Иностранец вправе осуществлять
трудовую деятельность в командировке
на территории иного субъекта РФ или
исполнять трудовые обязанности
при разъездном характере работы
вне пределов того субъекта, на территории
которого ему разрешено проживание
или выдано разрешение на работу./9/
Иностранцы вправе быть предпринимателями,
включая осуществление предпринимательской
деятельности без образования юридического
лица. Для ведения такой деятельности
необходима государственная регистрация,
требования к которой определяются
ФЗ от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей»
(с изменениями от 19 июля 2007 г.) о
порядке государственной регистрации
субъектов предпринимательской
деятельности./5/
Таким образом, принципы и
нормы, которым должно следовать
государство в определении правового
статуса иностранцев, закреплены в
Декларации о правах человека в отношении
лиц, не являющихся гражданами страны,
в которой они проживают, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1985
году. Такие нормы предусматривают: права
любого государства устанавливать правовой
режим иностранцев, учитывая при всём
этом свои международные обязательства;
обязанность иностранцев соблюдать законы
страны пребывания (жительства), а за их
нарушение нести ответственность наравне
с гражданами этой страны; недопустимость
массовых высылок иностранцев, законно
находящихся на территории данной страны
(индивидуальная высылка возможна только
по закону); право иностранных граждан
на защиту государства своего гражданства
(для того, чтобы иностранный гражданин
мог пользоваться своими правами, ему
должен быть предоставлен свободный доступ
в дипломатические представительства
и консульские учреждения государства
его гражданства).
1.3 Классификация
лиц прибывающих для ведения
трудовой деятельности
Классификацию лиц
прибывающих для ведения трудовой
деятельности на территории Российской
Федерации можно представить
следующим образом:
1. По правовому
статусу: Иностранный гражданин
- лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее
гражданство (подданство) иностранного
государства; Лицо без гражданства
- лицо, не являющееся гражданином
Российской;
2. По временному
принципу: Постоянно проживающие
в РФ иностранные граждане, т.е.
имеющие разрешение на постоянное
проживание, вид на жительство, могут
работать в РФ наравне с
местными гражданами. Временно пребывающие
в РФ иностранные граждане - могут
заниматься трудовой деятельностью,
если это совместимо с целями
их пребывания в стране. Действующее
законодательство России различает
постоянно проживающих и временно
пребывающих в стране иностранных
граждан. Иностранные граждане, находящиеся
на ином законном основании,
считаются временно пребывающими.
Они обязаны в установленном
порядке зарегистрировать свои
паспорта и выехать из страны
по истечении определенного срока
пребывания. Принадлежность к той
или иной категории имеет важное
практическое значение, поскольку
объем прав и обязанностей
иностранных граждан зависит
о того, к какой категории они
относятся. Правовой статус постоянно
проживающих (домицилированных) иностранцев
шире, чем иностранцев, лишь временно
находящихся на территории Российской
Федерации. Это касается, например,
таких важных вопросов, как трудовая
деятельность, пользование медицинской
помощью, предоставление социального
обеспечения. Действующее законодательство
проводит такое разделение, руководствуясь
не критерием длительности пребывания,
а правовыми основаниями нахождения
лица, степенью устойчивости правовой
связи его с государством.
3. Иностранные граждане,
не обладающие иммунитетами и
привилегиями: постоянно проживающие
и временно пребывающие в Российской
Федерации иностранцы, которые подчинены
юрисдикции России в полном
объеме, наравне с ее собственными
гражданами. Данная группа иностранцев
является в Российской Федерации
преобладающей, и с ней чаще
всего сталкиваются в ходе
своей профессиональной деятельности
работники органов внутренних
дел. Поскольку иностранцы могут
находиться в России с самыми
различными целями, то перечислять
все вряд ли представляется
возможным. К ним относятся
иностранные граждане, прибывшие
в Российскую Федерацию для
работы на различных совместных
предприятиях, иностранные студенты,
журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты
и многие другие.
4. Иностранные граждане,
наделенные определенными иммунитетом
и привилегиями. К данной группе
иностранных граждан, обладающих
определенными иммунитетами и
привилегиями, относятся сотрудники
дипломатических и консульских
представительств, члены правительствен
и парламентских делегаций, работники
межправительственных организаций и некоторые
другие лица.
5. Иностранные граждане,
получившие убежище.
В зависимости от
характера и объема предоставляемых
привилегий и иммунитетов обладающие
ими иностранные граждане могут
быть разделены на следующие подгруппы:
пользующиеся полным иммунитетом; пользующиеся
частичным иммунитетом.
К иностранным гражданам,
пользующимся полным иммунитетом от
юрисдикции Российской Федерации, относятся
главы дипломатических представительств
(в ранге послов, посланников), члены
дипломатического персонала представителей
(советники, торговые представители
и их заместители, военные атташе
и их помощники, первые, вторые и
третьи секретари, атташе и секретари-архивисты),
а также члены семей глав дипломатических
представительств и члены семей
дипломатического персонала представительств,
если они проживают вместе с указанны
лицами и не являются российскими гражданами.
