Правовая основа СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение........................................................................................................................................................................ PAGEREF _Toc71664234 h 3
Основная часть........................................................................................................................................................... PAGEREF _Toc71664235 h 5
1. Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ................................ PAGEREF _Toc71664236 h 5
2. Политическое сотрудничество......................................................................................................... PAGEREF _Toc71664237 h 10
3. Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности......................... PAGEREF _Toc71664238 h 13
4. Таможенный союз государств СНГ............................................................................................... PAGEREF _Toc71664239 h 17
5. Социально-гуманитарное сотрудничество............................................................................... PAGEREF _Toc71664240 h 20
6. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ.................................................... PAGEREF _Toc71664241 h 31
7. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств............................................................................PAGEREF _Toc71664242 h 35
Заключение................................................................................................................................................................. PAGEREF _Toc71664243 h 41
Список используемой литературы.......

Файлы: 1 файл

курсач какой то.docx

— 102.09 Кб (Скачать файл)
in-bottom:0pt;line-height:12pt">Практически все Соглашение целиком  и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в  соответствии с которыми будет строиться  Содружество. Устав раскрывает и  дает более детальное толкование данных принципов.

Ø  Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Ø  Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

Ø  Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ø  Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов.

Ø  Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия.

Ø  Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов.

Ø  Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.

Ø  Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права.

Целями Содружества являются:

Ø  Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

Ø  Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

Ø  Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

Ø  Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

Ø  Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

Ø  Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

Ø  Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город  Минск.

Статья 4 Устава СНГ устанавливает  вопросы, отнесенные к сферам совместной деятельности государств-членов:

-        обеспечение прав и основных свобод человека;

-        координация внешнеполитической деятельности;

-        сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

-        сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

-        охрана здоровья и окружающей среды;

-        вопросы социальной и миграционной политики;

-        борьба с организованной преступностью;

-        сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Раздел II Устава устанавливает правила членства в Содружестве. Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия настоящего Устава, т. е. Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан. Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе. К Содружеству также могут быть присоединены и ассоциированные члены, желающие участвовать в отдельных видах его деятельности.

Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении  государство-член извещает письменно  депозитария Устава за 12 месяцев  до выхода, однако, обязательства, возникшие  в период участия в Уставе, связывают  соответствующие государства до их полного выполнения, что вполне соответствует общепринятым нормам международного права.

Статья 10 Устава определяет ответственность  государств-членов за невыполнение своих  обязательств перед содружеством. В  ней говориться, что нарушения  государством-членом настоящего Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным  в рамках Содружества, либо решений  органов Содружества рассматриваются  Советом глав государств. В отношении  такого государства могут применяться  меры, допускаемые международным  правом. Следует отметить, что конкретные санкции не перечисляются, что еще  раз подтверждает стремление государств-членов к дипломатическому урегулированию любых спорных вопросов.

Третий раздел устава посвящен коллективной безопасности и военно-политическому  сотрудничеству. Государства-члены  проводят согласованную политику в  области международной безопасности. В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной  целостности одного или нескольких государств-членов либо международной  безопасности государства-члены проводят взаимные консультации с целью координации  позиций и принятия мер для  устранения возникшей угрозы. На основе взаимного согласия государства-члены  координируют деятельность пограничных  войск. Высшим органом Содружества  по вопросам обороны и охраны внешних  границ государств-членов является Совет  глав государств. Координацию военно-экономической  деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств.

В вопросе предотвращения конфликтов и разрешения споров, которому посвящен IV раздел Устава, стороны договорились о том, что государства-члены будут принимать все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Стороны также обязуются прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров посредством переговоров или достижению договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора, что вполне соответствует выше обозначенным принципам Содружества.

В V разделе говорится о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой отраслях. Этот раздел содержит всего 2 статьи и не указывает конкретных способов сотрудничества, а лишь очерчивает его сферы.

Государства-члены сотрудничают в  экономической и социальной областях по следующим направлениям:

-        формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

-        координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ;

-        развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем;

-        координация кредитно-финансовой политики;

-        содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов;

-        поощрение и взаимная защита инвестиций;

-        содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров;

-        правовая охрана интеллектуальной собственности;

-        содействие развитию общего информационного пространства;

-        осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

-        осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Государства-члены сотрудничают в области права посредством  заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи и способствуют сближению национального  законодательства. Однако, в данном разделе не оговаривается какие  нормы применяются при противоречии национального законодательства законодательству Содружества.

VI раздел перечисляет и регламентирует полномочия органов Содружества. Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе.

Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы деятельности государств-членов. Это Совет министров  иностранных дел, Совет министров  обороны и Совет командующих  пограничными войсками.

Особым органом содружества  является Координационно-консультативный  комитет. Помимо координационных функций  он также наделен исполнительными  полномочиями. Координационно-консультативный  комитет является постоянно действующим  органом.

В VI разделе указаны также Экономический суд и Комиссия по правам человека. Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, однако, Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества

На основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут  учреждаться органы отраслевого  сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов  и правил такого сотрудничества и  способствуют их практической реализации.

Следует отметить, что Устав не устанавливает связей между органами, а лишь декларирует их полномочия, что характерно для документов такого типа. Более детально компетенция  и взаимосвязи органов Содружества  перечислены в соответствующих  положениях.

Оставшиеся VII и VII разделы регулируют межпарламентское сотрудничество и финансирование органов Содружества. Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Ассамблея является органом, способствующим сближению национального законодательства в вопросах совместного ведения республик. Расходы по финансированию деятельности органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств-членов и устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах органов Содружества.

Информация о работе Правовая основа СНГ