Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:39, курсовая работа
Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
1.1 Понятие иностранных граждан
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ. Временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях в порядке, установленных законодательством РФ.
Иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в командировке на территории иного субъекта РФ или исполнять трудовые обязанности при разъездном характере работы вне пределов того субъекта, на территории которого ему разрешено проживание или выдано разрешение на работу.
Основанием для прекращения трудового договора с иностранным работником является пункт 12 части 1 статьи 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон не предусматривает предварительного предупреждения. Кроме того, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников.
На основании Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 «О трудовых книжках» (с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.), работодатель обязан оформлять трудовые книжки на каждого работника. В том числе и на иностранца, проработавшего у него более пяти дней, если эта работа является для него основной. Такая обязанность предусмотрена статьей 66 ТК РФ. Организация не имеет права принимать от работников трудовые книжки иностранных государств. Записи об общем (непрерывном) трудовом стаже из трудовой книжки иностранного образца в трудовую книжку российского образца не переносятся. Такое разъяснение приведено в письме Роструда Письмо Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. №908–6–1 «Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника».
Иностранные граждане могут
быть участниками хозяйственных
обществ и товариществ. Создание
иностранными гражданами хозяйственных
обществ и товариществ
Иностранцы вправе быть предпринимателями,
включая осуществление
Членами производственного кооператива могут быть не только российские граждане, но и наравне с ними иностранные граждане и лица без гражданства. (Федеральный закон от 08.05.1996 №41-ФЗ (с изменениями от 18.12.2006) «О производственных кооперативах»).
На основании ФЗ от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.), иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах.
Право иностранцев участвовать
в благотворительной
Иностранные граждане, лица
без гражданства и иностранные
юридические лица осуществляют архитектурную
деятельность наравне с российскими
гражданами и юридическими лицами,
если это предусмотрено
Таким образом, принципы и
нормы, которым должно следовать
государство в определении
2.2 Основные направления государственной политики РФ и зарубежных стран в области занятости
Документом, отражающим основные
направления государственной
Определенное влияние на рынок труда в России оказывает миграция населения. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции (в 2001–2008 годах миграционный прирост составил около 0,1 процента). Более существенно присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около 1,5 млн. человек). Сфера приложения труда нелегальных мигрантов – в основном строительство, торговля и сельское хозяйство.
Составляющие значительный
объем экономически активного населения
нелегальные мигранты оказывают
на рынок труда неоднозначное
действие: с одной стороны, заполнение
рабочих мест, не пользующихся спросом
у российских граждан, а также
создание дополнительных рабочих мест
в малом бизнесе, с другой стороны,
уход в теневую сферу и
Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы.
За 10 лет реформ большинство
организаций практически
Проблема кадрового потенциала
и ограниченность возможностей инвестирования
в современные технологии обусловливают
низкий уровень производительности
труда, которая выступает в качестве
определяющего фактора
Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды. Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения. Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной напряженности.
Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства.
В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения: обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку; разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения; динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям; создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
В области регулирования трудовой миграции: совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России; создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации; достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда; совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах; создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России.[30]
В целях пресечения нарушений порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных лиц 05.11.2006 г. вступил в действие ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях», где значительно ужесточена ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, согласно действующему ФЗ увеличился предельный размер административных штрафов за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранных работников. (Ст. 3.5 КоАП РФ); расширился перечень правонарушений при которых применяется административная ответственность в виде приостановления деятельности организации. (Ст. 3.12 КоАП РФ), который дополнен: нарушением установленных в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, нарушением установленного порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); увеличен срок давности для привлечения к ответственности за нарушение: иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в России, правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников). (Ст. 4.5 КоАП РФ); Ст. 18.8 КоАП дополнена пунктом 2, в соответствии с которым с 6 ноября 2006 года, несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания деятельности, признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей с выдворением за пределы Российской Федерации или без такового; а с 15 января 2007 года установлена ответственность временно и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан за непредставление уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации; увеличен размер административного штрафа за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. В ст. 18.8 КоАП РФ установлен штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Помимо штрафа возможно применение административного выдворения за пределы РФ; увеличен размер штрафа за нарушение принимающей стороной правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ. (Ст. 18.9 КоАП РФ); увеличен размер штрафа за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (Ст. 18.10 КоАП РФ); усилена ответственность за нарушение иммиграционных правил. (Ст. 18.11 КоАП РФ); за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. (Ст. 18.15 КоАП РФ). [31]