Кроме того, к ним относятся еще и представители
иностранных государств (главы государств,
правительств и т.д.), члены пар и правительственных
делегаций, приезжающие для уча в межгосударственных
переговорах и конференциях или с другими
официальными поручениями, а также представители
иностранных государств, следующие для
тех же целей транзитом через территорию
нашей страны, и члены семей указанных
лиц, сопровождающие их (если они не являются
гражданами Российской Федерации). К этой
группе примыкают сотрудники некоторых
организаций (ООН, СБСЕ и т.п.).
Таким образом, значительную
роль в регулировании миграционных
процессов играет вступивший в силу
1 июля 2002 года Федеральный закон
«О гражданстве». Устранив нечеткость
существовавших ранее критериев, по
которым предоставлялось российское
гражданство, он упорядочил и саму процедуру
получения гражданства. В нем
приняты также существенные нововведения.
Например, одно из них предоставляет
иностранцам право на получение
российского гражданства при
условии непрерывного проживания на
территории РФ в течение пяти лет
со дня получения вида на жительство
(при всём этом допускается ежегодное
временное отсутствие в течение
трех месяцев)./3
2. Привлечение и
использование иностранной рабочей
силы в РФ
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции
РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в Российской Федерации правами
и несут обязанности наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
В целях защиты отечественного
рынка рабочей силы законодательством
предусмотрены ограничения на привлечение
иностранной рабочей силы. Согласно
ст. 17 Закона «О занятости населения
в РФ», привлечение в страну иностранной
рабочей силы является приоритетным
правом России. Как привлечение, так
и использование иностранной
рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством
Статья 11 Трудового кодекса
РФ распространяет действие трудового
законодательства, а также нормативно-правовых
актов, содержащих нормы трудового
права на трудовые отношения иностранных
граждан, если иное не установлено федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации. Однако на момент
вступления Кодекса в силу регулирование
соответствующих отношений осуществлялось
указами Президента РФ от 16.12.1993 г. №2146
«О привлечении и использовании
в РФ иностранной рабочей силы»
и от 29.04.1994 г. «О дополнительных мерах
по упорядочению привлечения и использования
в РФ иностранной рабочей силы».
Необходимость в принятии нового закона
определяющего правовой статус иностранцев,
была обусловлена и тем, что из 8 млн. человек,
которые въехали на территорию РФ из стран
ближнего зарубежья в последние 10 лет,
лишь 1,7 млн. получили статус вынужденного
переселенца или беженца. Влияние же нелегальной
миграции на рынок труда оказывается двояким
с одной стороны, они заполняют рабочие
места, не пользующиеся спросом у российских
граждан, с другой - способствуют сокрытию
налогооблагаемой базы, а значит, развитию
теневого рынка труда.
На сегодняшний день, доля
допустимых работников устанавливается
Постановлением Правительства РФ от
15.11.2006 г. «Об установлении на 2007 г. допустимой
доли иностранных работников, используемых
хозяйствующими субъектами, осуществляющими
деятельность в сфере розничной
торговли на территории РФ». Так, согласно
Постановлению, допустимая доля иностранных
работников в сфере розничной
торговли устанавливается: розничная
торговля алкогольными напитками, включая
пиво - 0%; розничная торговля фармацевтическими
товарами - 0%; розничная торговля в
палатках и на рынках с 15 января до 1
апреля 2007 - 40%; с 1 апреля по 31 декабря 2007
года - 0%; прочая розничная торговля
вне магазинов с 15 января до 1 апреля
2007 года - 40%; с 1 апреля по 31 декабря 2007 года
-0%. Ранее данное положение регламентировано
в правовых актах не было. /14/
Говоря о вопросе установления
случаев осуществления трудовой
деятельности иностранными гражданами
вне пределов субъекта РФ, на территории
которого им выданы разрешения на работу,
следует отметить, что на сегодняшний
день действует Постановление Правительства
РФ от 17.02.2007 г., которое устанавливает
перечень случаев, когда иностранным
гражданам разрешается работать
за пределами территории субъекта РФ,
в котором они получили разрешение
на трудовую деятельность или проживание.
