Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа
В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист
Заявление
об оспаривании решения
12.5.
Взыскание обязательных
право на обращение в суд и порядок рассмотрения дел
Рассмотрение в арбитражных судах данной категории дел регулируется нормами ст. ст. 212 - 216 АПК РФ.
Особенности субъектного состава
Положениями ст. ст. 212, 213 АПК РФ предусмотрено, что право подачи в арбитражный суд заявлений о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций принадлежит государственным органам, органам местного самоуправления, иным органам, наделенным в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (контрольным органам). Ответной стороной по делам о взыскании обязательных платежей и санкций выступают лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность и обремененные обязанностями по уплате в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды обязательных платежей в установленном порядке.
В соответствии с действующим федеральным законодательством полномочиями по взысканию с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций в судебном порядке наделены: налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.
В сложившейся судебной практике заявителями по делам о взыскании обязательных платежей и санкций выступают налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов, а именно Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) и Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС РФ).
Заявления о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций подаются перечисленными выше органами в арбитражный суд в случаях, если федеральным законом не предусмотрен иной, внесудебный порядок взыскания указанных платежей.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривается иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов ПФР без обращения в суд.
В связи с этим при обращении налоговых органов, территориальных органов ПФР в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Пример.
По
результатам проверок налоговые
органы принимают решение о
В случае если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения (п. 1 ст. 104 НК РФ).
Следует отметить, что при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций суды учитывают тот факт, что п. 1 ст. 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 104 НК РФ налоговый орган обращается в суд с названным выше иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Поскольку данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, последнее может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Несоблюдение истцом соответствующей досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 108 либо п. 5 ст. 87 АПК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).
Примером внесудебного порядка может служить предусмотренный ст. ст. 46, 47 НК РФ порядок взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц налогов, не уплаченных в установленные законом сроки. В соответствии с ним взыскание недоимки с юридического лица производится посредством списания принадлежащих налогоплательщику денежных средств со счета в банке инкассовым поручением налогового органа либо посредством обращения взыскания на иное принадлежащее налогоплательщику имущество при участии судебного пристава-исполнителя.
Поступающие в арбитражный суд заявления о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, задолженности по страховым взносам в ПФР можно разделить на две группы:
1)
заявления о взыскании
2)
заявления о взыскании
Требования к заявлению
При подаче в арбитражный суд заявления о взыскании обязательных платежей и санкций налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов должны соблюдаться требования ст. ст. 125, 126, 213, 214 АПК РФ.
В
заявлении о взыскании
Кроме того, в заявлении должны быть изложены требования заявителя и обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования. Также заявление должно содержать ссылку на законы и иные нормативные акты, имеющие отношение к заявленному требованию. Помимо этого в заявлении должны быть указаны принадлежащие заявителю почтовые реквизиты и телефонные номера, а также сведения об известных заявителю почтовых реквизитах и телефонных номерах, принадлежащих ответной стороне. Указанные сведения необходимы для обеспечения суду возможности своевременного и правильного извещения сторон по делу о времени и месте проведения судебных заседаний, что, в свою очередь, необходимо для правильного и своевременного рассмотрения арбитражного дела.
Заявление налогового органа, т.е. инспекции МНС России по соответствующей территории, должно быть подписано руководителем или заместителем руководителя налогового органа.
Требования к соблюдению досудебного порядка
В соответствии с положениями п. 7 ст. 126 и ч. 2 ст. 214 АПК РФ к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций должен быть приложен документ, подтверждающий соблюдение заявителем досудебного порядка, предусмотренного ст. 213 АПК РФ, т.е. документ, подтверждающий направление заявителем в адрес ответной стороны требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке в срок, установленный заявителем. Несоблюдение заявителем указанного порядка влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 148 АПК РФ.
В случае если при рассмотрении дела в судебном заседании обнаружится, что заявление о взыскании обязательных платежей и санкций принято арбитражным судом к производству при отсутствии в материалах арбитражного дела документа, свидетельствующего о направлении заявителем в адрес ответной стороны требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке, рассматриваемое заявление должно быть оставлено судом без рассмотрения на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ.
При
подаче в арбитражный суд заявлений
о взыскании обязательных платежей
и санкций государственная
Особенности доказывания
Предметом доказывания являются обстоятельства:
1)
свидетельствующие о наличии
у ответной стороны
2) подтверждающие невыполнение ответной стороной указанной обязанности;
3)
свидетельствующие о
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
Сказанное означает, что заявитель обязан представить суду доказательства следующих фактов: наличия у ответной стороны обязанности по уплате обязательного платежа в бюджет или внебюджетный фонд; невыполнения ответной стороной указанной обязанности.
К документам, обосновывающим наличие обязанности по уплате обязательного платежа в бюджет или внебюджетный фонд, относятся:
-
документы, подтверждающие
-
документы, свидетельствующие
-
документы, подтверждающие
- расчет налога или сбора, подлежащего взысканию.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания санкций, наложенных уполномоченным органом за невыполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетный фонд либо иных обязанностей, касающихся деятельности плательщика, связанной с исчислением и уплатой налогов и сборов, также возлагается на заявителя.
В случае подачи в арбитражный суд заявления о взыскании санкции заявитель обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о наличии у ответной стороны неисполненной обязанности, т.е. наличии события правонарушения; подтверждающие соблюдение органом, уполномоченным на применение ответственности, соответствующих процессуальных норм.
Необходимо учитывать, что процессуальные нормы, регулирующие правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и иное социальное страхование, в федеральных законах, регулирующих правоотношения, связанные с деятельностью ПФР и ФСС РФ, отсутствуют.
Вследствие этого при рассмотрении указанных правоотношений следует руководствоваться процессуальными положениями, установленными НК РФ.
Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений содержатся в главе 15 НК РФ.
Так, следует отметить, что в п. 6 ст. 108 НК РФ, устанавливающий принцип презумпции невиновности, внесены изменения. В связи с тем что суммы штрафных санкций могут взыскиваться также и по решению налогового органа, из пункта изъято упоминание о том, что виновность лица в совершении налогового правонарушения должна быть установлена вступившим в законную силу решением суда.
Изменения, внесенные в ст. 112 НК РФ, вменяют в обязанность налоговому органу устанавливать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налоговых правонарушений, и при наложении штрафа учитывать их, соответственно уменьшая или увеличивая сумму штрафа.
Согласно положениям п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.