Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, порядок оформления трудовых книжек.
Цель исследования предопределили постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последованность исследования:
• раскрыть понятие трудовой книжки и ее функции;
• проанализировать историю становления и развития законодательства о трудовых книжках в России;
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Общие положения о трудовых книжках……………….…
1.1.Понятие трудовой книжки и ее функции……………………….…
1.2. История становления и развития законодательства о трудовых книжках в России……………………………………………………….
1.3. Форма трудовых книжек…………………………………………
Глава 2. Правовое регулирование порядка ведения трудовых книжек в Российской Федерации…………………………………..
2.1. Общие положения правил ведения трудовых книжек………..
2.2. Правила ведения трудовых книжек в особых условиях……..
Глава 3. Приобретение бланков трудовых книжек, их учет и хранение………………………………………………………………..
4.1. Порядок приобретения и учета трудовых книжек……………
4.2. Хранение трудовых книжек……………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список источников и литературы………………………………….
Словом, сколько
людей, столько и мнений. Опасения
противников отмены трудовых
книжек понятны, но также ясны
и стремления сторонников этой
идеи: они хотят приблизить
И все же вряд ли можно слепо доверять чужой практике. В нашей стране слишком много таких нюансов, которых нет на Западе. Поэтому важно не рубить сплеча.
Итак, доводов в пользу отмены трудовых книжек много. В настоящее время этот документ практически полностью потерял свою актуальность.
В настоящее время, принимая сотрудника на работу, вы самое пристальное внимание уделяете его трудовой книжке, страничка за страничкой изучая каждую запись. И это вполне объяснимо: иначе как узнать, подходит ли сотрудник на вакантную должность. Вы сверяете данные, содержащиеся в резюме претендента, с данными, отраженными в его трудовой книжке. Смотрите, какова продолжительность трудового стажа работника, в каких организациях он работал, как шло его продвижение по карьерной лестнице, не увольнялся ли он по виновным обстоятельствам. И только после этого делаете вывод, обладает ли соискатель необходимой деловой привлекательностью для вашей компании.
А теперь
представьте, что трудовой
Назовем три способа, которые при отсутствии трудовой книжки работодатель предполагает применять для того, чтобы среди массы претендентов выбрать нужного работника.
После отмены трудовой книжки на первый план при оценке будущего сотрудника выдвигаются трудовые договоры с прежних мест работы.
В заключении рассмотрении вопросов данного параграфа можно сделать следующие выводы.
Книжка Трудовая - это основной документ о трудовой деятельности работника. Трудовая книжка ведется на каждого работника, работающего в организации свыше 5 дней. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, специальность (должность); сведения о выполняемой им работе: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение; сведения о поощрениях и награждениях за успехи в работе в организации; сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях. Взыскания в трудовую книжку не записываются.
Таким образом, отмена трудовой книжки для работников – репрессивный акт. Он ужесточает не только увольнение-прием на работу (из-за необходимости предъявления непрерывной цепочки рекомендаций), но и условия труда, так как работник будет находиться под угрозой немотивированной выдачи негативного рекомендательного письма.
С точки зрения работника – трудовую книжку, как документ, подтверждающий стаж работы, заменить нечем.
Словом, трудовая книжка повышает у ее владельца чувство ответственности за работу, способствует укреплению дисциплины, значительно облегчает задачу правильного подбора кадров, позволяет существенно упорядочить работу органов социального обеспечения по назначению пенсий.
1.2. История
становления и развития
Бескорыстное служение государству - явление редкое, поэтому любой правитель скорее посадит на голодный паек всю страну, чем обделит чиновника или солдата. В Древней Руси весь государственный аппарат состоял лишь из княжеской дружины, собиравшей дань и защищающей мирных жителей против всякого рода половцев и печенегов. Никакая бюрократия не требовалась. Дружины были относительно небольшими, и каждый знал свои права и обязанности. Год от года количество управленцев росло, и возникла необходимость зафиксировать их права и обязанности. Поскольку место в государственной иерархии определялось не столько личными заслугами, сколько знатностью рода, в специальные книги - разрядные - вносили в основном сведения о происхождении, а заодно о перемещениях по службе. В разрядные книги попадали имена лиц, принадлежавших к государственной элите. Вести личные дела на приказных (мелкие чиновников) никому не приходило в голову.
Все переменилось
после того, как в 1722 году Петр
I издал Табель о рангах, регламентирующая
порядок прохождения
Между тем государство хотело превратить формулярные списки в средство контроля за деятельностью всех чиновников страны. В январе 1764 года посетившая Сенат Екатерина II была возмущена тем, что сенаторы не имели никаких сведений о представленных к наградам чиновниках. Результатом высочайшего гнева стал специальный указ «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновников через каждые полгода». Этот указ предписывал регулярно присылать в Сенат сведения обо всех чиновниках, указывая, «кто в каких чинах состоял и добропорядочно ль поступал, также не был ли в каких штрафах»22. А для того, чтобы местные канцелярии всегда имели бы под рукой информацию о своих служащих, императрица выпустила еще один указ, в котором говорилось о том, что:
1) в Сенате, в Коллегиях и во всех канцеляриях иметь журналы, не только о вступлении или принятии в службу каждого подчиненного с его происхождением, но и присовокуплять еще сюда, с каким кто достоинством и особенными заслугами или же, напротив того, пороком и погрешностью службу свою производил, также и за что, когда и как награжден или наказан был;
2) когда кто из одного
места в другое переведен
3) когда кому следует дать следующий чин об оных подавать представление в высшие инстанции с присовокуплением таких же аттестатов и с подробным объяснением, кто, где и как службу свою производил и какие кроме своего возраста заслуги имеет. Таким образом, надеется Ее Императорское Величество, что в скором времени как в Сенате, так и во всех других главных местах известны, будут прямые заслуги, достоинство и доброе поведение всех в статской службе обращающихся людей23.
