Охрана труда женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ понятия охраны труда, рассмотрение проблемных вопросов, связанных с охраной труда женщин, а также обобщение правоприменительной практики по данной теме.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) исследовать правовое регулирование правоотношений в области охраны труда;
2) проанализировать особенности регулирования охраны труда женщин;
3) исследовать ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 8
1.1. Понятие охраны труда 8
1.2. Охрана труда - обязанность работодателя 14
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН 25
2.1. Нормы по охране труда женщин 25
2.2. Дополнительные гарантии занятости женщин 37
2.3. Анализ правоприменительной практики 44
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

Файлы: 1 файл

ДР Охрана труда женщин.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Для определенных категорий  женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами желательно уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью  социально экономической политики, заменивший бы утраченный заработок из фонда единого социального налога.

Следует также рассмотреть  вопрос о свободном режиме дня  для женщин. Для начала такой график работы мог бы существовать в бюджетных  организациях, где государству легче  проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому.

Выработать систему  контроля за соблюдением правовых и  нормативных актов по охране труда  и в частности обеспечения  безопасных и здоровых условий труда  женщин, путем создания специальных  трудовых комиссий по охране труда женщин.

Разработать систему  надежных, профессиональных тестов при  приеме на работу для работодателей, опасающихся принимать на работу женщин в связи с предубеждениями, что обремененность семейными обязанностями  снижает ценность женской рабочей силы. С целью выявления профессиональных возможностей и квалификации, законодательно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты, с одной стороны, помогут разрушить предубеждение о принципиальной невозможности женщин выполнять те или иные работы, а с другой - уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных сотрудников. Кроме того, отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, может стать основанием для обвинения в дискриминации и послужить социальной гарантией для действительно компетентных работников.

Остается ограниченным и участие женщин в принятии решений. Их представительство на высших государственных  должностях не соответствует реальному вкладу в укрепление государственности. Имея высокий уровень образования, женщины реже, чем мужчины становятся руководителями. Фактически они отстранены от участия в структурах власти, крайне незначительно представлены на ответственных постах в органах государственной власти, в производственной и финансовой сферах, в ассоциациях предпринимательства.

Государство должно разрабатывать  программы по улучшению положения  женщин в сфере труда, по охране труда  женщин и активно их внедрять в  принудительном порядке в бюджетных организациях и путем экономической заинтересованности в частном секторе.

Фактором, существенно  сдерживающим реализацию программ по улучшению положения женщины, является крайне ограниченное их финансирование.

В программу государственной поддержки охраны труда женщин должно быть включено:

1. Выработка системы  контроля за соблюдением правовых  и нормативных актов по охране  труда в частности обеспечение  безопасных и здоровых условий  труда женщин;

2. Необходимо предоставить  работающим женщинам возможность применять нестандартные режимы труда, снижать по желанию женщины суммарную трудовую нагрузку с учетом домашних и материнских обязанностей;

3. Выработка системы  поощрения для работодателя при  увеличении рабочих мест для  женщин, отвечающих установленным нормам, путем снижения налоговой ставки;

4. Внедрение в производство  наиболее передовых технологий, улучшающих условия труда, позволяющие  женщине активно проявлять свои  способности и постоянно повышать  производительность труда;

5. Разработка и активное внедрение нового трудового законодательства с учетом развития рыночных отношений, новых форм собственности и увеличение количества частных собственников средств производства;

6. Широкая пропаганда  экономических и социальных прав  женщин-работниц и создание действенного механизма защиты этих прав;

7. Создание, наряду с  общественно-политическими, трудовых  объединений женщин по отраслям  производства;

8. Уважительное отношение  к проблемам женщины - матери;

9. Создание твердых  социальных гарантий в области быта, жилья, дошкольных учреждений, образования и развития детей, позволяющих разгрузить женщин в быть и тем самым поднять ее производительность на рабочем месте;

10. Создание безопасных, здоровых условий труда.

 

Заключение

Анализ норм действующего законодательства, а также имеющейся литературы и материалов судебной практики позволяет прийти к следующим выводам.

Понятие охраны труда - это  система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, профсоюзами, работодателями, их объединениями и самими работниками. Проблемы охраны труда предполагают рассмотрение их в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом, правовом.

Правовая охрана труда  как правовой институт трудового  права представляет собой систему  правовых норм, непосредственно направленных на создание условий труда, которые  обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников. Эти нормы являются обязательными для выполнения всеми субъектами трудовых отношений. В Российской Федерации охрана труда является частью государственной политики, основные направления которой определяются нормами действующего законодательства.

