Понятие и виды трудового стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:17, дипломная работа

Описание работы

С самого своего зарождения общество представляло, что соплеменник, внесший трудовой вклад в жизнь общества заслуживал помощи во времена жизненных трудностей. В Древней Руси в общинной форме общественного устройство славяне представляли себе, что труд во благо общины был неизменной часть жизни каждого ее члена. Все добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Старики пользовались неизменным авторитетом, в силу своей опытности и знаний предшествующих поколений. Также община брала на себя бремя содержания беременных женщин и малолетних детей.

Содержание работы

1. Понятие, значение и история трудового стажа в сфере социального обеспечения……………………………………………………2
1.1. История возникновения и развития законодательного регулирования трудового стажа……………………………………………2
1.2. Понятие, значение и классификация трудового стажа в сфере социального обеспечения………………….……………………………….20
2. Виды трудового стажа и порядок его исчисления………….37
2.1. Виды страхового стажа и порядок его исчисления………...37
2.2. Специальный трудовой стаж и порядок его исчисления…..49
2.3. Общий трудовой стаж………………………………………...72
3. Актуальные проблемы трудового стажа……………………91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-1.docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие, значение и история трудового стажа  в сфере социального обеспечения……………………………………………………2
    1. История возникновения и развития законодательного регулирования трудового стажа……………………………………………2
    2. Понятие, значение и классификация трудового стажа в сфере социального обеспечения………………….……………………………….20
  2. Виды трудового стажа и порядок его исчисления………….37
    1. Виды страхового стажа и порядок его исчисления………...37
    2. Специальный трудовой стаж и порядок его исчисления…..49
    3. Общий трудовой стаж………………………………………...72
  3. Актуальные проблемы трудового стажа……………………91

 

 

  1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ИСТОРИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА
    1. История возникновения и развития законодательного регулирования трудового стажа

 

С самого своего зарождения общество представляло, что соплеменник, внесший трудовой вклад в жизнь общества заслуживал помощи во времена жизненных трудностей. В Древней Руси в общинной форме общественного устройство славяне представляли себе, что труд во благо общины был неизменной часть жизни каждого ее члена. Все добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Старики пользовались неизменным авторитетом, в силу своей опытности и знаний предшествующих поколений. Также община брала на себя бремя содержания беременных женщин и малолетних детей.

При построении государства правительственный аппарат и народ неизменно вносили свой трудовой вклад. Законодатель это понимал и всячески старался способствовать появлению социального результата этого самого вклада. Дружинники в результате военных походов получали некоторые завоеванные ими земли, которые в старости служили как средство к существованию. Князья и монахи по своему усмотрению жаловали милостыню простому народу. Русская Правда содержала в себе некое подобие социальной программы, однако понятие трудового стажа закон не предусматривал.

Некоторое подобие обязанности  государства по выплате денежных средств за трудовую деятельность служащих у него граждан было закреплено в законе, изданном Петром I в 1720 году. Положения Морского Устава гласили, что моряк ставший инвалидом в бою или вообще в службе, определялся в гражданскую службу с повышением в чине. А если ни к какой службе негоден, то помещается в госпиталь, где содержат и кормят его до смерти, а если не желает лежать, то моряку выдавали жалованье и отпускали. Устав гласит, что данные положения распространялись и на старых моряков.

Все изменилось после того, как в 1827 году Николай I издал «Устав о пенсиях и единовременных пособиях», регламентирующий порядок выплаты социального обеспечения государственным служащим. До принятия же Устава стоит отметить несколько примеров законодательного урегулирования размеров и значения трудового стажа. В 1762 году пожизненный срок службы заменен на 25-летний, это значило значительно более быстрое получение тех привилегий, которые обуславливал их статус как военного сословия. В 1803 согласно указу императора Александра I военным, прослужившим не менее 20 лет и уволенным вследствие полученных ранений или приобретенных на военной службе болезней, назначалась пенсия в размере одной трети ежемесячного жалования. За 30 лет службы при увольнении по тем же причинам — половина жалования, а за 40 и более лет — полное жалованье. Разумеется, что государственные служащие за свой трудовой вклад в развитие государства и раньше получали пенсии и пособия. До принятия Устава производилось это произвольно – по усмотрению верховных властей. Служба была пожизненной, до тех пор, пока служащий по каким либо причинам не утрачивал возможности ее нести. Но эти, правила, по которым исчислялись вознаграждения, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности.

