Привлечение к труду иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
1.1 Понятие иностранных граждан
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 218.74 Кб (Скачать файл)

По данным исследования, проведенного ФМС РФ, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети  мигрантов и всегда неофициально - с 29%.

Соответствие работы основной специальности одинаково редко  встречается у всех мигрантов. Более  половины мигрантов никак не используют в России свою профессиональную подготовку. Около четверти мигрантов - самозаняты (т.е. имеют собственный бизнес или заняты индивидуальным предпринимательством - с наймом или без найма работников), т.е. мигранты зачастую сами создают себе рабочие места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости к реальным условиям рынка труда, так и о том, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Очевидно, что работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала. Работодатели склонны нанимать нелегальных мигрантов, так как их можно уволить в любой момент не оплачивать дни болезни, недоплатить им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого найма мигрантов становятся притягательными для большинства работодателей.

Следует говорить о вовлеченности  нелегальных мигрантов в теневую  экономику России. Ситуация с неуплатой  налогов нелегалами совпадает с  ситуацией уклонения от налогов  легально работающих граждан России. По большей части проблема легальной  трудовой деятельности иностранцев  в России создается расхождением российского трудового законодательства с практикой его исполнения, когда  процедура легального привлечения  иностранцев крайне затруднена бюрократическими проволочками. К нелегальным мигрантам  относятся следующие группы лиц: Первая группа - лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а  также иностранцы, у которых объявленная  цель въезда не соответствует их подлинным  намерениям. Вторая группа - иностранные  граждане, обучавшиеся в странах  СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы  или работы не пожелавшие вернуться  на родину. Третья группа - это транзитные мигранты, которые намереваются выехать  в одну из стран Запада в целях  получения там работы или статуса  беженца. Наконец, к нелегальным  мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения  отказа от убежища.

 

 

 

     

 

Недокументированная трудовая миграция в СНГ


Зачастую фразой "нелегальная  миграция в СНГ" заменяют фразу "недокументированная  трудовая миграция в СНГ", что  является ошибкой. У России нет визового режима со республиками СССР (кроме Грузии и Туркмениии), откуда в основном идёт в СНГ трудовая миграция, поэтому нелегальной миграции из этих республик быть не может. Когда у трудовых мигрантов из стран безвизового въезда бывают не в порядке документы (нет разрешения на работу или нет регистрации, или эти документы просрочены), их следует называть "трудовые мигранты с неурегулированным статусом", или "недокументированные трудовые мигранты".

По данным органов власти СНГ: «Экономический ущерб, причиненный СНГ нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 000 000 000 долларов … ежегодно мигранты вывозят из СНГ свыше 10 000 000 000 долларов» — заявил глава Федеральной миграционной службы (ФМС) СНГ Константин Ромодановский, 15.09.2006 [источник не указан 1598 дней]. По экспертным подсчётам из СНГ ежегодно мигрантами вывозится от 2 300 000 000 долларов до 6 540 000 000 долларов

Если, согласно официальным  данным, доля иностранных работников составляла в 2009 году 3,1% от общей численности занятых в СНГ, то реальная доля, учитывая нерегулируемую составляющую миграции составит 8-9%. Этот показатель близок к соответствующей пропорции во многих принимающих странах Европы, таких как Италия, Великобритания или Германия.

СНГ в 2009 году официально приняла 581000 трудовых мигрантов. Число недокументированных трудовых мигрантов в СНГ в 2009 году по экспертным оценкам составило 3000000-5000000 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Влияние имегрантов на численность населения.

В стране легально работают 3 000 000 человек

Таким образом, общая численность  нелегальных мигрантов из всех стран  СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет от 4 000 000 до 6 000 000 человек человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону.

Численность населения  России

Год

Численность населения, млн. чел.

2009

144,9

2010

142.9

2011

142.8

2012

143

2013

143,3


 

Численность населения нашей страны, по информации Росстата, на 01.01.2013 года составила 143,3 миллиона особей. Именно такая информация опубликована в  отчете Росстата.

За прошлый год число людей, постоянно проживающих в России, увеличилось почти на 300 тысяч. Этот рост населения в России произошел  только за счет трудовых мигрантов, он и компенсировал потери русского и прочего населения — за 2012 год в России родилось 1,896 млн человек, а умерло больше — 1,898 млн.

При этом по сравнению с 2011 годом  естественная убыль населения России уменьшилась почти на 129 тысяч  человек и стала наименьшей с 1992 года.

О том, что мигранты компенсируют естественные потери населения России, Росстат  сообщал еще в июне 2012 года. Тогда, по данным за первые пять месяцев года, число приезжих превысило естественную убыль на 86 процентов.

По данным Федеральной миграционной службы на октябрь 2012 года, в РФ насчитывается  от трех до пяти миллионов нелегальных  мигрантов. Всего же за год в Россию приезжает 10-12 миллионов иностранцев, из которых не менее 70 процентов  составляют граждане

ФМС насчитала в Росcии 3,5 миллиона нелегальных мигрантов

В России насчитывается 3,5 миллиона нелегальных  мигрантов. Такую цифру, как передает 15 октября "Интерфакс", назвала  заместитель главы Федеральной  миграционной службы (ФМС) Екатерина  Егорова.

