Охрана труда женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ понятия охраны труда, рассмотрение проблемных вопросов, связанных с охраной труда женщин, а также обобщение правоприменительной практики по данной теме.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) исследовать правовое регулирование правоотношений в области охраны труда;
2) проанализировать особенности регулирования охраны труда женщин;
3) исследовать ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 8
1.1. Понятие охраны труда 8
1.2. Охрана труда - обязанность работодателя 14
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН 25
2.1. Нормы по охране труда женщин 25
2.2. Дополнительные гарантии занятости женщин 37
2.3. Анализ правоприменительной практики 44
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

Файлы: 1 файл

ДР Охрана труда женщин.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Административная ответственность за нарушение правил по охране труда и безопасному проведению работ регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях59.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Рассматривать дела об административных правонарушениях имеют право: судьи, органы и должностные лица, перечисленные в гл. 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Среди органов и должностных лиц в ст. 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях названы Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст.ст. 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП РФ. Ответственность должностных лиц за нарушения законов об охране труда предусмотрена, в первую очередь, ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ней, в частности, указано, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию от одного года до трех лет.

Объектом правонарушений по рассматриваемой статье являются трудовые права лиц, предусмотренные  трудовым законодательством, в частности  право на охрану труда. Объективная  сторона правонарушения состоит  в нарушении действующего законодательства о труде и охране труда, в какой бы форме они не выражались (санитарных правил и норм, правил защиты и т.п.) для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности60. Субъектом ответственности в данном случае является работодатель (должностное лицо), который, в соответствии с трудовым законодательством, обязан обеспечивать безопасность при эксплуатации оборудования и безопасность технологических процессов, обучение, инструктаж работников и проверку знаний ими норм, правил и инструкций по охране труда; организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников, выдачу средств индивидуальной защиты, информирование работников о состоянии условий труда и др. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено, как умышлено, так и по неосторожности.

Предусмотренная ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях дисквалификация - одна из его новелл. Дисквалификация заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Статья 5.27 не является единственной нормой, которая предусматривает  административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Обеспечить мерами административной ответственности соблюдение правил охраны труда как одно из важнейших условий охраны жизни и здоровья граждан призвана и ст. 5.44 Кодекса61. Новая статья устанавливает ответственность страхователя за сокрытие страхового случая при обязательно социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти отношения регулируются в первую очередь федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Отдельные нормы, касающиеся таких отношений, установлены иными федеральными законами и подзаконными актами.

Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на право гражданина на получение необходимых видов обеспечения по страховании, а также в определенной степени на его здоровье и жизнь; на право родных членов семьи застрахованного на получение страховых выплат в случае его смерти. Под сокрытием страхового случая законодательство подразумевает: а) утаивание, то есть не предоставление информации о нем в соответствующие компетентные органы и организации; б) уничтожение следов, иных обстоятельств, которые могут служить доказательствами, свидетельствующими о факте наступления такого случая. Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться как в бездействие, так и в действиях, направленных на невыполнение страхователем установленных законодательством обязанностей. Бездействие заключается в уклонении от исполнения обязанности страхователя в течение суток сообщить страховщику, иным органам и организациям о страховом случае.

Состав рассматриваемого правонарушения могут образовывать: 1) действия страхователя, направленные на уничтожение обстановки, сложившейся на момент возникновения страхового случая, следов и других доказательств происшествия; 2) действия, препятствующие другим лицам исполнять обязанность по предоставлению информации о страховом случае компетентным органам и организациям; 3) действия, искажающие информацию о причинах и обстоятельствах несчастного случая или профессионального заболевания; 4) действия, препятствующие работе комиссии по расследованию страхового случая; 5) иные действия, направленные на сокрытие страхового случая.

Субъективная сторона  данного правонарушения предполагает прямой умысел. Субъектами указанных  правонарушений являются страхователи -юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные  организации), нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об  обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» наряду с юридическим лицом административной ответственности привлекаются его руководители и другие должностные лица, виновные в сокрытии страхового случая.

