Привлечение к труду иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
1.1 Понятие иностранных граждан
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 218.74 Кб (Скачать файл)

2.            По временному принципу: Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане – могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граждан. Иностранные граждане, находящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания. Принадлежность к той или иной категории имеет важное практическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование медицинской помощью, предоставление социального обеспечения. Действующее законодательство проводит такое разделение, руководствуясь не критерием длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством. [17]

3.            Иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями: постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы, которые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

4.            Иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетом и привилегиями. К данной группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульских представительств, члены правительствен и парламентских делегаций, работники межправительственных организаций и некоторые другие лица.

5.            Иностранные граждане, получившие убежище.[18]

6.            В зависимости от характера и объема предоставляемых привилегий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане могут быть разделены на следующие подгруппы: пользующиеся полным иммунитетом; пользующиеся частичным иммунитетом.

К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (вранге послов, посланников), члены дипломатического персонала представителей (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипломатических представительств и члены семей дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанны лицами и не являются российскими гражданами. Кроме того, к ним относятся еще и представители иностранных государств (главы государств, правительств и т.д.), члены пар и правительственных делегаций, приезжающие для уча в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие их (если они не являются гражданами Российской Федерации). К этой группе примыкают сотрудники некоторых меж организаций (ООН, СБСЕ и т.п.). [19]

Таким образом, значительную роль в регулировании миграционных процессов играет вступивший в силу 1 июля 2002 года Федеральный закон  «О гражданстве». Устранив нечеткость существовавших ранее критериев, по которым предоставлялось российское гражданство, он упорядочил и саму процедуру  получения гражданства. В нем  приняты также существенные нововведения. Например, одно из них предоставляет  иностранцам право на получение  российского гражданства при  условии непрерывного проживания на территории РФ в течение пяти лет  со дня получения вида на жительство (при этом допускается ежегодное  временное отсутствие в течение  трех месяцев). 

 

1.2 Понятие занятости  по российскому законодательству  и ее виды

Закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Из этого определения  можно выделить четыре существенных признака, совокупность которых позволяет  отнести гражданина к категории  занятых.

Деятельность граждан, т.е. совершение определенных активных действий. К примеру, гражданин осуществляет определенный комплекс активных действий, выполняя трудовые функции на основании  заключенного трудового договора.

Нельзя рассматривать  отношения занятости в качестве предпосылки начала трудовой деятельности. Занятость – это длящееся отношение, которое характеризует состояние  определенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном заведении, и т.д.) и не может прерываться (прекращаться) моментом устройства на работу, поступления в институт и  др.

Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий «занятость»  и «деятельность», высказанное в  литературе.[20] В сфере общественного и индивидуального производства возможен один вид деятельности – труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, – не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие «занятость» как «деятельность» нет никаких оснований.

Высказанное мнение по поводу невозможности использования в  качестве критерия занятости понятия  «деятельность» представляется не вполне обоснованным.

Действительно, вступая в  трудовые правоотношения, занимаясь  предпринимательством, обучаясь в учебном  заведении и т.д., гражданин не осуществляет постоянно в течение  суток, недели, месяца какую-либо деятельность. Следует иметь в виду, что перерывы в ее осуществлении для человека необходимы физиологически. Поэтому  за ним, безусловно, сохраняется статус лица, находящегося в соответствующем  правоотношении работника, предпринимателя, учащегося, и в тех случаях, когда  гражданин на законных основаниях деятельность не осуществляет. Следовательно, в некоторых  случаях и, не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин все  равно признается занятым, например, работник, находящийся в ежегодном  оплачиваемом отпуске.

Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами, не прерывает  состояния занятости.

