Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ понятия охраны труда, рассмотрение проблемных вопросов, связанных с охраной труда женщин, а также обобщение правоприменительной практики по данной теме.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) исследовать правовое регулирование правоотношений в области охраны труда;
2) проанализировать особенности регулирования охраны труда женщин;
3) исследовать ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 8
1.1. Понятие охраны труда 8
1.2. Охрана труда - обязанность работодателя 14
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН 25
2.1. Нормы по охране труда женщин 25
2.2. Дополнительные гарантии занятости женщин 37
2.3. Анализ правоприменительной практики 44
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
9. государственные стандарты
системы стандартов
10. законы и иные
нормативные правовые акты
Указанные акты после их подготовки подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Порядок разработки и
утверждения подзаконных
Государственное управление
охраной труда осуществляется Правительством
РФ непосредственно или по его
поручению Министерством
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда9 или, как указывает Н.Н. Шептулина, вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области10. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития России11. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В организации с численностью
100 и менее работников решение
о создании службы охраны труда или
введении должности специалиста
по охране труда принимается
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда12. В их состав на приоритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Указанный комитет (комиссия) организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Подводя итоги, необходимо указать следующее. Понятие охраны труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, профсоюзами, работодателями, их объединениями и самими работниками. Проблемы охраны труда предполагают рассмотрение их в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом, правовом.
Правовая охрана труда как правовой институт трудового права представляет собой систему правовых норм, непосредственно направленных на создание условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников. Эти нормы являются обязательными для выполнения всеми субъектами трудовых отношений.
В Российской Федерации охрана труда является частью государственной политики, основные направления которой определяются нормами действующего законодательства.
Обеспечение безопасных условий труда является конституционной обязанностью работодателей (ст. 37 Конституции). Правовую основу данной обязанности составляют ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ и ст.ст. 212, 215, 220 - 225, 227 - 231 Трудового кодекса Российской Федерации13.
Анализируя содержание ст. 212 Трудового кодекса, можно сделать вывод, что основная обязанность работодателя - обеспечение безопасных условий и охраны труда в широком смысле, то есть в правовом, социально-экономическом, организационно-техническом и медицинском понимании14.
Можно выделить следующие основные направления этой работы.
1) Инструктаж по вопросам охраны труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой), а также обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Правовую основу данного направления составляет ч. 1 ст. 225 ТК РФ, в соответствии с которой все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда». Инструктаж по вопросам охраны труда должен проводиться для работников непосредственно на рабочих местах в течение нескольких смен. Для лиц, принимаемых на работу, выполнение которой требует специальной подготовки и профессионального отбора, необходимо организовывать предварительное обучение правилам охраны труда с обязательным учетом специфики профессии (вида работ). Работники, не прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, не допускаются к работе.
2) Обеспечение
работников специальной
3) Организация надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания регламентируется ст. 223 ТК РФ, а также СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания». С целью обеспечения эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, ведении технологических процессов на предприятиях и в организациях оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки в рабочее время; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств, и другое.
4) Проведение за счет работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями (ст. 213 ТК РФ). Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры проходят работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на подземных работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений. Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, и перечни таких работ утверждены приказом Минздравмедпрома России «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» от 14 марта 1996 г. № 90. Работники, не прошедшие в установленном порядке обязательные медицинские осмотры, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению трудовых обязанностей не допускаются16.
5) Систематическое проведение аттестации рабочих мест по условиям труда регламентируется ст. 212 ТК РФ и Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» от 14 марта 1997 г. № 12. Аттестация рабочих мест - это система анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя17. Как правило, аттестация проводится в целях осуществления оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, а также для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда и включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты18.
Аттестация рабочих мест проводится на основании специального приказа, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия организации, определяются сроки и график проведения работ по аттестации. Аттестационная комиссия составляет полный перечень рабочих мест организации; выявляет ее наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам; разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда, осуществляет иные действия. По результатам аттестации заполняются соответствующие ведомости рабочих мест, и оформляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
6) Обеспечение соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда проводится на основании ст.219 ТК РФ и соответствующих ГОСТов, санитарных и строительных правил, других нормативных документов, утвержденных уполномоченными на то органами государственной власти и управления. При этом запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
7) Самозащита трудовых прав работников. Согласно ст. 379 Трудового кодекса РФ в целях самозащиты своих трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 380 ТК РФ работодатель, представители работодателя должны надлежаще реагировать на самозащиту работниками трудовых прав и обязаны не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты. Положения вышеизложенной статьи соответствуют ст. 13 Конвенции МОТ № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде (1981 г.)19, согласно которой трудящемуся, оставившему работу, который имел достаточные основания полагать, что она представляет непосредственную и серьезную опасность для его жизни и здоровья, обеспечивается в соответствии с национальными условиями и практикой защита от необоснованных последствий20. Аналогичные нормы закреплены в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» для случаев отказа работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (п. 4 ст. 9), необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (п. 5 ст. 9), выполнения тяжких работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (п. 6 ст. 9)21.
Кроме того, работники имеют право на дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с вредными условиями труда. При этом в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (часть 3 статьи 121 Трудового кодекса РФ).
Так, Верховный Суд РФ в своем решении по заявлению муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" о признании недействующими ряда пунктов Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, указал, что в силу части 3 статьи 123 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время22.