Понятие и виды трудового стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:17, дипломная работа

Описание работы

С самого своего зарождения общество представляло, что соплеменник, внесший трудовой вклад в жизнь общества заслуживал помощи во времена жизненных трудностей. В Древней Руси в общинной форме общественного устройство славяне представляли себе, что труд во благо общины был неизменной часть жизни каждого ее члена. Все добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Старики пользовались неизменным авторитетом, в силу своей опытности и знаний предшествующих поколений. Также община брала на себя бремя содержания беременных женщин и малолетних детей.

Содержание работы

1. Понятие, значение и история трудового стажа в сфере социального обеспечения……………………………………………………2
1.1. История возникновения и развития законодательного регулирования трудового стажа……………………………………………2
1.2. Понятие, значение и классификация трудового стажа в сфере социального обеспечения………………….……………………………….20
2. Виды трудового стажа и порядок его исчисления………….37
2.1. Виды страхового стажа и порядок его исчисления………...37
2.2. Специальный трудовой стаж и порядок его исчисления…..49
2.3. Общий трудовой стаж………………………………………...72
3. Актуальные проблемы трудового стажа……………………91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-1.docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

В страховой стаж включаются работа и (или) иная деятельность, предусмотренные в ст. 10 Закона о  трудовых пенсиях, а также засчитываются  иные периоды в соответствии со ст. 11 указанного Закона.

Закон о государственном  пенсионном обеспечении не содержит норм, предусматривающих правила  подсчета трудового стажа и порядок  его подтверждения. Однако, исходя из смысла положений статьи 10, эти правила  аналогичны правилам подсчета и порядку  подтверждения страхового стажа, предусмотренного ст. 13 Закона о трудовых пенсиях.

Анализ правового  содержания ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях позволяет сделать вывод, что различаются периоды работы и (или) другой деятельности, которые  включаются в страховой стаж (связаны  с уплатой страхового взноса), а  также периоды, которые засчитываются  в страховой стаж (не страховые  периоды).

Для включения  в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий:

- выполнение  работ на территории РФ;

- уплата страховых  взносов в Пенсионный Фонд  России за эти периоды.

Законодатель  также предусмотрел возможность  включения в страховой стаж периодов работы российских граждан за границей, если это установлено международными договорами, а также в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд России в добровольном порядке в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.26

К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся:

- военная служба (по призыву, по контракту);

- период ухода  одного из родителей за каждым  ребенком до достижения им  возраста полутора лет, но не  более 3 лет в общей сложности;

- период получения  пособия по безработице, участия  в оплачиваемых общественных  работах и время переезда по  направлению государственной службы  занятости в другую местность  для трудоустройства;

- период содержания  под стражей и отбывания наказания  необоснованно привлеченных к  уголовной ответственности, необоснованно  репрессированных и впоследствии  реабилитированных;

- период ухода,  осуществляемого трудоспособным  лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом  или лицом, достигшим 80-летнего  возраста.

Все перечисленные  периоды засчитываются в страховой  стаж при обязательном условии –  им должна предшествовать и (или) следовать  работа (независимо от продолжительности  – теоретически достаточно одного дня, вместе с тем в реальной жизни  работа такой продолжительности  считается случайной со всеми  вытекающими отсюда последствиями).

Продолжительность страхового стажа имеет значение лишь для определения права на трудовую пенсию.

Страховой стаж исчисляется только в календарном  порядке (без применения льготного  исчисления); при совпадении по времени  нескольких периодов (например, период работы и времени одновременного ухода за ребенком, в том числе  инвалидом) учитывается один из таких  периодов.27

На основании  п. 4 статьи 13 Закона о государственном  пенсионном обеспечении Постановлением Правительства РФ от 24.07.02 № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц  под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в  календарном порядке, в которую  включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в  том числе работа по найму за пределами  территории Российской Федерации), члена  колхоза или другой кооперативной  организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим  или служащим, подлежал обязательному  пенсионному страхованию; периоды  работы (службы) в военизированной  охране, органах специальной связи  или в горноспасательной части  независимо от ее характера; периоды  индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих  творческих союзов;

служба в Вооруженных  Силах Российской Федерации и  иных созданных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества  Независимых Государств, Вооруженных  Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах  внешней разведки, органах федеральной  службы безопасности, федеральных органах  исполнительной власти, в которых  предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в  органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего  СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались  по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской  войны и Великой Отечественной  войны;

периоды временной  нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или  профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения  пособия по безработице, участия  в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости  в другую местность и трудоустройства.

