Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ понятия охраны труда, рассмотрение проблемных вопросов, связанных с охраной труда женщин, а также обобщение правоприменительной практики по данной теме.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) исследовать правовое регулирование правоотношений в области охраны труда;
2) проанализировать особенности регулирования охраны труда женщин;
3) исследовать ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 8
1.1. Понятие охраны труда 8
1.2. Охрана труда - обязанность работодателя 14
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН 25
2.1. Нормы по охране труда женщин 25
2.2. Дополнительные гарантии занятости женщин 37
2.3. Анализ правоприменительной практики 44
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Изложенные выше нормативные правовые положения говорят о том, что законодатель возложил на работодателя весьма широкий, но вместе с тем предметно-конкретный перечень служебных обязанностей, призванных обеспечить безопасные условия труда каждому работнику.
К числу наиболее существенных и распространенных нарушений законодательства в этой сфере можно отнести:
- в нарушение требований ст. 226 ТК РФ и ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» имеет место недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда;
- не соблюдаются положения
ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об
основах охраны труда в
- в нарушение требований
ст. 13 указанного Закона на
- вопреки требованиям ст. 41 ТК РФ и Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» на ряде предприятий не включаются в коллективные договоры обязательства по улучшению условий и охраны труда работников; а также включаются условия, ухудшающие по сравнению с законодательством РФ об охране труда положение работников; отсутствуют соглашения и планы мероприятий по охране труда, а принятые в коллективных договорах и соглашениях положения работодателями и администрацией предприятий, учреждений и организаций не выполняются;
- не обеспечивается
безопасность работников при
эксплуатации зданий, сооружений, оборудования,
осуществлении технологических
процессов, а также
- в нарушении ст. 223
ТК РФ работодателями не
- в нарушении ст.ст.212 и 225 ТК РФ работодателями ряда организаций не проводится обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда24.
Одной из наиболее серьезных обязанностей работодателя в сфере соблюдения требований охраны труда является проведение расследований и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данная обязанность установлена ст. 228 ТК РФ, а также Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 96725.
Схема определения тяжести несчастных случаев на производстве утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 августа 1999 г. N 32226. По степени тяжести все они подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие. Квалифицирующими признаками их тяжести являются (наличия одного из них достаточно для установления категории тяжести несчастного случая на производстве): характер полученных повреждений и осложнения, связанные с этими повреждениями; длительность расстройства здоровья (временная утрата трудоспособности); последствия полученных повреждений (стойкая утрата трудоспособности и степень ее утраты). Признаками тяжелого несчастного случая являются также повреждения, угрожающие жизни пострадавшего.
Круг непосредственных обязанностей работодателя по проведению расследований и учету несчастных случаев непосредственно очерчен требованиями ст. 228 ТК РФ.
Однако практика показывает, что работодатели требования этой нормы не соблюдают. Расследования несчастных случаев на производстве не проводятся либо проводятся несвоевременно и на низком профессиональном уровне; необходимые сведения, предусмотренные ст. 228 ТК РФ в государственные органы не направляются. В работе комиссий зачастую не участвуют представители органов местного самоуправления и профсоюзных организаций. В материалах расследования не указываются причины несчастных случаев; лица, допустившие нарушения; отсутствуют медицинские заключения о характере и степени тяжести травмы; объяснения виновных лиц. Широкое распространение получило укрытие несчастных случаев с работниками на производстве от учета27. Анализ производственного травматизма свидетельствует, что более трети из общего количества тяжело и смертельно травмированных работников пострадали по причине неудовлетворительной организации производства работ, около 20 % несчастных случаев произошло в результате эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования и несовершенства технологических процессов. Каждый десятый погибший на производстве пострадал в результате грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины, почти половина из которых находилась на работе в состоянии алкогольного опьянения и они не были своевременно отстраненны от работы.
Следует отметить, что действующее трудовое законодательство четко устанавливает обязанности работодателя по соблюдению требований охраны труда; а также наделяет государственные органы широким комплексом правомочий по контролю за надлежащим выполнением работодателями данных обязанностей. Однако сохранение неблагоприятной ситуации в указанной области влечет необходимость более активного применения со стороны контролирующих и правоохранительных органов системы мер, направленных на выявление нарушений законов об охране труда, их своевременное пресечение и привлечение виновных в совершении правонарушений работодателей к установленной законом ответственности.
