Понятие и виды трудового стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:17, дипломная работа

Описание работы

С самого своего зарождения общество представляло, что соплеменник, внесший трудовой вклад в жизнь общества заслуживал помощи во времена жизненных трудностей. В Древней Руси в общинной форме общественного устройство славяне представляли себе, что труд во благо общины был неизменной часть жизни каждого ее члена. Все добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Старики пользовались неизменным авторитетом, в силу своей опытности и знаний предшествующих поколений. Также община брала на себя бремя содержания беременных женщин и малолетних детей.

Содержание работы

1. Понятие, значение и история трудового стажа в сфере социального обеспечения……………………………………………………2
1.1. История возникновения и развития законодательного регулирования трудового стажа……………………………………………2
1.2. Понятие, значение и классификация трудового стажа в сфере социального обеспечения………………….……………………………….20
2. Виды трудового стажа и порядок его исчисления………….37
2.1. Виды страхового стажа и порядок его исчисления………...37
2.2. Специальный трудовой стаж и порядок его исчисления…..49
2.3. Общий трудовой стаж………………………………………...72
3. Актуальные проблемы трудового стажа……………………91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-1.docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

В условиях правового государства  термин «трудовой стаж» как никогда  актуализируется не только в сфере  социального обеспечения, а также  представляет свое значение для различных  отраслей права: гражданского административного, трудового и других.

Трудовой стаж - это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, на многие виды пособий и некоторые социальные льготы.

Российская Федерация - правовое государство, и оно стремится  к повышению уровня жизни каждого  нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила  Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой  общество, предоставляя социальное обеспечение  своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Традиционно возникновение  права на многие виды социального  обеспечения связывают с прошлым  трудовым вкладом гражданина - его  трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодателем  в этом аспекте.

Одним из важнейших юридических  фактов, с которым законодатель связывает  возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие  существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере  социального обеспечения.2

Проводимая в Российской Федерации реформа затрагивает  разные стороны социального обеспечения, меняет основные приоритеты действующего ранее законодательства. Изменения  касаются, в том числе порядка  определения права на пенсию с  учетом продолжительности, количества лет общего трудового стажа. Федеральный  закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в РФ» вводит понятие страхового стажа.

В связи с проведенной в стране реформой содержание и понятие трудового стажа меняется, основное значение приобретает страховой стаж работы. Трудовой стаж применим при преобразовании (конвертации) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

Отсутствие четкого определения  трудового стажа, введение понятия  страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, сложность в  подтверждении стажа и ряд  других проблем – составляют актуальность настоящего исследования.

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым  комплексом нормативных актов, который  можно представить в виде упорядоченной  иерархии законодательных и подзаконных  актов. Это:

Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.3

Во-вторых, это законодательные акты.

- Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.

Одна из немногих статей ТК РФ посвященных  вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для  получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным  законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».4

Среди специальных законодательных  актов урегулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:

- Федеральный закон от 17 декабря  2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 15 декабря  2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др.

В-третьих, это подзаконные нормативные акты:Постановления Правительства РФ:

- Постановление Правительства  РФ от 24 июля 2002 № 555 «Об утверждении  правил подсчета и подтверждения  страхового стажа для установления  трудовых пенсий»;

- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.

В-четвертых, это десятки актов министерств и ведомств:

- Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуации»;

- Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия»5 и др.

Итак, на правовое регулирование  института трудового стажа направлен  целый комплекс разноуровневых нормативных актов.

Трудовой стаж имеет качественную и количественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа, является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В современный период нормативные  правовые акты, наука права социального  обеспечения выделяют несколько  видов трудового стажа:

    • Страховой стаж;
    1. Страховой стаж для расчета пенсий;
    1. Страховой стаж для расчета пособий;
    • Нестраховой стаж;
    1. Специальный трудовой стаж;

В. Общий трудовой стаж.

Трудовой стаж влияет на наличие и размер пенсий, пособий, льгот.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие  возраста 60 лет, и женщины, достигшие  возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее  пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная  выплата, назначаемая в целях  частичной компенсации утраченного  заработка или трудового дохода лицам, утратившим трудоспособность вследствие старости.

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ = ПК / Т + Б, где

 

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного  капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного  по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая  часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета  страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);

Б - фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или  являющихся инвалидами I группы), не имеющих  на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.6

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении  нетрудоспособных членов семьи, фиксированный  базовый размер страховой части  трудовой пенсии по старости устанавливается  в сумме 5 124 рублей в месяц.

Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или  являющихся инвалидами I группы), на иждивении  которых находятся нетрудоспособные члены семьи, фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается  в следующих суммах:

при наличии одного такого члена семьи - 3 416 рублей в месяц;

при наличии двух таких  членов семьи - 4 270 рублей в месяц;

при наличии трех и более  таких членов семьи - 5 124 рублей в  месяц.

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся  нетрудоспособные члены семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

при наличии одного такого члена семьи - 5 978 рублей в месяц;

при наличии двух таких  членов семьи - 6 832 рублей в месяц;

при наличии трех и более  таких членов семьи - 7 686 рублей в  месяц.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, лицам, проживающим в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается  на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).7

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых  установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой  части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного  коэффициента по новому месту жительства.

При выезде граждан за пределы  районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место  жительства фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется на общих основаниях.

Трудовая пенсия по инвалидности – это ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам  заработной платы и иного дохода, который они получали и утратили в связи с установлением инвалидности.

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. На назначение данного пособия, также влияет наличие трудового стажа.  Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.8

Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в  зависимости от группы инвалидности.

Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

 

П = ПК / (Т x К) + Б, где

 

П - размер трудовой пенсии по инвалидности;

ПК - сумма расчетного пенсионного  капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

К - отношение нормативной  продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную  дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность  страхового стажа до достижения инвалидом  возраста 19 лет составляет 12 месяцев  и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б - фиксированный базовый  размер трудовой пенсии по инвалидности.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в  следующих суммах:

при I группе - 5 124 рублей в  месяц;

при II группе - 2 562 рублей в  месяц;

при III группе - 1 281 рубля в  месяц.

Лицам, на иждивении которых  находятся нетрудоспособные члены  семьи, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается  в следующих суммах:

при I группе:

при наличии одного такого члена семьи - 5 978 рублей в месяц;

при наличии двух таких  членов семьи - 6 832 рублей в месяц;

при наличии трех и более  таких членов семьи - 7 686 рублей в  месяц;

при II группе:

при наличии одного такого члена семьи - 3 416 рублей в месяц;

при наличии двух таких  членов семьи - 4 270 рублей в месяц;

при наличии трех и более  таких членов семьи - 5 124 рублей в  месяц;

Информация о работе Понятие и виды трудового стажа