстве армию создали не многие государства. Азербайджан и Армения в ходе войны за Карабах вынуждены были заняться созданием боеспособных воинских отрядов. Таджикистан также вел  внутреннюю и внешнюю борьбу за выживание. Вероятно, он не сумел бы создать  организованные вооруженные отряды, если бы не дислокация на его территории 201-й российской дивизии и российских пограничных войск. Не первый год  пытается создать армию Грузия, но события, связанные с действиями вокруг Абхазии и Южной Осетии, показывают, что практически боеспособной армии в Грузии нет.

Таким образом, если говорить об армии  в ее действительном облике, то таковая  в более или менее профессиональном качестве сохранилась лишь в России. Правда, что-то приемлемое в этом плане  пытается создать на остатках базирующихся на ее территории частей Советской Армии Украина.

Прошедшие года показали, что строительство  своих вооруженных сил государства  СНГ проводят как бы в несколько  этапов. На первом, сразу после распада Советской Армии, в этих государствах занимались не столько организацией боеспособных воинских подразделений, сколько формированием командных структур. На втором этапе под эти командные структуры постепенно начали создаваться воинские подразделения. Везде это происходило по-разному, но схема была для всех общей.

Информация о работе Правовая основа СНГ