Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Заявление об оспаривании решения административного  органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной  пошлиной, а в случае ее уплаты (что  на практике встречается довольно часто) пошлина подлежит возврату заявителю.

 

12.5. Взыскание обязательных платежей  и санкций:

право на обращение в суд и порядок  рассмотрения дел

 

Рассмотрение  в арбитражных судах данной категории  дел регулируется нормами ст. ст. 212 - 216 АПК РФ.

 

Особенности субъектного состава

 

Положениями ст. ст. 212, 213 АПК РФ предусмотрено, что право подачи в арбитражный суд заявлений о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций принадлежит государственным органам, органам местного самоуправления, иным органам, наделенным в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (контрольным органам). Ответной стороной по делам о взыскании обязательных платежей и санкций выступают лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность и обремененные обязанностями по уплате в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды обязательных платежей в установленном порядке.

В соответствии с действующим федеральным  законодательством полномочиями по взысканию с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций в судебном порядке наделены: налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

В сложившейся судебной практике заявителями  по делам о взыскании обязательных платежей и санкций выступают налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов, а именно Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) и Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС РФ).

Заявления о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций подаются перечисленными выше органами в арбитражный суд в случаях, если федеральным законом не предусмотрен иной, внесудебный порядок взыскания указанных платежей.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривается иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов ПФР без обращения в суд.

В связи с этим при обращении  налоговых органов, территориальных  органов ПФР в арбитражные  суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями  о взыскании налогов, страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Пример.

По  результатам проверок налоговые  органы принимают решение о привлечении  нарушителей к ответственности  за совершение налогового правонарушения. Перед обращением в суд соответствующий  налоговый орган обязан соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Он заключается в том, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения (п. 1 ст. 104 НК РФ).

Следует отметить, что при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о  взыскании налоговых санкций  суды учитывают тот факт, что п. 1 ст. 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 104 НК РФ налоговый  орган обращается в суд с названным  выше иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.

Поскольку данная норма не содержит положений  о форме соответствующего требования, последнее может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Несоблюдение  истцом соответствующей досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные  п. 6 ч. 1 ст. 108 либо п. 5 ст. 87 АПК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).

Примером  внесудебного порядка может служить  предусмотренный ст. ст. 46, 47 НК РФ порядок  взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц налогов, не уплаченных в установленные законом сроки. В соответствии с ним взыскание недоимки с юридического лица производится посредством списания принадлежащих налогоплательщику денежных средств со счета в банке инкассовым поручением налогового органа либо посредством обращения взыскания на иное принадлежащее налогоплательщику имущество при участии судебного пристава-исполнителя.

Поступающие в арбитражный суд заявления  о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую  деятельность, задолженности по страховым  взносам в ПФР можно разделить на две группы:

1) заявления о взыскании задолженности,  т.е. недоимок, пеней и штрафов  по страховым взносам в ПФР,  возникшей по состоянию на 1 января 2001 г.;

2) заявления о взыскании задолженности,  т.е. недоимок, пеней и штрафов  по страховым взносам в ПФР, возникшей после введения в действие Закона о пенсионном страховании, т.е. после 20 декабря 2001 г.

 

Требования  к заявлению

 

При подаче в арбитражный суд заявления  о взыскании обязательных платежей и санкций налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов должны соблюдаться требования ст. ст. 125, 126, 213, 214 АПК РФ.

В заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть указано  наименование ответной стороны, место  ее нахождения. В случае если в качестве ответной стороны выступает физическое лицо, в заявлении необходимо указать его фамилию, имя, отчество, место жительства, дату и место рождения, сведения о его государственной регистрации в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Обязательность указания в заявлении перечисленных сведений обусловлена необходимостью внесения указанных сведений в исполнительный лист в случае вынесения судом решения об удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, в заявлении должны быть изложены требования заявителя и обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования. Также заявление должно содержать ссылку на законы и иные нормативные акты, имеющие отношение к заявленному требованию. Помимо этого в заявлении должны быть указаны принадлежащие заявителю почтовые реквизиты и телефонные номера, а также сведения об известных заявителю почтовых реквизитах и телефонных номерах, принадлежащих ответной стороне. Указанные сведения необходимы для обеспечения суду возможности своевременного и правильного извещения сторон по делу о времени и месте проведения судебных заседаний, что, в свою очередь, необходимо для правильного и своевременного рассмотрения арбитражного дела.