 

2) когда кто из одного  места в другое переведен будет, он должен прислан быть в новое свое место с точным уведомлением о бытности и службе его в прежнем месте;

3) когда кому следует  дать следующий чин об оных  подавать представление в высшие  инстанции с присовокуплением  таких же аттестатов и с  подробным объяснением, кто, где  и как службу свою производил и какие кроме своего возраста заслуги имеет. Таким образом, надеется Ее Императорское Величество, что в скором времени как в Сенате, так и во всех других главных местах известны, будут прямые заслуги, достоинство и доброе поведение всех в статской службе обращающихся людей. [1]

В столице организовать подобную систему регистрации было несложно, но в провинции дело шло очень  медленно. Переписка герольдмейстерской конторы Сената, ведавшей учетом чиновников, и местных канцелярий велась годами, а в итоге часто выяснялось, что на местах никакого учета нет. Но императрица не сдавалась. За время своего царствования Екатерина II подписала более десятка указов, регламентирующих ведение формулярных списков. В итоге к концу ее царствования был в общих чертах сформирован тот вид формулярного списка, который существовал вплоть до большевистской революции.

Государственная служба была занятием привилегированным: высшие и  средние слои чиновников принадлежали к дворянству, а мелкие имели (по крайней мере, теоретически) возможность, получив более высокий чин, в  конце концов, стать дворянами.

Чиновник в Российской империи налогов не платил, и государство  не было заинтересовано в том, чтобы  на государственную службу поступали  представители податных сословий. Поэтому  при поступлении на службу сведения о происхождении проверяли придирчиво, а если справок не хватало, то в  формулярном списке делали примечание, что часть сведений документально  не подтверждена. Несмотря на это, количество чиновников недворянского происхождения  постоянно росло. Для того чтобы  занять все вакансии, дворян элементарно  не хватало. А манифест Екатерины II "О вольности дворянству" сделал государственную службу необязательной для дворян, что также дало разночинцам  возможность сделать карьеру  чиновника. Государству оставалось лишь наблюдать за тем, как его  аппарат становится все менее  аристократическим.

Стандартный формулярный  список, просуществовавший вплоть до 1917 года, состоял из 15 граф. В первую вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, вероисповедание, и размер зарплаты, во вторую - социальное происхождение. Следующие четыре пункта были посвящены тому, есть ли у чиновника, его родителей или жены недвижимое имущество и каково его происхождение. Затем следовали вопросы о том, где чиновник получил образование, когда и в каком чине начал службу, участвовал ли он в военных действиях и не привлекался ли к судебной ответственности. Специальная графа была посвящена вопросу о том, способен ли чиновник продолжать службу и достоин ли повышения. Сюда же заносились и сведения об отпусках и о том, вовремя ли чиновник из них возвращается. И, наконец, формулярный список подробно фиксировал семейное положение чиновника, включая даты рождения детей, их вероисповедание и место жительства. Такая анкета давала достаточно полную информацию о человеке. Сюда заносились сведения, которые человек едва ли мог пожелать сделать достоянием гласности. Пометки о том, что данному чиновнику запрещено духовной консисторией вступать в брак (так могли наказывать за развод после супружеской измены), нередко тоже вносились в формуляр.

Формуляры чиновников доставлялись в губернское правление, а оттуда отправлялись в Сенат. Современные  историки относятся к российской бюрократии с огромной нежностью, поскольку  сохранившиеся формулярные списки позволяют без особого труда  восстановить биографию любого государственного служащего страны.

Строгой фиксации подвергались перемещения по службе не только чиновников, но и военных и отчасти духовенства. Карьерой всех остальных граждан  государство мало не интересовалось. Всенародным достоянием трудовые книжки (так после революции стали  называть документы, подобные формулярным  спискам), сделали лишь большевики.

Таким образом, формулярный  список явился предшественником трудовой книжки. Государство превратило формулярные  списки в средство контроля за деятельностью всех чиновников страны. В столице организовать подобную систему регистрации было несложно, но в провинции дело шло очень медленно. Стандартный формулярный список, просуществовавший вплоть до 1917 года, состоял из 15 граф.

 

1.2 История появления  первых трудовых книжек

Как известно, все российские оппозиционеры недолюбливали госчиновников. А радикалы, к числу которых  принадлежали большевики, полагали, что  государственная бюрократия исчезнет сразу же после революции. В ленинских статьях присутствуют утверждения о том, что революция сломает старый государственный аппарат, а в новый привлечет сначала большинство, а затем и всех трудящихся поголовно. Большевистская программа государственного строительства была популистской: выборность чиновников, сменяемость их в любое время при оплате труда на уровне средней заработной платы рабочего, всеобщий контроль. Ленин полагал, что все трудящиеся получат возможность побывать управленцами, но никто не сможет стать профессиональным бюрократом: "Все будут управлять по очереди и быстро привыкнут, чтобы никто не управлял". Однако, придя к власти, большевики быстро забыли свои идеи всеобщего самоуправления. И хотя слова "чиновник" и "бюрократ" теперь употреблялись исключительно в качестве ругательств, чиновничий аппарат стал расти. А где есть чиновники, там возникает механизм, при помощи которого государство контролирует своих верных слуг.

Особенностью советской  России было то, что новые правители  пытались всячески размыть границу  между чиновниками, солдатами и  рабочими. Во всех гражданах власти старались видеть слуг государства. Все повинности должны были стать всеобщими. В первых большевистских законодательных актах неоднократно подчеркивалось, что "рабочее и крестьянское правительство республики ставит своей непосредственной задачей привлечение всех граждан ко всеобщей трудовой и воинской повинности". А любая всеобщая повинность предполагает тотальную регистрацию, и военнообязанных переписывали вместе с трудоспособными. Всякий занесенный в списки гражданин, имеющий две руки и две ноги, мог быть мобилизован на уборку снега, заготовку дров или же рытье окопов. А принятая в июле 1918 года Конституция придала всеобщей трудовой повинности характер общегосударственного закона. Все шло к тому, что свидетельство о труде на благо государства должно стать основным документом. Однако первыми трудовые книжки получили не победившие пролетарии, а всевозможные классово чуждые элементы.

В октябре 1918 года СНК издал  Декрет о трудовых книжках для нетрудящихся. В этом документе говорилось, что поскольку труд является обязанностью граждан республики, то вместо паспортов и прочих удостоверений личности теперь будут использоваться трудовые книжки. В перспективе трудовые книжки собирались выдать всем гражданам страны, но в первую очередь их должны были получить нетрудящиеся элементы, к которым были отнесены:

1) лица, живущие на нетрудовой  доход, поступления с имущества,  проценты с капитала;

2) лица, прибегающие к  наемному труду с целью извлечения  прибыли;

3) члены советов и правлений  акционерных обществ, компаний  и всякого рода товариществ  и директора этих обществ;

4) частные торговцы, биржевые  маклеры, торговые и коммерческие  посредники;

5) лица так называемых  свободных профессий, если они  не выполняют общественно-полезных  функций;

6) всякие лица, не имеющие  определенных занятий,- например, бывшие  офицеры, воспитанники юнкерских  училищ и кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные  и их помощники, частные поверенные  и прочие лица данной категории. [2]

Поскольку речь шла о нетрудящихся, в трудовую книжку вносились сведения о выполнении возложенных на "нетрудящийся элемент" общественных работ. Не имеющие трудовой книжки могли быть оштрафованы на 1000 руб. или же подвергнуты тюремному заключению на срок до полугода. А поскольку трудовая книжка приобретала статус чуть ли не основного документа, без нее нельзя было ни перемещаться по стране, ни получать продовольственные карточки. Этот документ назывался временным трудовым свидетельством для буржуазии, однако на нем было написано: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", а рядом располагался лозунг: "Кто не работает, да не ест!", в соответствии с приложением А.

Победившие пролетарии стали  получать трудовые книжки лишь после  того, как в декабре 1918 года ВЦИК принял Кодекс законов о труде, согласно которому каждый трудящийся обязан иметь  трудовую книжку, в которую заносятся  отметки о произведенных им работах  и полученных вознаграждениях и  пособиях". Эти трудовые книжки уже  не заменяли собой паспорта. Сюда лишь вносились сведения о работе, зарплате и наградах. Теоретически трудовые книжки должны были получить все трудящиеся, однако крестьяне, конечно же, в виду не имелись. Но и пролетарии никаких  трудовых книжек не получили. Правда, 25 июня 1919 года ВЦИК и СНК издали новый  декрет "О введении трудовых книжек в гг. Москве и Петрограде". Согласно этому декрету:

Информация о работе Понятие и виды трудового стажа