В столице организовать подобную систему регистрации было несложно, но в провинции дело шло очень медленно. Переписка герольдмейстерской конторы Сената, ведавшей учетом чиновников, и местных канцелярий велась годами, а в итоге часто выяснялось, что на местах никакого учета нет. Но императрица не сдавалась. За время своего царствования Екатерина II подписала более десятка указов, регламентирующих ведение формулярных списков. В итоге к концу ее царствования был в общих чертах сформирован тот вид формулярного списка, который существовал вплоть до большевистской революции.
Государственная служба
была занятием
Чиновник в Российской империи налогов не платил, и государство не было заинтересовано в том, чтобы на государственную службу поступали представители податных сословий. Поэтому при поступлении на службу сведения о происхождении проверяли придирчиво, а если справок не хватало, то в формулярном списке делали примечание, что часть сведений документально не подтверждена. Несмотря на это, количество чиновников недворянского происхождения постоянно росло. Для того чтобы занять все вакансии, дворян элементарно не хватало. А манифест Екатерины II «О вольности дворянству» сделал государственную службу необязательной для дворян, что также дало разночинцам возможность сделать карьеру чиновника. Государству оставалось лишь наблюдать за тем, как его аппарат становится все менее аристократическим.
Стандартный формулярный
список, просуществовавший вплоть
до 1917 года, состоял из 15 граф. В первую
вносились чин, имя, отчество,
фамилия, должность, возраст,
Формуляры чиновников доставлялись в губернское правление, а оттуда отправлялись в Сенат. Современные историки относятся к российской бюрократии с огромной нежностью, поскольку сохранившиеся формулярные списки позволяют без особого труда восстановить биографию любого государственного служащего страны.
Строгой фиксации
подвергались перемещения по
службе не только чиновников,
но и военных и отчасти
Таким образом, формулярный список (Приложение 1) явился предшественником трудовой книжки. Государство превратило формулярные списки в средство контроля за деятельностью всех чиновников страны. В столице организовать подобную систему регистрации было несложно, но в провинции дело шло очень медленно. Стандартный формулярный список, просуществовавший вплоть до 1917 года, состоял из 15 граф.
Как известно, все российские оппозиционеры недолюбливали госчиновников. А радикалы, к числу которых принадлежали большевики, полагали, что государственная бюрократия исчезнет сразу же после революции.
В ленинских статьях
присутствуют утверждения о
Ленин полагал, что все трудящиеся получат возможность побывать управленцами, но никто не сможет стать профессиональным бюрократом: «Все будут управлять по очереди и быстро привыкнут, чтобы никто не управлял». Однако, придя к власти, большевики быстро забыли свои идеи всеобщего самоуправления. И хотя слова «чиновник» и «бюрократ» теперь употреблялись исключительно в качестве ругательств, чиновничий аппарат стал расти. А где есть чиновники, там возникает механизм, при помощи которого государство контролирует своих верных слуг24.
Особенностью советской
России было то, что новые правители
пытались всячески размыть
В первых большевистских
законодательных актах
В октябре 1918 года СНК издал Декрет о трудовых книжках для нетрудящихся. В этом документе говорилось, что поскольку труд является обязанностью граждан республики, то вместо паспортов и прочих удостоверений личности теперь будут использоваться трудовые книжки26. В перспективе трудовые книжки собирались выдать всем гражданам страны, но в первую очередь их должны были получить нетрудящиеся элементы, к которым были отнесены:
1) лица, живущие на
нетрудовой доход, поступления
с имущества, проценты с
2) лица, прибегающие к
наемному труду с целью
3) члены советов и
правлений акционерных обществ,
4) частные торговцы, биржевые
маклеры, торговые и
5) лица так называемых
свободных профессий, если они
не выполняют общественно-
6) всякие лица, не имеющие определенных занятий,- например, бывшие офицеры, воспитанники юнкерских училищ и кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники, частные поверенные и прочие лица данной категории27.
Поскольку речь шла о нетрудящихся, в трудовую книжку вносились сведения о выполнении возложенных на «нетрудящийся элемент» общественных работ. Не имеющие трудовой книжки могли быть оштрафованы на 1000 руб. или же подвергнуты тюремному заключению на срок до полугода. А поскольку трудовая книжка приобретала статус чуть ли не основного документа, без нее нельзя было ни перемещаться по стране, ни получать продовольственные карточки. Этот документ назывался временным трудовым свидетельством для буржуазии, однако на нем было написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а рядом располагался лозунг: «Кто не работает, да не ест!», в соответствии с приложением 2.
Победившие пролетарии
стали получать трудовые
1) все достигшие 16-летнего
возраста граждане Российской
Социалистической Федеративной
Республики обязаны иметь