Вместе с тем любая  из перечисленных законодательством  сфер занятости в первоочередном порядке предполагает осуществление  определенной деятельности и только благодаря ей, имеет социальное значение. Например, вступая в трудовое правоотношение, работник обязуется выполнять трудовые функции, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка; поступая в высшее учебное заведение, студент обязуется изучать определенные научные дисциплины, а, регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность. Так или иначе, все указанные отношения основываются исключительно на определенной социально полезной деятельности, поэтому в отрыве от нее они теряют всякое правовое и экономическое значение. Существование того или иного правоотношения, в рамках которого реализуется в той или иной форме занятость, предопределяется исключительно деятельностью, по поводу которой правоотношение возникает.

Факт существования в  законодательстве положения, предусматривающего возможность отнесения гражданина к категории занятого в том  случае, когда он не осуществляет какой-либо деятельности, например, граждане, являющиеся учредителями организаций, за исключением  учредителей общественных и иных организаций, которые не имеют имущественных  прав в отношении них, является исключением, подтверждающим общее правило.

В связи с этим деятельность, не противоречащая закону и протекающая в определенных формах не может быть исключена из числа элементов, характеризующих понятие занятости, и именно она является его главным, определяющим признаком.

Занятость – это не просто деятельность, а деятельность, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей.[21]

В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для  нормального развития и существования  гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает  возникающие в процессе жизнедеятельности  расходы и удовлетворяет личные потребности.

Более того, поскольку в  РФ провозглашается свобода труда  и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются  и иные личные потребности при  выборе занятости. К ним могут  быть отнесены: место занятости, специфика  выполняемой деятельности, режим  занятости и другие характеристики вплоть до состава трудового коллектива. Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в  той или иной степени учитываются  им. В любом случае конечный выбор  вида занятости всегда определяется гражданином.

Занятостью считается  деятельность, не противоречащая законодательству РФ. Это положение вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В данной характеристике понятия занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом.[22]

Следует отметить, что в  некоторых случаях важным представляется как сама сфера занятости, так  и статус субъекта, осуществляющего  деятельность в данной сфере.

Нормы гражданского законодательства предусматривают необходимость  государственной регистрации предпринимательской  деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения  гражданского законодательства, и нет  оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной  российским законодательством, не может  рассматриваться в качестве занятости.

Еще одним признаком понятия  занятости является заработок, трудовой доход, полученный гражданином в  процессе осуществления деятельности, связанной с удовлетворением  личных и общественных потребностей и не противоречащей законодательству РФ. В данном определении термин «заработок» означает вознаграждение за личный труд, которое получают работающие по трудовому договору, а термин «трудовой доход» используется как  синоним вознаграждения за личный труд в процессе предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, как члена  кооператива и т.д.

Формулировка данного  положения в Законе позволяет  сделать вывод о том, что данный признак понятия занятости не является обязательным. Законодатель тем самым предоставляет возможность  признать гражданина занятым и в  случае отсутствия у него заработка  трудового дохода. Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, будет считаться занятым вне  зависимости от того, приносит его  деятельность прибыль или нет. В  конечном итоге вывод об отнесении  того или иного человека к числу  занятых следует делать с учетом положений законодательства РФ о  занятости населения, которое конкретизирует отдельные категории занятых.

Анализ законодательства о занятости населения позволяет  выделить следующие три группы занятых  граждан:

1.            лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) в сфере как общественного, так и личного труда;

2.            занятые иными видами общественно полезной деятельности;

3.            лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона.

В законодательстве и практике деятельности федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  государственную политику в области  занятости, сложились различные  классификации занятости в зависимости  от того или иного аспекта данного  общественного явления. Одна из распространенных классификаций занятости на основании  полноты охвата трудоспособного  населения – это ее подразделение  на полную и неполную. При этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не отдельных граждан.[23]

Словарь терминов, применяемых  в деятельности служб занятости, указывает, что полная занятость  представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью  удовлетворяется потребность граждан  в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей  силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным  регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется  право каждого гражданина на труд. Неполная занятость трактуется как  занятость в неполное рабочее  время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда  сокращается длительность рабочего времени с согласия или без  согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.[24]

Информация о работе Привлечение к труду иностранных граждан