Количество нелегалов в России колеблется от трех до пяти миллионов  человек. В данный момент эта цифра  составляет 3,5 миллиона, сообщила Егорова. Она пояснила, что эти люди превысили срок пребывания в РФ и, скорее всего, работают незаконно. Всего за год, по данным ФМС, в Россию приезжает 10-12 миллионов иностранцев, уточняет РИА Новости. Из них 70-80 процентов - граждане стран-участниц СНГ.

В начале октября 2012 года в Госдуму  поступил законопроект, ограничивающий въезд мигрантов. В частности, въезд  на территорию России хотят запретить  гражданам, которые ранее нарушили здесь закон.

В июне 2012 года Росстат обнародовал  данные, согласно которым за последний  год количество приезжих компенсировало естественную убыль населения, превысив ее на 86 процентов.

 

Однако страны-импортеры  рабочей силы не только имеют доходы от нелегальной миграции, но и несут  огромные невосполнимые потери. Прежде всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди  мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза выше, чем  среди всего населения. Например, нелегальные мигранты из Азербайджана в подавляющем большинстве - мужчины  в наиболее трудоактивных возрастах - 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45 лет и 16-19 лет. Высок образовательный уровень азербайджанских мигрантов: среди них по меньшей мере половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем. Страны СНГ - импортеры рабочей силы, теряют свой демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что негативно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей распадается, дети остаются без отцов. Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанными, потерять работу, быть высланными из страны. Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего, надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России.

Таким образом, под нелегальной  миграцией понимается въезд граждан  одной страны в другую с целью  нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет  сформулировать следующие выводы.

1. Проблемы миграции затрагивают  почти все страны мира. Для  России вопрос миграции - один  из самых важных, но, к сожалению,  ресурсов для решения этого  вопроса катастрофически не хватает.  Из России уезжают не только неквалифицированные рабочие, но и специалисты из самых разных областей науки покидают свою родину с целью увеличения заработка и проведения исследований в определенной области науки. В эпоху стремительного научно-технического развития наша страна лишается человеческого потенциала, обеспечивающего экономическую и научную конкурентоспособность. Именно поэтому Правительство РФ должно побеспокоиться о создании необходимых условий работы и проживания, как квалифицированных специалистов, так и неквалифицированных, чтобы к середине XXI века Россия не деградировала и стояла на самой низшей ступени развития в области науки, образования, экономики и других областях.

2. Основная проблема, которая  стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие  в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира  в международном трудовом обмене  различна и зависит от основных  экономических параметров их  развития в современных условиях. Участие России в этом мировом  процессе неизбежно. ВВЕДЕНИЕ  типов миграционной политики  показало, что страны мира ведут  политику, обусловленную их положением  в мировых миграционных потоках.  В то же время, если в экономически  активное население стран-экспортеров  включить их население, находящееся  за рубежом, то уровень экономически  активного населения у стран-экспортеров  повышается, подтягиваясь к уровню  стран-импортеров, а у последних,  за вычетом заемных трудовых  ресурсов, понижается.

3. Видно также, что миграция  оказывает существенное влияние  на социально-экономическое и  демографическое развитие практически  всех стран, участвующих в этом  процессе. Это одно из самых  сложных демографических явлений,  так как на миграционное поведение  населения воздействует целый  комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

4. Межгосударственные отношения  характеризуются тенденцией к  сближению национальных рынков  рабочей силы, все большей прозрачностью  границ, усилиями по взаимодействию  в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для  стран с высоким уровнем экономического  развития, прежде всего, Северной  Америки и Западной Европы. Определенное  стремление к обобщению рынков  рабочей силы складывается и  у стран СНГ, причем по инициативе  Российской Федерации.

5. Таким образом, трудовая  миграция как сложное социально-экономическое  явление имеет свои плюсы и  минусы. Безусловно, что трудовая  миграция, прежде всего, приносит  очевидные социально-экономические  выгоды и способствует:

A. формированию и развитию  общего рынка труда стран СНГ,  замещению вакансий, которые не  привлекательны для местного  населения, смягчению безработицы  через создание новых рабочих  мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;

B. развитию предпринимательства  и малого бизнеса;

C. наполнению потребительского  рынка товаров и услуг, увеличению  налогооблагаемой базы страны, амортизации  инфляционных процессов;

D. созданию среднего класса  как социальной основы рыночной  экономики;

E. развитию человеческого  потенциала путем приобретения  опыта работы в иностранных  фирмах, освоения новых технологий  и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения  квалификации;

F. поддержанию экономических  и трудовых связей между странами  и народами, что является немаловажным  фактором развития интеграционных  процессов в Содружестве.

6. В то же время трудовая  миграция, особенно в нелегальной  форме, имеет и отрицательные  последствия.

A. Одно из главных из  них - слабая социальная защита  трудящихся-мигрантов либо вообще  ее отсутствие.

B. К недостаткам следует  отнести и краткосрочный характер  большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных  для трудящихся-мигрантов рабочих  мест.

C. Нелегальная миграция  является питательной средой  для роста преступности, развития  торговли наркотиками, оружием,  теневой экономики.

Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.

 

Список использованных источников

1. Федеральный закон  от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей»  (с изменениями от 19 июля 2007 г.). С. 66.

2. Федеральный закон  от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве  РФ». С. 66.

3. Закон Российской  Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 18.10.2007 г.). С. 67.

4. Федеральный закон  от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 6 января 2007 г.). С. 81.

Информация о работе Привлечение к труду иностранных граждан