Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:09, дипломная работа
Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства.
Введение………………………………………………………………...3
1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления
1.1. Государственное управление, как особый вид
социального управления……………………………………………….9
1.2. Понятие местного самоуправления и его отличие от
государственного управления. …………………………………..….20
1.3. Теории о местном самоуправлении………………………….…34
2.1. Роль государства в развитии местного самоуправления …….41
2.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. ……………………………………………………………52
3.1. Основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….66
3.2. Пути преодоления проблем развития местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………75
Заключение………………………………………………………..…84
Список использованных источников……………………………....97
По мнению Авакьяна С.А., взаимодействия местного самоуправления и государства строятся на следующих основополагающих моментах106.
1)государство в Конституции Российской Федерации и законах провозглашается существование местного самоуправления, его самостоятельность и вместе с тем подробно регулирует организацию местного самоуправления.
2)государство может не только разграничить сферы ведения свои и местного самоуправления, но и подключить местное самоуправление к реализации государственных функций.
3)государство призвано
4) государство и его органы
имеют право контроля за
5) у государства нет права
на административную отмену
По мнению М.М. Ишмуратова, в ходе формирования новой российской модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного, самостоятельность органов местного самоуправления оказалась в большей мере формальной нежели реальной, оправданность такой позиции отмечают отдельные российские исследователи, например Васильев В, подчеркивающий, что быть свободным от государственного присутствия местного самоуправления не может.
Местное самоуправление в Российской Федерации воплощает в себе два начала: общественное и государственное, что и определяет его место в системе публичной власти. В свою очередь, публичная власть может быть рассмотрена как система, которая имеет определенные территориальные рамки, а также распространяется на определенное население. В данной системе Конституция Российской Федерации выделяет два уровня - уровень государственной власти, организационно воплощенный в системе органов государственной власти, и уровень местного самоуправления, на котором власть реализуется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления. Положения ст.12 Конституции РФ, закрепляющие организационную обособленность местного самоуправления, стали объектом серьезной критики со стороны некоторых исследователей, поскольку они позволяют рассматривать местное самоуправление в отрыве от государственной власти107. По мнению же Н.Л.Пешина, указанная статья препятствует широкому, не санкционированному законодательно применению механизмов административного воздействия органов (должностных лиц) государственной власти на органы (должностных лиц) местного самоуправления.108
В последнее время формируется модель взаимодействия государства и местного самоуправления, в основе которой лежит «концепция взаимозависимости». Её сущность заключается в том, что центральные органы строят отношения с местными органами на основе переговоров, компромисса и обмена информацией
Механизм взаимоотношений государства и местного самоуправления предполагает не только одностороннее влияние на муниципалитеты со стороны государства, но и наличие "обратной связи". В настоящее время возможности оказания влияния на государство со стороны муниципальных образований весьма незначительны. Это проявляется, в первую очередь, в отсутствии четко прописанных в законе рычагов влияния муниципалитетов на решения, принимаемые государством и затрагивающие вопросы местного значения. Анализ практики функционирования органов местного самоуправления показывает, что наиболее эффективными являются два канала влияния местного самоуправления на государство: судебный и общественно-политический. Судебный канал заключается в возможности обжаловать действия и решения органов государственной власти обоих уровней, нарушающие права местного самоуправления. Вторым эффективным рычагом воздействия муниципальных образований является активизация деятельности различных объединений муниципальных образований: Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, Союза российских городов, Ассоциации сельских муниципальных образований и др. Так, Конгресс муниципальных образований систематически проводит работу по обсуждению и доведению до широкого круга общественности законодательства о местном самоуправлении.
Таким образом, система
взаимоотношений Российского
Основными проблемами
развития местного
Безуспешные предыдущие попытки проведения муниципальной реформы, реализации федерального закона от 28.08.1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Проблемы нормативно – правового характера: отсутствие четкого разграничения полномочий органов государственной и муниципальной власти, формирование собственной компетенции органов местного самоуправления, разработка и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований, правовая неопределенность статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица.
Проблемы финансово
– экономического характера: отсутствие
у муниципальных образований
собственных средств для
Проблемы организации управления муниципальными образованиями: структура и функции местных органов власти; совершенствование системы управления муниципальными образованиями .
Проблемы социальной политики: не заинтересованность и неготовность населения к самостоятельному осуществлению местного самоуправления.
Далее следуют такие проблемы: как: реформа жилищно-коммунального хозяйства; реорганизация агропромышленного комплекса; развитие и выживание малых городов; землепользование; поддержка предпринимательства; развитие народного образования; развитие культуры и спорта; проблемы здравоохранения; медицинское страхование; историко-краеведческие вопросы; инновационная деятельность муниципалитетов; бенчмаркинг (информация об опыте работы своих коллег; об опыте работы выборных органов местного самоуправления об опыте развития экономики муниципальных образований; об опыте внедрения и привлечения инвестиционных программ; об опыте проведения реформ в различных сферах деятельности муниципального образования; о зарубежном опыте.
Для решения выявленных проблем необходима четкая разработанная стратегия, учитывающая особенности социального и экономического развития России.
С целью обеспечения финансовой автономии муниципальных образований необходимо:
сократить предусмотренного, Налоговым кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 г., перечня юридических лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога109;
усовершенствовать методику кадастровой оценки земли;
предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации права самостоятельно индексировать ставки земельного налога в пределах, установленных федеральным законодательством;
передать органам
Закрепить за органами местного самоуправления муниципального образовани полномочия по предоставлению бюджетных услуг, потребление которых локализовано в границах муниципального образования.
внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленные на увеличение нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в местные бюджеты111.
Стимулировать развитие предпринимательства, частного сектора, мелкого и среднего бизнеса на местах
Отдельные же государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, должны финансироваться а за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам соответственно из федерального и региональных бюджетов.
Ввести в муниципальных образованиях институт муниципального консалтинга.
С.Г. Соловьев, вносит предложение кодифицировать муниципальное законодательство в форме Муниципального кодекса Российской Федерации112.
В данном кодексе возможно
детально расписать модели организации
муниципальной власти, систематизировать
нормы действующего законодательства
о компетенции местного самоуправления,
разграничение компетенции
Однако, необходимо отметить, что проблему неготовности жителей и руководителей муниципальных образований к самоуправлению, невозможно решить путем принятия или отмены какого либо нормативного акта, в чем и состоит вся сложность данного вопроса. Это объясняется менталитетом российского общества, долгое время зависящие от власти и находящиеся под её жестким контролем. Необходима смена поколений, правовое развитие общества.
Таким образом, в современной России во взаимодействии государственной власти и местного самоуправления имеет наибольшее значение установление взаимовыгодного партнерства и взаимной ответственности в деле обеспечения жизненных потребностей территориального сообщества. Органы государственной власти обязаны создать условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие органам местного самоуправления. Так как быть свободным от государственного присутствия местное самоуправление не может.
Список использованных источников
Нормативные акты
Специализированная литература
Информация о работе Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие