Понятие и виды трудового стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:17, дипломная работа

Описание работы

С самого своего зарождения общество представляло, что соплеменник, внесший трудовой вклад в жизнь общества заслуживал помощи во времена жизненных трудностей. В Древней Руси в общинной форме общественного устройство славяне представляли себе, что труд во благо общины был неизменной часть жизни каждого ее члена. Все добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Старики пользовались неизменным авторитетом, в силу своей опытности и знаний предшествующих поколений. Также община брала на себя бремя содержания беременных женщин и малолетних детей.

Содержание работы

1. Понятие, значение и история трудового стажа в сфере социального обеспечения……………………………………………………2
1.1. История возникновения и развития законодательного регулирования трудового стажа……………………………………………2
1.2. Понятие, значение и классификация трудового стажа в сфере социального обеспечения………………….……………………………….20
2. Виды трудового стажа и порядок его исчисления………….37
2.1. Виды страхового стажа и порядок его исчисления………...37
2.2. Специальный трудовой стаж и порядок его исчисления…..49
2.3. Общий трудовой стаж………………………………………...72
3. Актуальные проблемы трудового стажа……………………91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-1.docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

время содержания под стражей  в местах лишения свободы сверх  срока, назначенного при пересмотре дела.

В соответствии с Законом  РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается  в стаж работы по специальности.

Законом РФ "О статусе  военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время нахождения граждан  на военной службе по контракту засчитывается  в стаж работы по специальности.

Юридическое значение специального трудового стажа заключается  в том, что он является основным юридическим  фактом при определении права  на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями  труда, а также в связи с  работой на Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются  пенсии за выслугу лет.18

 

  1. Виды трудового стажа и порядок его исчисления
    1. Виды страхового стажа и порядок его исчисления

 

Понятие страхового стажа впервые дано в Федеральном  законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования», где страховой стаж определен  как суммарная продолжительность  периодов трудовой деятельности застрахованного  лица в течение его жизни, за которые  уплачиваются страховые взносы.

До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое  значение придавалось трудовому  стажу, т.е. суммарной продолжительности  трудовой и иной общественно полезной деятельности. Кроме того, в трудовой стаж включались периоды, которые вообще нельзя отнести ни к какой трудовой деятельности (в частности, проживания супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться  по специальности; проживания за границей неработающих супругов работников российских учреждений и международных организаций  и др.).

К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это  может быть любая работа – постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью  понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским  договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация  понятий: труд как таковой, как квалифицирующий  признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим – уплатой  страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным  в общую систему пенсионного  страхования застрахованных лиц.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение всех видов стажа в российском законодательстве.19

В более позднем  по времени принятия нормативном  правовом акте – Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования» – страховой  трудовой стаж определяется как суммарная  продолжительность времени уплаты страховых взносов.

В то же время  названные выше Законы не предусматривали  порядка его учета и исчисления, и стаж на практике до 01.01.2002 исчислялся по условиям и нормам ст. 89 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях  в Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона о трудовых пенсиях дана норма-дефиниция, согласно которой страховой стаж – учитываемая при определении  права на трудовую пенсию суммарная  продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение  которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие  разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой  редакции, которая отвечает интересам  адресата нормы. Учитывая это, а также  тот факт, что норма-дефиниция  по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов  «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой  стаж периодов работы и (или) иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотренная  в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

По смыслу статьи 10 Федерального закона о трудовых пенсиях  видно, что ее целевая направленность – правовое регулирование включения  в страховой стаж работы и (или) иной деятельности. Термин «работа» в экономическом  смысле определяется как осуществление  трудовой деятельности, участие в  труде, выполнение человеком, коллективом  определенного круга поручений, заданий.

Таким образом, статья 10 Федерального закона о трудовых пенсиях  ориентирована на урегулирование прав тех застрахованных лиц, которые  трудятся.20

К периодам работы относятся:

– периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. По характеру деятельности это может  быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа – постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.;

– периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

– периоды работы по авторским и лицензионным договорам;

– периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие);

– периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства  и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам  об использовании их труда;

– периоды работы в качестве пастуха по договору с  коллективом граждан-владельцев скота  за время до заключения трудовых договоров  или договоров гражданско-правового  характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Понятие иной деятельности данным Федеральным законом не раскрывается. Пенсионному законодательству известна индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательская деятельность, деятельность членов творческих союзов, деятельность в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных  народов Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования. Однако установленное правовое регулирование распространяется и на другую деятельность.21

Правовой смысл  ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ не ограничивается тем, что в ней  определены периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению  в страховой стаж при условии  уплаты за них страховых взносов, в ней одновременно содержится условие  о выполнении работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федерации  и круг лиц.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой  стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись  на территории Российской Федерации  лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Таким образом, к кругу лиц относятся лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Названным Законом  закреплено, что это граждане Российской Федерации, а также проживающие  на территории Российской Федерации  иностранные граждане и лица без  гражданства, выполняющие трудовую деятельность на условиях, предусмотренных  законодательством.22

Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрены  условия включения в страховой  стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации. При этом предусматривается  уплата страховых взносов в случаях, регулируемых законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ также содержит отсылочную норму к ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Этой статьей, в частности, определено:

– граждане Российской Федерации, работающие за пределами  территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию  и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда России за себя;

– физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию  и осуществлять уплату страховых  взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Указанные физические лица осуществляют уплату страховых  взносов в установленном законом  порядке. При этом уплаченные суммы  страховых взносов учитываются  при определении права граждан  на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Таким образом, по смыслу нормативных положений можно  сделать вывод о возможности  добровольного участия в системе  обязательного пенсионного страхования  трех категорий физических лиц:

– граждан, работающих за пределами территории Российской Федерации;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое работающее физическое лицо, за которое  не осуществляется уплата страховых  взносов страхователем в силу закона;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем из-за отсутствия страхователя как такового, т.к. это лицо не занято трудовой деятельностью.23

При этом правовые последствия добровольного участия  в системе обязательного пенсионного  страхования первой категории лиц  не требуют комментария.

Что касается второй категории, то в отношении лиц, выполняющих  работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, следует отметить зависимый характер закрепленной законодательно нормы. Уточнение  ее правового смысла возможно в системной  связи с нормами действующего законодательства.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая  база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ. В практической деятельности это  означает, что страховые взносы могут  быть начислены на те суммы, на которые  начисляется единый социальный налог. Принимая во внимание, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ суммы, выплачиваемые  за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению, с этих сумм не производилась уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда России. Из этого следует, что при определении права на трудовую пенсию периоды их деятельности после 01.01.2002 не подлежат включению в страховой стаж.24

В отношении третьей  категории разъяснения даны Департаментом  развития социального страхования, политики в сфере физической культуры, спорта и туризма Министерство здравоохранения и социального развития России. По мнению Департамента, периоды уплаты страховых взносов за лицо, за которое не осуществлялась уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, другим лицом в добровольном порядке в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 29 данного Федерального закона, не связанные с осуществлением трудовой деятельности, не могут быть включены в страховой стаж. При этом суммы уплаченных страховых взносов учитываются в расчетном пенсионном капитале застрахованного лица, за которого уплачивались страховые взносы, для определения страховой части трудовой пенсии, а также данные суммы учитываются для определения накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Трудовой стаж – учитываемая при определении  права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению  суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые  засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной  Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении).25

Нормами п. 2 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на пенсию по старости отдельных категорий граждан  определяется с учетом трудового  стажа.

В состав трудового  стажа включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж при установлении трудовой пенсии.

Информация о работе Понятие и виды трудового стажа