Таким образом, юридическое  значение общего трудового стажа  в том, что общий трудовой стаж сохраняет свое значение для конвертации  пенсионных прав застрахованных лиц  в пенсионный капитал на 01.01.2002.

В пункте 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях определено, что «в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим  трудовым стажем понимается суммарная  продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном  порядке...».28

Следовательно, включению в общий трудовой стаж подлежат только те периоды, которые  прямо предусмотрены п. п. 1 – 6 п. 4 названной статьи, и все они (без  исключения) подсчитываются в календарном  порядке.

Исчисление общего трудового  стажа производится в календарном  порядке с учетом Положения о  порядке подтверждения трудового  стажа, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР  от 04.10.1991 № 190.

Согласно ранее действовавшему закону о пенсиях, общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность  трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсионные выплаты. И если раньше наличие общего трудового стажа было необходимо для возникновения у работника права на пенсию (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет), то теперь он тоже учитывается, однако роль его при этом совершенно иная.29

Продолжительность общего трудового  стажа используется сейчас работниками  Пенсионного фонда для определения  величины пенсионного капитала, то есть величины накоплений будущего пенсионера на момент введения Закона № 173-ФЗ. Из этих накоплений рассчитывается страховая  часть пенсии. А это существенный момент, так как базовая часть  пенсии неизменна, всегда устанавливается  в твердых суммах, а страховая  составляющая – динамична и непосредственно  влияет на размер ожидаемых пенсионных выплат.

Иными словами, общий трудовой стаж влияет на размер пенсии тех лиц, кто начал свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ.

Итак, в трудовой стаж работника (общий трудовой, страховой) помимо времени фактической работы могут  входить и другие юридически значимые периоды. Другие периоды представляют интерес только для органов Пенсионного  фонда. Именно туда пойдет ваш сотрудник  с документами, добавляющими ему  необходимый стаж. Правда, в случае утраты (повреждения) трудовой книжки вам придется по требованию будущего пенсионера выдавать недостающие бумаги, например справку об имеющемся стаже, копию трудового договора. Таким  образом, ваша главная задача – правильно  рассчитывать периоды трудовой деятельности, отраженные в трудовой книжке работника, и помочь работнику сориентироваться при оформлении трудовой пенсии.

Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано  с реформой пенсионного обеспечения  в России. Впервые упоминание о  нем встречается в тексте Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения» от 01.04.96 № 27-ФЗ.

Из смысла действующих  нормативных актов выводим следующее  определение. Страховой стаж – это  суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного  лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в  Пенсионный фонд Российской Федерации.

При обстоятельствах, когда  возникает необходимость подтверждать наличие или констатировать отсутствие страхового стажа у определенного  работника.

Конечно же, при определении  права работника на трудовую пенсию, то есть на пенсию либо по старости, либо по инвалидности, либо по случаю потери кормильца.

Одним из условий назначения трудовой пенсии по старости (наряду с  достижением установленного возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) является наличие страхового стажа  продолжительностью не менее пяти лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).30

Если же речь идет о назначении других видов трудовых пенсий –  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, – то здесь важна  не сама продолжительность страхового стажа, а его фактическое наличие. При полном отсутствии страхового стажа  как такового устанавливаются так  называемые государственные пенсии.

 

2.2. Специальный  трудовой стаж и порядок его  исчисления

 

Изучая вопрос о специальном  трудовом стаже (выслуге лет), необходимо дать его определение – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая протекала либо в особых условиях труда, либо в определённой местности (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или на определённой территории (на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению), с чем законодательство связывает определённые правовые последствия. Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называют выслугой лет.31

Действующее российское законодательство выделяет несколько видов специального трудового стажа:

Стаж работы на отдельных  видах работ, который даёт право  на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с законом  о трудовых пенсиях. В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены условия назначения пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, а также учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

По установленным нормам, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости, следует учитывать, что у лиц, претендующих на установление пенсии на 1 января 2003 года, должно быть не менее половины требуемого специального стажа.

Стаж, который даёт право  на досрочное назначение трудовой пенсии по старости безотносительно к продолжительности  имеющегося на 1 января 2002 г. специального трудового стажа.32

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального законаN 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). По установленным нормам учитывают, что при назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми климатическими условиями применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального законаN 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Стаж государственной  службы, который даёт право на пенсию за выслугу лет в соответствии с законом о пенсионном обеспечении (ст. 2) – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Согласно ст. 2 ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные  служащие – это граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определённые Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на получение государственной пенсии в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 166-ФЗ.

Информация о работе Понятие и виды трудового стажа