Обязанности по охране труда  возлагаются для исполнения на всех без исключения работодателей. Их работа по обеспечению безопасности труда  осуществляется как в соответствии с общим законодательством об охране труда, так и на основании  ведомственных нормативных актов, действующих в этой сфере трудовых отношений. Организация работы по охране труда заключается в планомерном и целенаправленном осуществлении различных мероприятий по охране труда (правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и др.) в целях создания здоровых и безопасных условий труда как в целом по предприятиям, учреждениям, организациям, так и на отдельном рабочем месте.

Подлежащие планированию и осуществлению мероприятия  в области охраны труда предусмотрены должны быть оформлены соответствующим разделом в коллективном договоре или отдельным соглашением по охране труда, которое может быть его приложением. К числу этих мероприятий могут быть отнесены: модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования; устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в помещениях; проведение работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда и т.п. По усмотрению работодателей, профсоюзов и иных представительных органов работников в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы. При этом для непроизводственных отраслей (организации торговли, культуры, государственные учреждения и др.) их содержание может отличаться.

Каждый работник имеет  право: на рабочее место, оборудованное  в соответствии с требованиями охраны труда, получение от работодателя достоверной  информации об условиях и охране труда  на рабочем месте; о существующем риске повреждения здоровья и о принимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся ему компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном уровне производства и организации труда, о применяемых средствах индивидуальной и коллективной защиты.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются в соответствии со ст. 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Обеспечение права каждого  работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из основных принципов  правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК). Этот принцип нашел реализацию и в статьях раздела X Трудового кодекса «Охрана труда» (гл. 33 - 36 ТК). В названном разделе кодекса впервые закреплено понятие охраны труда и ряда других понятий, используемые в законодательстве об охране труда, раскрыто содержание требований охраны и подчеркнута необходимость их соблюдения при осуществлении всех видов деятельности, наиболее полно, чем в прежнем кодексе, сформулированы обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и права работников на такие условия, детально изложен порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Охрана женского труда  в Российской Федерации в настоящий  момент находиться не на должном уровне, далеко не на уровне стандартов предложенных в Евросоюзе, даже те нормативно-правовые акты, которые уже приняты в РФ не исполняются. В связи с этим, предлагаемые мной меры по улучшению положения женщин-тружениц, признаны поднять уровень защищенность женского труда во всех производственных сферах. А именно, нужно внести следующие изменения в действующее законодательство:

1) Государство должно  заинтересовать работодателя в  приеме на работу женщин, субсидированием,  льготными кредитами, снижением  налогового бремени.

2) Правительству стоит в кратчайшие сроки утвердить положения о государственной инспекции надзора и контроля; положения о статусе государственного инспектора по охране труда, положения о порядке сертификации предприятий на соответствие требованиям безопасных условий труда, определить источники финансирования работ в этой области, разработать экономический механизм воздействия на предприятия, имеющих недостатки в профилактике и обеспечении безопасных условий труда. Инвестиции предприятий, направленные на улучшение условий труда, должны рассматриваться как средства на развитие предприятия и не должны облагаться налогом на прибыль.

3) Для определенных  категорий женщин, особенно с  маленькими детьми, одиноких матерей,  матерей с детьми-инвалидами желательно  уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью соответствующей социально-экономической политики компенсируя бы утраченную прибыль из фонда Единого социального налога.

4) Следует также рассмотреть  вопрос о свободном режиме  дня для женщин. Для начала  такой график работы мог бы существовать в бюджетных организациях, где государству легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому.

5) Выделение дополнительных  средств службам занятости, ведущим  активную работу по занятости  женщин.

6) При государственном  финансирование службы занятости  создание Агентств по временному  трудоустройству беременных женщин, для работы по специальности  или обеспечении более легким  трудом, до наступления отпуска  по беременности и родам. По  истечению отпуска по беременности и родам, трудоустраивать женщину или оформлять отпуск по уходу за ребенком, с сохранением трудового стажа.

7) Разработать систему  надежных, профессиональных тестов  при приеме на работу для  работодателей, опасающихся принимать  на работу женщин в связи с предубеждениями, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы. С целью выявления профессиональных возможностей и квалификации, законодательно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты, с одной стороны, помогут разрушить предубеждение о принципиальной невозможности женщин выполнять те или иные работы, а с другой - уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных сотрудников. Кроме того, отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, может стать основанием для обвинения в дискриминации и послужить социальной гарантией для действительно компетентных работников.

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конвенция Международной  Организации Труда N 156 о равном  обращении и равных возможностях  для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями  (Женева, 3 июня 1981 г.) // Бюллетень международных договоров. 2004. N 10. С. 18.

2. Конвенция Международной  Организации Труда N 155 о безопасности  и гигиене труда и производственной  среде (Женева, 3 июня 1981 г.). Ратифицирована  Российской Федерацией Федеральным  законом от И апреля 1998 г. N 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2001 г., N 50, ст. 4652.

Информация о работе Охрана труда женщин