Заявление налогового органа, т.е. инспекции МНС России по соответствующей территории, должно быть подписано руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

 

Требования  к соблюдению досудебного порядка

 

В соответствии с положениями п. 7 ст. 126 и ч. 2 ст. 214 АПК РФ к заявлению  о взыскании обязательных платежей и санкций должен быть приложен документ, подтверждающий соблюдение заявителем досудебного порядка, предусмотренного ст. 213 АПК РФ, т.е. документ, подтверждающий направление заявителем в адрес ответной стороны требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке в срок, установленный заявителем. Несоблюдение заявителем указанного порядка влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 148 АПК РФ.

В случае если при рассмотрении дела в судебном заседании обнаружится, что заявление о взыскании обязательных платежей и санкций принято арбитражным судом к производству при отсутствии в материалах арбитражного дела документа, свидетельствующего о направлении заявителем в адрес ответной стороны требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке, рассматриваемое заявление должно быть оставлено судом без рассмотрения на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ.

При подаче в арбитражный суд заявлений  о взыскании обязательных платежей и санкций государственная пошлина  заявителями в федеральный бюджет не уплачивается.

 

Особенности доказывания

 

Предметом доказывания являются обстоятельства:

1) свидетельствующие о наличии  у ответной стороны обязанности  по уплате обязательного платежа  в бюджет или внебюджетный  фонд;

2) подтверждающие невыполнение ответной стороной указанной обязанности;

3) свидетельствующие о соблюдении  органом, уполномоченным на применение  ответственности, необходимых процессуальных  норм.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.

Сказанное означает, что заявитель обязан представить  суду доказательства следующих фактов: наличия у ответной стороны обязанности  по уплате обязательного платежа  в бюджет или внебюджетный фонд; невыполнения ответной стороной указанной обязанности.

К документам, обосновывающим наличие  обязанности по уплате обязательного  платежа в бюджет или внебюджетный фонд, относятся:

- документы, подтверждающие правовой  статус лица, осуществляющего предпринимательскую  и иную экономическую деятельность (свидетельство о государственной регистрации организации в государственном реестре юридических лиц либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица);

- документы, свидетельствующие о  постановке лица, осуществляющего  предпринимательскую и иную экономическую  деятельность, на налоговый учет; нормативный акт представительного  органа местного самоуправления  об установлении обязанности уплаты местного налога или сбора на территории соответствующего муниципального образования (в случае взыскания налога или сбора местного значения);

- документы, подтверждающие наличие  у плательщика объекта, облагаемого  налогом или сбором;

- расчет налога или сбора, подлежащего взысканию.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для взыскания санкций, наложенных уполномоченным органом  за невыполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую  деятельность, обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетный фонд либо иных обязанностей, касающихся деятельности плательщика, связанной с исчислением и уплатой налогов и сборов, также возлагается на заявителя.

В случае подачи в арбитражный суд  заявления о взыскании санкции заявитель обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о наличии у ответной стороны неисполненной обязанности, т.е. наличии события правонарушения; подтверждающие соблюдение органом, уполномоченным на применение ответственности, соответствующих процессуальных норм.

Необходимо  учитывать, что процессуальные нормы, регулирующие правоотношения, связанные  с уплатой страховых взносов  на обязательное пенсионное и иное социальное страхование, в федеральных  законах, регулирующих правоотношения, связанные с деятельностью ПФР и ФСС РФ, отсутствуют.

Вследствие  этого при рассмотрении указанных  правоотношений следует руководствоваться  процессуальными положениями, установленными НК РФ.

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений содержатся в главе 15 НК РФ.

Так, следует отметить, что в п. 6 ст. 108 НК РФ, устанавливающий принцип  презумпции невиновности, внесены изменения. В связи с тем что суммы  штрафных санкций могут взыскиваться также и по решению налогового органа, из пункта изъято упоминание о том, что виновность лица в совершении налогового правонарушения должна быть установлена вступившим в законную силу решением суда.

Изменения, внесенные в ст. 112 НК РФ, вменяют  в обязанность налоговому органу устанавливать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налоговых правонарушений, и при наложении штрафа учитывать их, соответственно уменьшая или увеличивая сумму штрафа.

Согласно  положениям п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается  невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Информация о работе Арбитражные суды