Предусмотрено, что временно пребывающий
в РФ иностранный гражданин не вправе
осуществлять трудовую деятельность вне
пределов субъекта РФ, на территории которого
ему выдано разрешение на работу, а временно
проживающий - на территории которого
разрешено временное проживание. Временно
пребывающий в РФ иностранный гражданин
имеет право осуществлять трудовую деятельность
вне пределов субъекта РФ, на территории
которого им выдано разрешение на работу
в случае: направление в служебную командировку
сроком не более 10 календарных дней; если
постоянная работа осуществляется в пути
или носит разъездной характер и это определено
в трудовом договоре. При этом общая продолжительность
такой деятельности не может превышать
60 календарных дней. Временно проживающий
в РФ иностранный гражданин имеет право
осуществлять трудовую деятельность вне
пределов субъекта РФ, на территории которого
ему разрешено временное проживание в
случае: направление в служебную командировку
сроком не более 40 календарных дней в течение
12 календарных месяцев; если постоянная
работа осуществляется в пути или носит
разъездной характер и это определено
в трудовом договоре. При этом общая продолжительность
такой деятельности не может превышать
90 календарных дней в течение 12 календарных
месяцев.
Списки профессий и
работ, при выполнении которых иностранный
гражданин вправе осуществлять трудовую
деятельность вне пределов субъекта
РФ, на территории которого ему выдано
разрешение на работу или разрешение
на проживание, устанавливаются Рострудом.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона
разрешение на привлечение и использование
иностранных работников выдается работодателю
Федеральной миграционной службой России
или его территориальными органами при
наличии заключения территориального
органа Минтруда РФ. Однако работодатели
с первых же дней вступления Закона в силу
столкнулись с отсутствием нормативной
регламентации порядка выдачи соответствующих
заключений. В апреле текущего года эта
проблема была частично решена министром
труда РФ, направившим руководителям территориальных
органов министерства соответствующие
разъяснения, но лишь 15 июля 2003 года был
издан Приказ Минтруда РФ «Об организации
работы по подготовке и выдаче территориальными
органами Минтруда России по вопросам
занятости населения заключений о целесообразности
привлечения и использования иностранных
работников».
Согласно Приказу работодатель
имеет право обратиться с заявлением
по установленной им форме либо в
службу занятости по месту предполагаемого
привлечения и использования
иностранных работников, либо непосредственно
в территориальный орган Минтруда
РФ. К заявлению необходимо приложить
копию свидетельства о государственной
регистрации организации, а для
физических лиц - свидетельства о
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя и документ, удостоверяющий
личность. Срок подготовки заключения
исчисляется с момента регистрации
заявления работодателя в территориальном
органе и колеблется в пределах от 7
до 27 рабочих дней. При этом увеличение
срока зависит от желания территориального
органа Минтруда РФ использовать при даче
заключения предложений Центра занятости.
Имея на руках заключение
о целесообразности привлечения
иностранных работников, работодатель
может обратиться за получением разрешения
на привлечение и использование
иностранной рабочей силы в ФМС
с соответствующим заявлением, приложив
к нему помимо заключения проект трудового
договора или другие документы, подтверждающие
предварительную договоренность с
иностранными гражданами или иностранными
партнерами о намерении и об условиях
привлечения иностранных работников
Решение о выдаче разрешения принимается
в срок от 30 до 45 дней (в случае необходимости
проведения экспертизы). Работодатель,
получивший разрешение, обязан в месячный
срок направить в ФМС сведения о заключении
на основании разрешения трудовых договоров.
Форма выдачи разрешения на
работу и форма бланка подачи заявления
о разрешении на работу определена
Приказом ФМС от 25.12.2006 г., где утверждены
формы бланка: заявления выдаче иностранному
гражданину разрешения на работу, прибывающему
в РФ в порядке, требующем получения
визы; заявления о выдаче иностранному
гражданину разрешения на работу, прибывающему
в РФ в порядке, не требующем получения
визы; разрешения на работу иностранному
гражданину, прибывающему в РФ в порядке,
требующем получения визы; разрешения
на работу иностранному гражданину, прибывающему
в РФ в порядке, не требующем получения
визы.
Кроме того, установлено 3 режима
пребывания иностранных граждан
в нашей стране: временное пребывание,
временное проживание и постоянное
проживание. Два последних правовых
режима вообще исключают необходимость
соблюдения порядка привлечения
иностранных работников к труду,
регламентированного законом. Но здесь
работникам кадровых служб и руководителям
надо быть весьма осторожными. На практике
встречаются различные модификации
поддельных документов, якобы подтверждающих
временное либо постоянное проживание
иностранного гражданина. Прежде всего,
необходимо четко следовать положениям
Закона, устанавливающего, что документом,
подтверждающим временное проживание,
является разрешение на временное проживание,
а подтверждением постоянного проживания
может быть только вид на жительство.
Если же представленные документы внешне
соответствуют установленным образцам,
но возникает сомнение в их подлинности,
не лишним будет обратиться в указанный
в них орган внутренних дел
за подтверждением. При обнаружении
обмана со стороны работника после
заключения с ним трудового договора
он подлежит увольнению вследствие представления
работником работодателю подложных
документов при заключении трудового
договора. При непринятии данной меры
работодатель рискует оплатить расходы,
связанные с административным выдворением
за пределы РФ или депортацией иностранного
гражданина.