Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:17, дипломная работа
С самого своего зарождения общество представляло, что соплеменник, внесший трудовой вклад в жизнь общества заслуживал помощи во времена жизненных трудностей. В Древней Руси в общинной форме общественного устройство славяне представляли себе, что труд во благо общины был неизменной часть жизни каждого ее члена. Все добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Старики пользовались неизменным авторитетом, в силу своей опытности и знаний предшествующих поколений. Также община брала на себя бремя содержания беременных женщин и малолетних детей.
1. Понятие, значение и история трудового стажа в сфере социального обеспечения……………………………………………………2
1.1. История возникновения и развития законодательного регулирования трудового стажа……………………………………………2
1.2. Понятие, значение и классификация трудового стажа в сфере социального обеспечения………………….……………………………….20
2. Виды трудового стажа и порядок его исчисления………….37
2.1. Виды страхового стажа и порядок его исчисления………...37
2.2. Специальный трудовой стаж и порядок его исчисления…..49
2.3. Общий трудовой стаж………………………………………...72
3. Актуальные проблемы трудового стажа……………………91
время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по специальности.
Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности.
Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет.18
Понятие страхового
стажа впервые дано в Федеральном
законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного
До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. Кроме того, в трудовой стаж включались периоды, которые вообще нельзя отнести ни к какой трудовой деятельности (в частности, проживания супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности; проживания за границей неработающих супругов работников российских учреждений и международных организаций и др.).
К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа – постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.
Под иной деятельностью
понимают выполнение работ или оказание
услуг по гражданско-правовым договорам,
создание произведений по авторским
договорам, занятие индивидуальной
предпринимательской
Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим – уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.
Поэтому целью данной работы является рассмотрение всех видов стажа в российском законодательстве.19
В более позднем
по времени принятия нормативном
правовом акте – Федеральном законе
от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования» – страховой
трудовой стаж определяется как суммарная
продолжительность времени
В то же время
названные выше Законы не предусматривали
порядка его учета и
В ст. 2 Федерального закона о трудовых пенсиях дана норма-дефиниция, согласно которой страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая отвечает интересам адресата нормы. Учитывая это, а также тот факт, что норма-дефиниция по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотренная в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
По смыслу статьи 10 Федерального закона о трудовых пенсиях видно, что ее целевая направленность – правовое регулирование включения в страховой стаж работы и (или) иной деятельности. Термин «работа» в экономическом смысле определяется как осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий.
Таким образом, статья 10 Федерального закона о трудовых пенсиях ориентирована на урегулирование прав тех застрахованных лиц, которые трудятся.20
К периодам работы относятся:
– периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. По характеру деятельности это может быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа – постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.;
– периоды работы
по договору гражданско-правового
– периоды работы по авторским и лицензионным договорам;
– периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие);
– периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда;
– периоды работы
в качестве пастуха по договору с
коллективом граждан-владельцев скота
за время до заключения трудовых договоров
или договоров гражданско-
Понятие иной деятельности
данным Федеральным законом не раскрывается.
Пенсионному законодательству известна
индивидуальная трудовая деятельность,
предпринимательская
Правовой смысл ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ не ограничивается тем, что в ней определены периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж при условии уплаты за них страховых взносов, в ней одновременно содержится условие о выполнении работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федерации и круг лиц.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Таким образом, к кругу лиц относятся лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Названным Законом закреплено, что это граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие трудовую деятельность на условиях, предусмотренных законодательством.22
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрены условия включения в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации. При этом предусматривается уплата страховых взносов в случаях, регулируемых законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ также содержит отсылочную норму к ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Этой статьей, в частности, определено:
– граждане Российской
Федерации, работающие за пределами
территории Российской Федерации, вправе
добровольно вступить в правоотношения
по обязательному пенсионному
– физические лица
вправе добровольно вступить в правоотношения
по обязательному пенсионному
Указанные физические
лица осуществляют уплату страховых
взносов в установленном
Таким образом, по
смыслу нормативных положений можно
сделать вывод о возможности
добровольного участия в
– граждан, работающих за пределами территории Российской Федерации;
– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое работающее физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в силу закона;
– лиц, осуществляющих
уплату страховых взносов за другое
физическое лицо, за которое не осуществляется
уплата страховых взносов
При этом правовые
последствия добровольного
Что касается второй категории, то в отношении лиц, выполняющих работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, следует отметить зависимый характер закрепленной законодательно нормы. Уточнение ее правового смысла возможно в системной связи с нормами действующего законодательства.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ. В практической деятельности это означает, что страховые взносы могут быть начислены на те суммы, на которые начисляется единый социальный налог. Принимая во внимание, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению, с этих сумм не производилась уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда России. Из этого следует, что при определении права на трудовую пенсию периоды их деятельности после 01.01.2002 не подлежат включению в страховой стаж.24
В отношении третьей категории разъяснения даны Департаментом развития социального страхования, политики в сфере физической культуры, спорта и туризма Министерство здравоохранения и социального развития России. По мнению Департамента, периоды уплаты страховых взносов за лицо, за которое не осуществлялась уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, другим лицом в добровольном порядке в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 29 данного Федерального закона, не связанные с осуществлением трудовой деятельности, не могут быть включены в страховой стаж. При этом суммы уплаченных страховых взносов учитываются в расчетном пенсионном капитале застрахованного лица, за которого уплачивались страховые взносы, для определения страховой части трудовой пенсии, а также данные суммы учитываются для определения накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Трудовой стаж
– учитываемая при определении
права на отдельные виды пенсий по
государственному пенсионному обеспечению
суммарная продолжительность
Нормами п. 2 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на пенсию по старости отдельных категорий граждан определяется с учетом трудового стажа.
В состав трудового стажа включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж при установлении трудовой пенсии.