Привлечение к труду иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
1.1 Понятие иностранных граждан
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 218.74 Кб (Скачать файл)

Такое разделение полной и  неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой классификации должно происходить  по полноте занятости в определенном смысле. Если в первом случае (определение  полной занятости) определяется занятость  населения в целом, то при определении  неполной занятости акцент ставится на занятости конкретного гражданина. Полная занятость – это занятость  населения при наличии естественного  уровня безработицы, подверженного  колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны. При этом под  естественным уровнем безработицы  понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень  безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую  силу – структурная безработица, а также поисками или ожиданием  работы – фрикционная безработица. Например, в США занятость определяется как полная лишь в том случае, если уровень безработных граждан  составляет 3% общего количества трудоспособного  населения. В российском же законодательстве это определение не имеет цифровых ориентиров, что негативно отражается на государственной политике в области  занятости в целом. Частичная  безработица – характерное и  в какой-то мере необходимое явление  для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется тем, что работник в связи с переменой работы, места жительства и т.п. выходит на определенное время из непосредственного производства. Это значит, что в каждый момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что обусловливается действием объективных законов воспроизводства независимо от уровня его организации и протекания. Кроме того, наличие социально приемлемого уровня безработицы оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов. Поэтому для эффективного осуществления государственной политики в области занятости в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы. Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную – полную безработицу.[25]

К сожалению, на сегодняшний  день российское законодательство, регламентируя  правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит  стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в  обеспечении полной занятости. Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной  организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами.

При этом оценка частичной  занятости различными государствами  происходит по-разному из-за двоякой  оценки данного социального явления. С одной стороны, расширение масштабов  частичной занятости вызывает недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, оно приводит к росту конкуренции  на рынке труда. Другие же, наоборот, поддерживают частичную занятость, которая позволяет сочетать трудовую деятельность с выполнением семейных обязанностей и с учебой, а также  обеспечить постепенный выход трудящихся на пенсию, избегая резкого изменения  режима работы и стиля жизни. Многие определения частичной занятости, принятые в различных странах, исходят  из трактовки, сформулированной Международной  организацией труда, которая под  частичной занятостью понимает регулярную занятость по найму при значительно  сокращенной продолжительности  рабочего времени.[26] Продолжительность рабочего времени при частичной занятости существенно ниже установленного стандарта. В законодательстве некоторых стран она меньше нормативного рабочего времени, как минимум, на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется).

Как показал зарубежный опыт, отсутствие точного определения  размера стандартной продолжительности  рабочего времени при частичной  занятости затрудняет выделение  данной категории граждан в общей  структуре трудоспособного населения. При определении частично занятых  лиц существуют трудности и иного  порядка. Например, человек, работающий по совместительству, может трудиться  на нескольких предприятиях как частично занятый, хотя и имеет в целом  полный объем трудовой нагрузки. Этот момент необходимо учитывать при  определении частичной занятости  гражданина в рамках законодательства.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается  правительственными органами как эффективное  средство борьбы с безработицей. При  этом частично занятые граждане в  ряде случаев имеют право на государственное  содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. Пособия для частично занятых устанавливаются в меньшем размере, чем пособия для полностью занятых, если учитывается размер трудовой нагрузки. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых.[27]

Таким образом, ориентируясь на мировой опыт регулирования проблем  занятости населения и международные  акты, Россия, как государство с  социально ориентированной рыночной экономикой, должна адекватно реагировать  на отношения, возникающие на рынке  труда. Отсутствие в части правового  регулирования вопросов частичной  занятости практически полностью  нивелирует социальную защиту и государственную  поддержку в обеспечении занятости  данной категории граждан.


 

2. Правовой статус  иностранных работников 

 

2.1 Особенности  правового статуса иностранных  граждан в отношении трудовой  деятельности на территории РФ

Разрешение на привлечение  иностранной рабочей силы выдает Федеральная миграционная служба РФ. С января 1996 г. работодатели, привлекающие работников из стран – участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осуществляет контроль за использованием (реализацией) разрешения. За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата – минимальный месячной оплаты труда.

Разрешительный порядок  не касается иностранцев и лиц  без гражданства, временно или постоянно  проживающих на территории Российской Федерации. Ограничения по трудоустройству  относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме – не дольше девяноста суток. (Ст. 25.8 ФЗ от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 10 января 2007 г.).

Срок пребывания может  быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного  органа. В случае же заключения таким  иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более  чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка  в миграционной карте.

Федеральный закон Федеральный  закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.), как и прежнее законодательство, предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России. Это означает, что, прежде чем на законных основаниях заключить с иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) работодатель обязан: иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу; получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника.

Для получения разрешения на привлечение и использование  иностранных работников работодателю необходимо обратиться в соответствующий  орган внутренних дел с заявлением о необходимости использования  иностранных работников и лиц  без гражданства с приложением  подтверждающих документов. В качестве документов, подтверждающих необходимость  использования иностранных работников, могут выступать проект трудового  договора либо другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с  иностранными гражданами или зарубежными  партнерами о намерении и условиях привлечения иностранных работников, а также копии учредительных  документов организации и пр. Обязательно  требуется представить заключение территориального органа, ведающего  вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения  в данном случае иностранных работников. Такие заключения должны основываться на принципе приоритетного права  российских граждан на занятие вакантных  рабочих мест и выдаваться с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения  трудовых ресурсов из других регионов страны, в целях предотвращения негативного  воздействия найма иностранных  граждан на условия занятости  граждан РФ. В разрешении указывается  общая численность привлекаемых иностранных работников, срок его  действия, основания для выдачи. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользоваться разрешением  на привлечение иностранной рабочей  силы, если по его вине возникает  угроза гибели людей или нанесения  ущерба их здоровью. При прекращении  деятельности предприятия или проведения им сокращения численности или штатов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от окончания срока, на который оно было выдано.

Особенности правового статуса иностранных  граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами; временно пребывающие в РФ иностранные граждане – это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лечение, на учебу, в отпуск, на отдых. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание. В то же время на основании пункта 6 статьи 13 закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ, учитывая региональные экономические связи, вправе устанавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного субъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта. [28]

Кроме того, в соответствии с абзацем 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные  трудовым законодательством и иными  актами, содержащими нормы трудового  права, распространяются на трудовые отношения  с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства  либо с их участием, международных  организаций и иностранных юридических  лиц, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Другими словами, иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от статуса проживания иностранного гражданина в РФ. В соответствии с законом Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.), временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ.

На иностранцев полностью  распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим  и служащим безопасность для жизни  и здоровья, постановления, запрещающие  сверхурочные работы, и другие правила  трудового законодательства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 21 июля 2007 г.) иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в РФ.

На иностранных работников распространяется положение статьи 91 ТК РФ о нормальной продолжительности  рабочего времени не более 40 часов  в неделю. Конкретная продолжительность  рабочего времени определяется в  трудовом договоре в соответствии с  правилами внутреннего трудового  распорядка организации. В зависимости  от условий и характера выполнения работы с иностранным работником может быть заключен трудовой договор  либо договор гражданско-правового  характера. На иностранных работников, работающих по трудовому договору, расспространяются положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон.

Информация о работе Привлечение к труду иностранных граждан