Таким образом, обязанности по охране труда возлагаются для исполнения на всех без исключения работодателей. Их работа по обеспечению безопасности труда осуществляется как в соответствии с общим законодательством об охране труда, так и на основании ведомственных нормативных актов, действующих в этой сфере трудовых отношений.
Организация работы по охране
труда заключается в
Подлежащие планированию и осуществлению мероприятия в области охраны труда предусмотрены должны быть оформлены соответствующим разделом в коллективном договоре или отдельным соглашением по охране труда, которое может быть его приложением.
К числу этих мероприятий
могут быть отнесены: модернизация
технологического, подъемно-транспортного
и другого производственного
оборудования; устройство новых и
реконструкция имеющихся
При этом для непроизводственных отраслей (организации торговли, культуры, государственные учреждения и др.) их содержание может отличаться.
Целью правого регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей работников, в т. ч. право каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на ограничение рабочего времени; предоставление ежегодного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; на заработную плату, позволяющую вести достойное человека существование ему самому и его семье, и др.28
Именно соблюдение принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод требует дифференциации норм, регулирующих труд отдельных категорий работников. Критерии дифференциации при этом могут быть самыми разными — отраслевой, территориальный, половозрастной и др. Правовая регламентация труда может зависеть от специфики, статуса работодателя или работника, характера трудовой связи, способа организации работ и иных факторов29.
Трудовой кодекс объединил в особую группу субъектов трудового права женщин и иных лиц с семейными обязанностями. Термин «лица с семейными обязанностями» заимствован из Конвенции МОТ № 156 (1981) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», ратифицированной Россией в 1998 г.30
По моему мнению, справедливо пишут Е. Ершова и Е. Кочкина, о том, что обязательность установления дополнительных гарантий для женщин (и среди них беременные женщины; женщины, имеющих детей в возрасте до трех лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет, а инвалида до 18 лет; женщины, работающие в сельской местности) обусловлена, во-первых, необходимостью усиленной государственной защиты женщины от дискриминации в сфере труда, во-вторых, физиологическими особенностями женского организма и, в-третьих, репродуктивной функцией женщины31.
В сфере охраны труда женщин установлены следующие правила.
1. Законодатель ограничивает
или запрещает применение
В отличие от прежнего законодательства (ч. 1 ст. 160 КЗоТ) ч. 1 ст. 253 ТК РФ не запрещает применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных, кроме некоторых подземных (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию), а ограничивает их труд на указанных работах. Это позволяет рассматривать норму, закрепленную ч. 1 ст. 253, как установление одной из существенных особенностей правового регулирования труда женщин, в большей мере соответствующей общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ и обеспечивающей женщинам свободу выбора рода деятельности.
До утверждения новых перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, можно руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 16232.
В названном Перечне, состоящем из 456 видов работ и профессий, такие работы определены по отраслям хозяйства, производствам и видам работ. В Перечне включены работы, предусмотренные ранее другими актами: подземные работы горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений и некоторые работы в сельском хозяйстве.
В разделе II Перечня «Подземные работы» не только указаны запрещенные для женщин работы, но и предусмотрено исключение для работ, к выполнению которых они допускаются: работы, выполняемые женщинами, занимающими руководящие посты и не выполняющими физической работы; женщинами, проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения работ нефизического характера. Как указывают А. Власов и А. Городов, должности руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых в виде исключения разрешается применение женского труда, приведены в п. 2 примечаний к Перечню33.
В заключительный раздел Перечня помещены профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики, на которых не может применяться труд женщин: антенщик-мачтовик, водитель аэросаней, водолаз, газоспасатель, варщик битума, котельщик, занятый ремонтом горячих котлов, дозировщик ртути, занятый дозировкой открытой ртути вручную, и др.
В случаях, когда на работах
(профессиях, должностях), включенных в
указанный Перечень, созданы безопасные
условия труда и это
В отличие от этого правила ч. 2 ст. 253 ТК РФ запрещает применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин установлены постановление Правительства РФ от 06.02.1993 г. № 10534. Предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой составляет 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг. В эту величину включается тара и упаковка. В течение каждого часа рабочей смены величина динамической работы подъема тяжестей с пола не должна превышать 875 кгм, а с рабочей поверхности -1750 кгм. При применении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг35.