Административное наказание  может быть назначено индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и нанимающим лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Дела об административных правонарушениях рассматривают  должностные лица Федеральной инспекции  труда и подведомственных ей государственных  инспекций труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Совершение данного  правонарушения гражданином влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных  размеров оплаты труда; должностным  лицом - от пяти до десяти минимальных  размеров оплаты труда; юридическим лицом - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Согласно действующему законодательству, уголовно наказуемым является нарушение правил техники  безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо повлекшее по неосторожности смерть человека (ст. 143 УК РФ). Данное преступление посягает на условия труда граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности62. Потерпевшими в результате нарушения правил охраны труда могут быть не только постоянные рабочие и служащие этих предприятий, но и лица, временно работающие на них63. Объективна сторона преступления заключается в действии (бездействие), свидетельствующем о нарушении правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Фактическим содержанием преступных деяний будут нарушения специальных правил и норм по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда.

Субъективная сторона  преступления характеризуется неосторожной формой вины (преступной небрежностью или легкомыслием). Легкомыслие заключается  в сознательном нарушении виновным правил охраны труда, при котором он подтвердит возможность наступления общественно опасных последствий своих деяний, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. При небрежности виновный, осознанно либо неосознанно нарушая правила охраны труда, не предвидит наступления общественно опасных последствий, указанных в законе, хотя при определенном проявлении внимания и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Если же лицо действует умышленно (с прямым или косвенным умыслом), то оно должно отвечать за умышленное причинение вреда здоровью.

Субъектами данного  преступления могут быть лишь лица, на которых лежала обязанность по соблюдению этих правил: должностные  лица, лица, выполняющие функции  по соблюдению правил охраны труда  в коммерческой или иной организации; не должностные лица, на которых возложены данные обязанности в государственных учреждениях, организациях, на предприятиях. Характерным признаком для субъекта данного преступления является возложение на него обязанностей в силу его служебного положения или по специальному распоряжению по охране труда и соблюдению правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контролю за их исполнением. Лица, не наделенные такими обязанностями, нарушившие правила охраны труда и техники безопасности, что повлекло вышеизложенные последствия, должны отвечать за преступление против здоровья.

При возбуждении и  расследовании уголовных дел  по обозначенной категории следует  учитывать, что нарушения норм об охране труда часто приводят к  необходимости возмещения вреда, причиненного работникам повреждением их здоровья. Если работник повредил здоровье на производстве, то работодатель обязан возместить ему материальный и моральный ущерб. Работодатель - владелец источника повышенной опасности обязан к возмещению вреда, как при виновном, так и при случайном повреждении здоровья. Остальные работодатели возмещают ущерб при виновном повреждении здоровья, причем виной работодателя считается необеспечение им здоровых и безопасных условий труда. Возмещению подлежат утраченный заработок, дополнительные расходы и моральный ущерб согласно требованиям гл. 59 ГК РФ64 и Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Практика показывает, что довольно распространенными являются ошибки в определении субъекта преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ65.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, могут  быть лишь лица, на которых возложена  обязанность в силу их служебного положения или по специальному распоряжению по охране труда и соблюдению правил техники безопасности на соответствующем участке или контролю за их исполнением. Лица, не наделенные такими обязанностями и нарушившие правила охраны труда и техники безопасности, если это привело к последствиям, предусмотренным ст. 143 УК РФ, должны отвечать за преступления против здоровья.

Тесно связаны с данным составом преступления, предусмотренные  ст. 215 УК РФ («Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»), ст. 216 («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»), ст. 217 («Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»).

По общему правилу нарушения правил охраны труда лицам, на которых лежали обязанности по их соблюдению, в большинстве случаев связанны с халатным, пренебрежительным отношением их к своим обязанностям. Поэтому в случае совершения указанными лицами правонарушений, содержащих признаки преступления, прокуроры с учетом характера вины правонарушителей и иных обстоятельств должны решать вопросы о возбуждении уголовных дел и привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности66.

Отдельного внимания заслуживает еще одна мера ответственности  за нарушение требований охраны труда, предусмотренная ст. 25 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации». В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений.

Таким образом, действующим  законодательством предусмотрена  ответственность за нарушение законодательства об охране труда, в том числе и охраны труда женщин, однако установленную ответственность нельзя признать достаточной.

Российское законодательство далеко нельзя назвать совершенным, с одной стороны государственная политика предлагает особое отношение к охране труда женщин, беременных женщин, а также женщин с детьми. Но с другой стороны женщины в связи с социальными льготами становятся неконкурентоспособными. Работодатель предпочитает принимать на работу лиц не обремененных семейными обязательствами, а это в основном женщины.

В связи с этим надо разрабатывать государственный  экономический механизм воздействия  на работодателя, поощрения работодателя при приеме на работу женщин, при  улучшении рабочего места для  женщины путем сокращения налогового бремени.

Информация о работе Охрана труда женщин