Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:39, курсовая работа
Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
1.1 Понятие иностранных граждан
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение
По данным исследования, проведенного ФМС РФ, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети мигрантов и всегда неофициально - с 29%.
Соответствие работы основной специальности одинаково редко встречается у всех мигрантов. Более половины мигрантов никак не используют в России свою профессиональную подготовку. Около четверти мигрантов - самозаняты (т.е. имеют собственный бизнес или заняты индивидуальным предпринимательством - с наймом или без найма работников), т.е. мигранты зачастую сами создают себе рабочие места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости к реальным условиям рынка труда, так и о том, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Очевидно, что работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала. Работодатели склонны нанимать нелегальных мигрантов, так как их можно уволить в любой момент не оплачивать дни болезни, недоплатить им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого найма мигрантов становятся притягательными для большинства работодателей.
Следует говорить о вовлеченности
нелегальных мигрантов в
Зачастую фразой "нелегальная миграция в СНГ" заменяют фразу "недокументированная трудовая миграция в СНГ", что является ошибкой. У России нет визового режима со республиками СССР (кроме Грузии и Туркмениии), откуда в основном идёт в СНГ трудовая миграция, поэтому нелегальной миграции из этих республик быть не может. Когда у трудовых мигрантов из стран безвизового въезда бывают не в порядке документы (нет разрешения на работу или нет регистрации, или эти документы просрочены), их следует называть "трудовые мигранты с неурегулированным статусом", или "недокументированные трудовые мигранты".
По данным органов власти
СНГ: «Экономический ущерб, причиненный
СНГ нелегальной миграцией в виде неуплаты
налогов, составляет более 8 000 000 000 долларов
… ежегодно мигранты вывозят из СНГ свыше
10 000 000 000 долларов» — заявил глава Федеральной
миграционной службы (ФМС) СНГ Константин Ромодановский,
15.09.2006 [источник не
Если, согласно официальным данным, доля иностранных работников составляла в 2009 году 3,1% от общей численности занятых в СНГ, то реальная доля, учитывая нерегулируемую составляющую миграции составит 8-9%. Этот показатель близок к соответствующей пропорции во многих принимающих странах Европы, таких как Италия, Великобритания или Германия.
СНГ в 2009 году официально приняла 581000 трудовых мигрантов. Число недокументированных трудовых мигрантов в СНГ в 2009 году по экспертным оценкам составило 3000000-5000000 человек.
Влияние имегрантов на численность населения.
В стране легально работают 3 000 000 человек
Таким образом, общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет от 4 000 000 до 6 000 000 человек человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону.
Численность населения России
Год |
Численность населения, млн. чел. |
2009 |
144,9 |
2010 |
142.9 |
2011 |
142.8 |
2012 |
143 |
2013 |
143,3 |
Численность населения нашей страны, по информации Росстата, на 01.01.2013 года составила 143,3 миллиона особей. Именно такая информация опубликована в отчете Росстата.
За прошлый год число людей,
постоянно проживающих в
При этом по сравнению с 2011 годом естественная убыль населения России уменьшилась почти на 129 тысяч человек и стала наименьшей с 1992 года.
О том, что мигранты компенсируют естественные потери населения России, Росстат сообщал еще в июне 2012 года. Тогда, по данным за первые пять месяцев года, число приезжих превысило естественную убыль на 86 процентов.
По данным Федеральной миграционной службы на октябрь 2012 года, в РФ насчитывается от трех до пяти миллионов нелегальных мигрантов. Всего же за год в Россию приезжает 10-12 миллионов иностранцев, из которых не менее 70 процентов составляют граждане
ФМС насчитала в Росcии 3,5 миллиона нелегальных мигрантов
В России насчитывается 3,5 миллиона нелегальных мигрантов. Такую цифру, как передает 15 октября "Интерфакс", назвала заместитель главы Федеральной миграционной службы (ФМС) Екатерина Егорова.
Количество нелегалов в России колеблется от трех до пяти миллионов человек. В данный момент эта цифра составляет 3,5 миллиона, сообщила Егорова. Она пояснила, что эти люди превысили срок пребывания в РФ и, скорее всего, работают незаконно. Всего за год, по данным ФМС, в Россию приезжает 10-12 миллионов иностранцев, уточняет РИА Новости. Из них 70-80 процентов - граждане стран-участниц СНГ.
В начале октября 2012 года в Госдуму поступил законопроект, ограничивающий въезд мигрантов. В частности, въезд на территорию России хотят запретить гражданам, которые ранее нарушили здесь закон.
В июне 2012 года Росстат обнародовал данные, согласно которым за последний год количество приезжих компенсировало естественную убыль населения, превысив ее на 86 процентов.
Однако страны-импортеры рабочей силы не только имеют доходы от нелегальной миграции, но и несут огромные невосполнимые потери. Прежде всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза выше, чем среди всего населения. Например, нелегальные мигранты из Азербайджана в подавляющем большинстве - мужчины в наиболее трудоактивных возрастах - 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45 лет и 16-19 лет. Высок образовательный уровень азербайджанских мигрантов: среди них по меньшей мере половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем. Страны СНГ - импортеры рабочей силы, теряют свой демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что негативно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей распадается, дети остаются без отцов. Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанными, потерять работу, быть высланными из страны. Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего, надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России.
Таким образом, под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Проблемы миграции затрагивают
почти все страны мира. Для
России вопрос миграции - один
из самых важных, но, к сожалению,
ресурсов для решения этого
вопроса катастрофически не
2. Основная проблема, которая
стоит перед государствами
3. Видно также, что миграция
оказывает существенное
4. Межгосударственные отношения
характеризуются тенденцией к
сближению национальных рынков
рабочей силы, все большей прозрачностью
границ, усилиями по взаимодействию
в области иммиграционного
5. Таким образом, трудовая
миграция как сложное
A. формированию и развитию
общего рынка труда стран СНГ,
замещению вакансий, которые не
привлекательны для местного
населения, смягчению
B. развитию предпринимательства и малого бизнеса;
C. наполнению потребительского
рынка товаров и услуг,
D. созданию среднего класса
как социальной основы
E. развитию человеческого
потенциала путем приобретения
опыта работы в иностранных
фирмах, освоения новых технологий
и овладения новой
F. поддержанию экономических
и трудовых связей между
6. В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.
A. Одно из главных из
них - слабая социальная защита
трудящихся-мигрантов либо
B. К недостаткам следует
отнести и краткосрочный
C. Нелегальная миграция
является питательной средой
для роста преступности, развития
торговли наркотиками, оружием,
Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.
Список использованных источников
1. Федеральный закон
от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О
государственной регистрации
2. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве РФ». С. 66.
3. Закон Российской
Федерации «О занятости
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 6 января 2007 г.). С. 81.