Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ понятия охраны труда, рассмотрение проблемных вопросов, связанных с охраной труда женщин, а также обобщение правоприменительной практики по данной теме.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) исследовать правовое регулирование правоотношений в области охраны труда;
2) проанализировать особенности регулирования охраны труда женщин;
3) исследовать ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 8
1.1. Понятие охраны труда 8
1.2. Охрана труда - обязанность работодателя 14
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН 25
2.1. Нормы по охране труда женщин 25
2.2. Дополнительные гарантии занятости женщин 37
2.3. Анализ правоприменительной практики 44
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Охрана труда женщин.
Задание
На дипломную работу студенту Калашниковой Е. А. группы Юрзу-01
1. Тема дипломной работы: Охрана труда женщин.
2.Исходные данные:
Конституция РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
3.Содержание дипломной работы:
Правовое регулирование в области охраны труда; понятие охраны труда, его значение; охрана труда - обязанность работодателя; особенности регулирования охраны труда женщин; нормы по охране труда женщин; дополнительные гарантии занятости женщин; анализ правоприменительной практики: ответственность за нарушение законодательства по охране труда.
4.Консультанты по дипломной работе с указанием вопросов, подлежащих решению Тюрнева Н. А.
Календарный план
Разделы |
Месяцы и недели | |||||||||||
| Март |
Апрель |
Май | |||||||||
Введение |
X |
X |
||||||||||
Глава I |
X |
X |
X |
|||||||||
1.1. |
X |
X |
||||||||||
1.2. |
X |
X |
||||||||||
Глава II |
X |
X |
X |
|||||||||
2.1. |
X |
X |
||||||||||
2.2. |
X |
X |
||||||||||
2.3. |
X |
X |
X |
|||||||||
Глава III |
X |
X |
||||||||||
Заключение |
X |
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность избранной для исследования темы: «Охрана труда женщин» обусловлена несколькими аспектами. В условиях реформирования российского законодательства наиболее важно привлечение внимания законодателя в охране прав наиболее незащищенных слоев населения, к каковым относятся работающие женщины. Проведение социально-экономических реформ в нашей стране привело к активному развитию различных форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.
В современном мире практически не осталось чисто "женских" и "мужских" профессий. А во многих отраслях деятельности женщины занимают лидирующее положение. Как известно, женщины нуждаются в повышенной защите со стороны государства. Причина тому - два фактора: физиологические особенности женского организма и социальная роль женщин в обществе - рождение и воспитание детей. На практике перечисленные факторы делают женщин непривлекательным "товаром" на рынке труда. И в первую очередь это касается беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
Актуальность темы обусловлена и низким техническим уровнем используемых технологий в сфере труда, и изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нарушением работы средств и систем коллективной защиты рабочих мест, массовыми нарушениями технологической и производственной дисциплины, низким качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и их несовершенства.
Последствия системного кризиса периода реформирования государственного устройства неблагоприятно отразились на состоянии условий и охраны труда на предприятиях и организациях. Собственники предприятий и работодатели в погоне за прибылью и по иным причинам не создают на рабочих местах надлежащих здоровых и безопасных условий труда. В результате в последние годы сохраняется высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Естественно, что, прежде всего здесь страдает наиболее незащищенная категория населения - женщины.
Так, в неблагоприятных условиях сегодня занято более 825 тыс. женщин, или 12%. При этом за один только прошлый год пострадало от травм 34 тыс., а погибли 257 женщин. Если эти страшные цифры отнести в среднем к рабочим дням, то получается, что практически ежедневно среди работающих женщин происходят трагедии и невосполнимые потери1.
Государство охраняет интересы работающих женщин независимо от их должностей и размеров заработной платы. Нормы о дополнительной охране труда женщин в трудовом законодательстве России значительно упорядочены. В связи с имеющимися психофизиологическими особенностями женщин трудовое законодательство России предусматривает повышенную охрану их труда. Существует целая система специальных норм, обеспечивающих особую охрану труда женщин по сравнению с общими нормами. Эти нормы - трудовые льготы, необходимые для защиты физиологических особенностей женского организма, его материнской, детородной функции от производственных вредностей.
Указанная тема является относительно разработанной, в разное время, ей посвящали свои труды такие крупные исследователи как Т.Л. Фролова, Т. Королькова, О. Самарина, Н.Н. Шептулина, А. Власов, А. Городов и другие.
Следует подчеркнуть, что в ходе экономических преобразований последнего десятилетия охране труда не было уделено должного внимания. Это не замедлило проявиться высоким уровням производственного травматизма и аварийности, причем зачастую со смертельным исходом. Известно, что охрана труда тесно связана с состоянием экономики, техническим состоянием производства и сферой социальной поддержки в государстве. На их неблагоприятном фоне проблемы, связанные с охраной труда решаются медленно. А в связи с этим возникает необходимость в дальнейшем исследовании указанной темы.
Предметом исследования настоящей работы является охрана труда работающих женщин. Целью дипломной работы является анализ понятия охраны труда, рассмотрение проблемных вопросов, связанных с охраной труда женщин, а также обобщение правоприменительной практики по данной теме.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) исследовать правовое
регулирование правоотношений
2) проанализировать особенности
регулирования охраны труда
3) исследовать ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
При написании работы
использовались нормы действующего
законодательства, проанализирована научная
и учебная литература, комментарии
законодательства, а, кроме того, были
изучены материалы
В своей работе, опираясь
на труды следующих
Конституция Российской Федерации провозгласила охрану государством труда и здоровья людей (ст. 7), закрепила право каждого на охрану здоровья (ст. 41), а также право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст.37)2.
Согласно ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. понятие "дискриминация" в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами независимо от их семейного положения их прав в сфере политических, экономических, социальных, культурных, гражданских прав и свобод или в любой другой сфере3. Исторически принцип равноправия мужчины и женщины достаточно прочно утвердился в нашем общественном сознании. Вместе с тем в период становления нового общества положение женщины становится особенно уязвимым. В указанной Конвенции подчеркивается опасность ограничения доступа женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, возможностям для трудоустройства и другим потребностям. В современных условиях государство обязано посредством законодательства, управленческой деятельности и суда предотвращать возможные случаи дискриминации женщин.
Трудовой кодекс РФ, восприняв основные идеи Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»4, установил правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.
Законодатель определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
Охрана труда как один из институтов трудового права включает следующие группы норм (подинституты):
1. государственные нормативные требования охраны труда;
2. организация охраны труда;
3. обеспечение прав работников на охрану труда;
4. правила расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5. нормы, устанавливающие ответственность за нарушение требований охраны труда.
В ст. 210 ТК РФ дан довольно обширный перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда. К ним отнесено:
1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
2) принятие и реализация
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов
3) государственное управление охраной труда;
4) государственный надзор и контроль за соблюдением за соблюдением требований охраны труда;
5) содействие общественному
контролю за соблюдением прав
и законных интересов
6) расследование и
учет несчастных случаев на
производстве и
7) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
9) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
10) распространение передового и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
11) участие государства в
12) подготовка и повышение
13) организация государственной
статистической отчетности об
условиях труда, а также о
производственном травматизме,
14) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
15) международное сотрудничество в области охраны труда;
16) проведение эффективной
17) установление порядка
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна быть обеспечена согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности6. Эта система включает в себя:
1. федеральные законы;
2. иные федеральные нормативные правовые акты;
3. постановления Правительства РФ;
4. межотраслевые правила и
5. отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
6. правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации7;
7. строительные нормы и правила
(СНиП), своды правил по
8. государственные санитарно-